Клив Бакстер при помощи полиграфа продемонстрировал, что растения эмоционально реагируют на события, происходящие в их окружении, особенно на намерения человека по отношению к ним. Этим он доказал, что мы обитаем в живой и чувствующей, а не инертной и мертвой окружающей среде. Он также показал, что сила, отвечающая за передачу эмоциональных намерений- все еще не измеренная и не идентифицированная современной наукой- легко проникает через все известные физические барьеры, в том числе свинец и бетон. И вновь мы имеем дело с «тонкими и неуловимыми силами, влияющими на поведение живых организмов».
Так запоздало и неохотно наука пришла к допущению наличия тонких и неизвестных сил. Может быть, это будет началом мудрости? В свое время электричество было такой же неизвестной силой; сама его природа до сих пор остается нам неизвестной. Однако, поведение электричества было так тщательно выверено и исследовано, что человек получил возможность использовать эту силу для своих нужд. Так не должны ли все тонкие и неизвестные силы быть законным предметом тщательного и методичного научного изучения?
Параллели с работой Артура Форда здесь очевидны. В течение сорока лет он предоставлял существенные и последовательные свидетельства того, что древняя вера человека в выживание после биологической смерти- не религиозная гипотеза, а научный факт. Множество ученых воспользовались его щедрой открытостью для сотрудничества, чтобы провести свои собственные наблюдения. Они завершали свои исследования, убежденные в подлинности феномена, подтверждая тезис: «Человек переживает смерть. Но поскольку силы, используемые физически мертвыми людьми для общения с живущими, «тонки и непознанны», большая часть научного сообщества медлит с началом дальнейших поисков».
Возможно, это и окажется той скалой, о которую разобьется догматическая наука. Форд демонстрировал коммуникацию с людьми, полагаемыми «мертвыми»; он демонстрировал ее на четырех континентах в течение сорока лет; иногда- по телевидению, перед миллионами свидетелей. Как известно из истории, отрицание доказательств никогда не влияло на их ценность и значимость. Наоборот, это всегда приводило к тому, что и отрицание, и сами отрицатели в конечном счете оказывались на задворках истории. Если позитивистская философия и материалистическая наука будут продолжать свой прежний курс на отрицание без исследований, они пополнят ряды других устаревших и вышедших из употребления верований. Конечно, никто не предлагает, чтобы догматической астрологии и догматическому спиритуализму было оказано большее доверие, чем догматическому отрицанию. На самом деле всего лишь предлагается уделить должное внимание тем силам, действие которых было успешно продемонстрировано и которые послужили изначальной причиной возникновения веры в посмертное выживание- и сделать это независимо от любых догм, возникших вокруг данной проблемы. Случай с астрологией служит нам примером. Десять лет назад астрология была «гигантским обманом». Сегодня наши наиболее известные и уважаемые ученые подтверждают существование феноменов, на которых первые астрологи строили свои утверждения. Не слишком ли затягивается аналогичное возобновление изучения свидетельств, относящихся к выживанию человека после смерти? Мы обеспечиваем правительственное финансирование научных проектов, связанных с бесчисленным разнообразием «практичных» и «непрактичных» манипуляций с физическими объектами. Некоторые из них весьма банальны. Но есть ли что-нибудь более важное для всего человечества, чем дальнейшее, более детальное знание о той жизни, которая ожидает каждого из нас?
В университете штата Вирджиния были начаты исследования реинкарнации под руководством известного профессора психологии Яна Стивенсона, при участии нескольких психиатров, применяющих методы регрессии памяти под гипнозом, чтобы открыть воспоминания о предыдущей жизни человека. После тщательного изучения сообщений о случаях предполагаемой реинкарнации у детей профессор Стивенсон сообщил, что исходя из имеющихся доказательств, традиционная гипотеза реинкарнации кажется более приемлемой, чем другие альтернативные предположения.
Иногда случаи такого типа настолько поразительны, что сообщения о них попадают в печать и привлекают внимание миллионов людей. Один из последних случаев, получивших широкую огласку, недавно произошел в Индии. Восьмилетняя девочка начала весьма настойчиво просить своих родителей, чтобы ей позволили «повидать мужа». Увещевания родителей, что ей только восемь лет, и у нее нет мужа, не возымели результата. Родители обратились к психиатру, который посоветовал им сделать так как она просит и посмотреть, что будет дальше. Как и требовала девочка, было вызвано такси, и водитель отвез ее по тому адресу, который она указала. Приехав на место, она без колебаний направилась в одну из квартир, где, как выяснилось, жил мужчина. Она абсолютно точно указала ему местонахождение вещей, которые он искал, и сообщила ему множество других фактов. Казалось, тяжкая ноша спала с его плеч. Он поблагодарил девочку, после этого она уехала и снова стала абсолютно нормальным ребенком. Этот мужчина был вдовцом, жена которого скончалась как раз незадолго до того, как девочка начала требовать возможности «повидаться с мужем».
Каждое поколение людей на протяжении 10000 лет сталкивалось лицом к лицу с неопровержимыми свидетельствами выживания человеческой личности после смерти. И чем более тщательно и непредвзято изучаются эти доказательства, тем более убедительной становится их справедливость. Не существует никаких разумных аргументов, которые могли бы служить оправданием для дальнейшего затягивания всеобщего признания продолжения человеческой жизни за чертой смерти.
Какие чудесные перемены произойдут в нашем мировоззрении, наших планах и устремлениях, нашем поведении и общем благополучии, если этот грандиозный факт будет принят- не просто как вера, но в качестве руководства к действию! Это бы несомненно означало новое рождение для науки, по сей день находящейся в плену у собственного неверия. Когда мы обратим всю мощь имеющихся в нашем распоряжении исследовательских методов на те силы, которые наука сегодняшнего дня отвергает как «тонкие и неуловимые», для всех нас откроются новые перспективы существования за пределами известного нам земного бытия. Мы будем знать о потустороннем мире так же хорошо, как мы сейчас знаем о мире за горизонтом. Страх смерти исчезнет, угроза смертью потеряет свою силу, и все те, чья власть держится на этой угрозе, лишатся своего статуса и положения. Возникнет новая психология, основанная на иной системе представлений. Человек больше не будет одержим лихорадочным стремлением взять себе как можно больше и испробовать все, пока не придет смерть и не отберет то, что он успел нажить. Наши мотивации будут ориентированы на продолжающуюся жизнь, а не на смерть. Мы все чудесным образом как будто родимся заново.
Я не уверен, что вся ответственность за нашу неспособность осознать эти перспективы лежит исключительно на реакционных кругах в научной академической структуре. Есть основания полагать, что здесь существует и другая причина- доминирующий в общественном сознании тип личности, который можно назвать «Твердым Американским Парнем». Наших мальчиков с самого детства приучают к этому образу, до такой степени, до которой они только способны выдержать. Сначала их обучают пинкам и захватам, затем, когда они достаточно подрастут- кулачному бою, приемам каратэ и смертельным ударам. Единственное место, заслуживающее уважения, это место на самом верху, а наверху может оказаться лишь Твердый Парень. Он всегда практичен, то есть имеет дело только с теми вещами, которые можно потрогать и пощупать. Все, что невидимо и неосязаемо(если это не может немедленно произвести то, что можно потрогать и пощупать) отметается в сторону Твердым Парнем потому, что это кажется ему туманным, мечтательным и непрактичным, а Твердый Парень чрезвычайно практичен. Вот почему в деловых кругах бытует поговорка: «Из приятных людей не получаются президенты банков».
Но как терпеливо показывает нам история на протяжении вот уже нескольких веков, такая жестокая практичность работает не слишком хорошо. У других наций, конечно, есть свои Твердые парни, и каждая нация считает, что именно ее национальная марка твердого характера-самая твердая. В конечном счете, трагедия «практичного человека» заключается в том, что он на самом деле непрактичен. Поскольку в его расчетах не остается места «тонким и неуловимым
силам», эти расчеты ведут к его собственному уничтожению.
С каждым днем это утверждение все больше превращается из академической истины в наглядный и очевидный факт. Отравив все вокруг ядами, возникающими в результате их «чрезвычайно практичной» деятельности, «практичные люди» поставили на грань уничтожения саму окружающую среду, от которой зависит их собственное существование. Если только они не станут достаточно практичными, чтобы вовремя ограничить себя, эти «практичные» мужчины и женщины в ближайшие тридцать лет произведут на свет больше детей, чем их родилось за последний миллион лет. Такое перенаселение определенно будет означать конец человеческой жизни в том виде как мы ее знаем, а возможно, и конец всей человеческой жизни в ее физической форме. Стать причиной голода, неизмеримых страданий, а возможно, и полного вымирания человечества, не кажется очень практичным. Образ Твердого Американского Парня, как и его иностранных «собратьев», явно устарел. Для всех людей, способных видеть и понимать происходящее, пришла пора думать, чувствовать и жить в новой, более расширенной реальности человеческого и космического осознания.