Смекни!
smekni.com

Онтология Платона (стр. 2 из 6)

В построении универсальной модели реальности Платон исходит из противопоставления двух начал (архэ) – умопостигаемого (нефизического) и чувственного (физического), что является дуализмом. Для определения умопостигаемого космоса Платон вводит термины идея, эйдос, или форма. Под идеей Платон понимает не просто понятие (умственное представление), но реально, до умственного представления существующую целостность. Идея – не мысль, а то, по поводу чего возникает мысль; это сущность вещи – то, что делает вещь тем, что она есть. В этом контексте Платон употребляет также термин парадигма (образец), указывая, что идея составляет всегда тождественную себе модель каждой вещи, образец, то, чем вещь должна быть.

Эту самотождественную целостность Платон определяет также терминами «в себе» и «для себя» («прекрасное само по себе», «благо в себе», др.).

Эти определения выражают безотносительность и стабильность, т. е. – абсолютный характер идей. Так, «идея в себе и для себя» означает, например, что «прекрасное» или «истинное» таковы не в восприятии субъекта (как у Протагора), но, наоборот, – совершенно не зависимы от субъекта и предписаны ему абсолютным образом, т. е. безусловны в своей реальности.

Идеальный космос представляет собой иерархию таких сущностей (идей) и расположен вне («поверх») космоса физического, образуя «Гиперуранию» («наднебесную» область), – но, опять же, не в пространственном, а в онтологическом смысле. В иерархии идеальных сущностей «нижние» (частные, обусловленные) идеи подчинены «верхним» (общим, главенствующим), вплоть до идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных идей и не обусловлена никакой другой, т. е. абсолютна. Это – идея Блага.

Благо – это основание, которое:

1) Производит бытие и сущность;

2) Делает идеи познаваемыми, а ум – познающим;

Это – потенция (исток) всей иерархии. Другое обозначение Блага (в устной академической традиции) – Единое.

Единое – основание Блага, «Благо в себе»; все, что ни производит Единое, – благостно, поэтому Благо – функциональный аспект Единого. Единому противостоит начало множественности – Диада. Из соединения Единого и Диады вырастает система всех идей.

Природу Единого, или Блага (как и любой идеи вообще) можно определить трояко: Единое (идея) есть принцип бытия (сущность, субстанция, образ-образец), принцип истинности и познаваемости (т. к. лишь то, что определено, оформлено – становится умопостигаемым, познаваемым), принцип ценности, или предел достоинства упорядоченного существования, – т. к. именно оформленность дает порядок, структурное совершенство (или иначе: мера – норма, принцип строжайшей соразмерности). Единое (Благо) и Диада порождают (но не во времени, а вечно в реальности, онтологически) весь идеальный космос, начальными формами которого являются Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие, за ними следуют Равенство – Неравенство, Сходство – Непохожесть и др. Все последующие выступают частями по отношению к предыдущим, но подробная структура мира идей у Платона отсутствует.

Космогония. Идеальный мир выступает образцом материального. Но если множественность идей творится посредством принципа Диады (тоже идеального начала), то создание мира вещей опосредовано другой реальностью – материей, «лежбищем чувственного», или «хорой» [chora – пространственность].

Творцом (и вершиной, первопринципом) чувственного мира является Демиург, некий Бог-творец (мыслящий и волящий, стало быть, личностный). Взяв за образец мир идей, он использовал «хору» (уже бывшую от века пространственную реальность) и породил из нее физический космос. Демиург произвел мир для добра и из любви к благу и наделил его: совершенством (логосным – структурным, восхитительно упорядоченным – телом), жизнью и пониманием. Эти свойства – функции души мира, которая была создана из сущности по принципу тождества и различия так, что тело мира – находится внутри нее.

Теология. Платон определяет сверхчувственную реальность как божественную. Божественные функции разделены между:

1) Идеей Блага (Единого) (абсолютным основанием подлинного бытия);

2) Демиургом (разумным и волящим создателем, творцом мира);

3) Мировой душой (живой и прекрасно упорядоченной целостностью чувственного мира).

4) Высший принцип, источник и основание существующего (Благо) у Платона – имперсонален;

5) Демиург – личен, но он вне мира идей;

6) Божественность множественных душ – души мира и душ всех вещей и людей (которым сопутствуют демоны – демоны-хранители и демоны-посредники, самый яркий из которых Эрос) – дань политеизму.

Таким образом, в учении самого теологичного (в христианском смысле) из древнегреческих мыслителей структурно встроен политеизм.

Гносеология. Стремясь определить систему искусств и наук, необходимых для воспитания философа, Платон исследует проблему постижения истины и передачи знания. (Причем последнее имело для него не, только теоретический, но и практический интерес, – как главная задача схоларха (основателя школы – Академии), занятого воспитанием философов).

Процесс познания Платон представляет как систему его уровней и форм. Путь и результат познания соответствует тому, что познается. Основное деление знания обусловлено делением реальности на умопостигаемую и чувственную. Соответственно, основными формами знания являются разумное и чувственное. Разумное познание, в свою очередь, делится на то, которое можно вывести путем рассудочного размышления – dianoia, и то, которое осуществляется путем созерцательного (интуитивного) проникновения в суть вещей, непосредственного идеального схватывания ее – noesis. Чувственное познание дает знание вещей (становящегося, или того, что постоянно возникает из бытия-идей и небытия-материи), это – мнение, doxa. Мнение разделяется на простое воображение – eikasia (знание теней и подобий), и верование (доверие к очевидному) – pistis. Мнение может стать достоверным, если будет обосновано каузально, через выявление причин (оснований) чувственных вещей, тогда знание из doxa превращается в episteme – науку. Типологически episteme сходно с dianoia, только первое есть результат рассудочного обоснования чувственных данных, второе – рассудочной аналитики интуиций.

Высшим типом знания, дающим постижение совершенной, чистой истины, является, как уже указано, noesis, или разумное созерцание (интуиция). Этот тип знания осуществляется как припоминание [anamnesis] истины, скрытой в глубине человеческой души.

Т. е. подлинное знание Платон трактует как знание-припоминание. Его предпосылками выступают:

1) Идеи, хранящиеся в душе (полученные в результате созерцания душой мира истины (царства идей) в период до ее воплощения и в случае, если она была добродетельна и способна вместе с богами подняться на край неба, Олимпа, чтобы созерцать Гиперуранию);

2) События земного существования, стимулирующие припоминание истины.

Итак, формы знания – это: мнение-doxa (воображение-eikasia + верование-pistis), обоснование-мнений-episteme, обоснование-интуиций-dianoia и умозрение-noesis.

В повседневном обиходе люди довольствуются doxa, математики поднимаются к dianoia, и только философы достигают высшего знания – noesis. Диалектически сочетая усилия интеллекта (рассудка) и незаинтересованного созерцания (умозрения, инутиции), философы восходят от идеи к идее, пока не достигнут безусловного, Блага. Мотивом диалектического движения к истине (Благу, Единому) является любовь к ней (Эрос). Подлинный путь познания Платон представляет как любовную аналитику. Суть любви – в желании прекрасного, или – что то же – блага, счастья, бессмертия, абсолютной истины, подлинности и обладания ею – мудрости. То, что в расхожем смысле слова люди называют любовью, есть лишь крайне малые части истинной любви, и лишь действительно любящий знает, как преодолеть одну за другой отдельные ступени любви и достичь ее полноты, или того, что есть стремление к абсолютно прекрасному. В мире любовь существует в трех основных проявлениях:

1) Физическая любовь, или желание владеть красивым телом и породить в нем другое тело (уже здесь есть желание бессмертия, т. к. телесное рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу);

2) Влюбленная очарованность душой стимулирует рождение духовных явлений. К нему способны: возвышенно влюбленные, одержимые искусством, приверженцы справедливости и закона, создатели чистой науки;

3) Любовь к прекрасному в его абсолютном совершенстве, к которой способна лишь цельная, добродетельно «сбалансированная» душа. В такой душе любовь приобретает всю возможную ей силу и становится посредником между миром вещественным и миром идеальным. Только любовь способна осуществить переход между двумя онтологически противоположными мирами, соединить идеальную природу с чувственной, бессмертную – со смертной. Так же, как Демиург силой любви творит иное бытие – чувственный космос – по образцу идей, – так и сотворенные души силой любви стремятся выйти за пределы чувственного и созерцать идеальное.

Таким образом, работа Эроса с его тоской по сверхчувственному состоит в «воспламенении» души, влечении ее к бессмертию и блаженству, в пробуждении заключенных в ней (забытых при телесном воплощении) когда-то созерцавшихся абсолютных истин.

В ряду познавательных форм, помимо диалектики (истинного познания), периферийное место отводится искусству (подражанию, мимесису) и риторике, т. к. они воздействуют на самые слабые стороны души – жажду развлечений и бездумную доверчивость.

Антропология Платона дуалистична и остается в рамках орфического противопоставления тела и души. Предзаданной целью человеческого существования является обретение душой бессмертия, т. е. освобождение от смертного тела. Земной путь освобождения состоит в культивировании познания, которое расценивается как очищение души. Причем процесс рационального познания со временем становится процессом морального обращения, преображения. В той мере, в какой познание ведет от чувственного к сверхчувственному, – один мир преображается в другой, из иллюзорного пространства душа попадает в подлинное. В этом и состоит добродетель. Таким образом, диалектика в подлинном своем существе есть преображение. (Здесь наследуется сократовское понимание добродетели как знания истины).