Поиск наиболее универсальных тестов можно было бы продолжить, тем более что в арсенале современного педагога имеется ещё целый ряд других, не менее интересных пособий. На примере двух ярких и наиболее используемых в музыкально-педагогической практике сборников мы хотели обратить внимание не только на бесспорные плюсы тестирования как системы проверки знаний учащихся, но и отметить ее очевидные минусы.
Поэтому использование данной формы контроля в качестве основной и единственной в рамках итогового урока по музыкальной литературе в 7 классе едва ли уместно. Однако все вышеперечисленные положительные качества системы делают возможным её применение в процессе промежуточной аттестации учащихся.
Безусловно, тестирование не решает таких задач, как развитие навыков аналитического мышления, стилистики устной и письменной речи и, как итог, раскрытия творческого потенциала личности ребёнка. При всей сложности поставленной задачи, предполагаем, что такой универсальной и всеобъемлющей формой контроля знаний на современном этапе может стать коллоквиум, речь о котором пойдет в следующем разделе.
Собеседование, коллоквиум – не просто ли? Не сложно?
Согласно информации, изложенной в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова,[14] «коллоквиум – это разговор, беседа преподавателя с учащимися, имеющая целью выяснить познания учащегося; род экзамена. Собеседование, – исходя из того же источника – беседа на научные, политические и т.п. темы[15]». Поскольку одно определение практически повторяет другое, в дальнейшем мы не будем разграничивать эти понятия, считая их синонимами.
Долгое время форма собеседования применялась в обучении преимущественно вузовского звена. Ее использовали в случаях проверки знаний во время приёмных испытаний либо в качестве вспомогательного вида контроля в ходе учебного процесса.
В музыкальной школе данная форма контроля существует сравнительно недавно. Первые коллоквиумы появились в рамках проведения технического зачета или академического концерта по специальности. Учащиеся должны были ответить на ряд дополнительных вопросов по музыкально-теоретическим предметам до или после проигрывания основной программы. Подобная практика продолжается до сих пор.
Наиболее уместно применение собеседования в условиях итогового урока по музыкальной литературе. В последние годы данная форма контроля знаний всё чаще используется преподавателями. При этом русскоязычных работ, посвящённых разработкам основных положений коллоквиума и методическому обоснованию, в настоящее время не существует. Поэтому мы считаем необходимым начать с выяснения определения.
Допустим, что коллоквиум – это такая форма контроля знания учащихся, которая предполагает краткий (устный) опрос по определённому и заранее оговоренному кругу вопросов. Предвидятся возражения. «Это слишком легко!» - скажут многие. Тогда, возможно, коллоквиум – это непринуждённая и свободная беседа по поводу любой из пройденных тем курса. «Это нереально!» – воскликнут другие. От первого постулата нужно оттолкнуться, ко второму необходимо стремиться – вот наша позиция. Несмотря на всю сложность поставленной задачи, на трудности, возникающие при подготовке якобы «непринужденной беседы», попытки приблизиться к её выполнению дадут, по нашему глубокому убеждению, гораздо больший результат, чем любой правильно «разгаданный» тест. Таким образом, мы предполагаем, что коллоквиум является универсальной и всеобъемлющей формой контроля знаний, как в рамках предмета «специальность», так и на занятиях теоретического цикла, в частности, музыкальной литературы. Именно на подобном собеседовании учащиеся начинают не только анализировать музыку, но и сопоставлять произведения разных композиторов, соотносить факты их жизни и творчества, и, самое главное, – учащиеся приобретают навыки грамотного построения словесной речи.
Конечно, подготовка к такому уроку требует от преподавателя серьёзной предварительной работы, да и сам ход урока часто оставляет желать лучшего. Безусловно, педагогу намного проще собрать злосчастные листочки с выстраданными ответами, проверить их и поставить оценки. Гораздо больше времени и сил требует устный опрос, беседа с учащимся. Приходится слушать косноязычные ответы, зачастую изобилующие неправильными ударениями в произнесении слов (из опыта собственной работы), более того, и конечный результат радует педагога далеко не всегда. И всё-таки, мы убеждены – стоит пробовать, в любом случае это будет движение вперёд.
В рамках данного раздела мы определим необходимые условия организации коллоквиума как формы контроля знаний учащихся. Большая часть изложенных принципов является итогом многолетней практики автора, основанной на опыте работы с учащимися различных отделений детской музыкальной школы.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на три основных направления, в рамках которых и происходит подготовка и организация коллоквиума. Все направления представляют собой сложный комплекс педагогических, методических, организационных, культурных элементов, и каждый из них – неотъемлемая часть единого образовательного пространства коллоквиума. Первый, основной компонент, который должен учитывать педагог, избравший коллоквиум формой контроля знаний, – это предварительный, или подготовительный этап, подразумевающий тщательное продумывание занятия задолго до его реализации. Второй, не менее важный – это сам процесс, ход урока, который может смодулировать заранее составленный план в новую, не предполагаемую сферу. Третий, заключительный, этап – это подведение итогов и оценка результатов проведённого коллоквиума. Рассмотрение каждого из обозначенных направлений – подготовительного, процессуального и оценочного – составляет, соответственно, три последующих подраздела.
1. Подготовительный этап коллоквиума
На подготовительном этапе необходимо, на наш взгляд, учитывать, в первую очередь, следующие факторы: грамотный выбор темы, определение основного круга вопросов, отнесенность к той или иной форме занятия (типология), а также технические параметры и возможности.
Тема
Начиная подготовку к коллоквиуму, в первую очередь необходимо определить тему. Выбранная тема должна быть объявлена учащимся заранее. Количество возможных вариантов не ограничено. Это может быть и изучение монографических исследований («Жизнь и творчество М.И. Глинки»), и приуроченность к юбилейным датам («400 лет опере», «Моцарт. 250 лет со дня рождения», «Шостакович. 100-летний юбилей»), и обобщающие разделы («Русская опера», «Развитие жанра симфонии»), и связанные со смежными видами искусств («Музыкальное прочтение Пушкина», «Передвижники и творчество М.П.Мусоргского») и многие другие. Важно помнить, что не стоит считать итоговый урок итоговым в прямом смысле слова, то есть включать максимальное количество материала за все годы обучения. В нашем понимании «итоговый» – это возможность для учащихся показать накопленные навыки в умении рассуждать и размышлять, разговаривать и общаться. Не стоит забывать, что стремление устроить собеседование по всему курсу, в конечном итоге может привести всё к тем же 64 вопросам и неминуемой зубрёжке. Иначе говоря, тема итогового занятия может быть локальной, выбранной свободно, исходя из ситуации в классе и, возможно, доступности материала.
В нашей практике одна из интереснейших тем возникла после совместного посещения преподавателя с учащимися премьерного показа оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в Саратовском академическом театре оперы и балета. Данная постановка запомнилась саратовцам новаторским подходом, парадоксальным режиссерским решением. В дальнейшем, в ходе коллоквиума вместо традиционного обсуждения особенностей стиля и творчества композитора, завязалась бурная полемика и желание разгадать режиссерский замысел (не без участия преподавателя, разумеется). В результате появился свежий взгляд на пройденный материал, знакомые персонажи обрели новые черты. В процессе дискуссии ребята даже проявили инициативу представить другой вариант постановок ранее изученных опер («Иван Сусанин», «Борис Годунов») в современной трактовке. Более того, впоследствии учащиеся самостоятельно посещали и другие спектакли оперного театра и ещё долго следили за творчеством «знакомого» режиссёра.
Вопросы
После определения темы необходимо определить основной круг вопросов, на которые учащиеся должны будут обратить внимание в процессе предварительной домашней подготовки.
Могут быть использованы вопросы следующих направлений:
Знание учащимися текущего материала программы может быть выявлено с помощью вопросов следующего типа: в каком году состоялась премьера оперы Глинки «Иван Сусанин», определите ее жанр; перечислите основные произведения Мусоргского; назовите тональность Первой симфонии Чайковского и т.д. Проверить общую эрудицию учащихся можно на примере следующих заданий: назовите современников композитора; что вы знаете о музыкальном конкурсе им. П.И. Чайковского; перечислите оркестровые группы, из которых состоит биг-бенд и т.д. Перечислим несколько вопросов-размышлений: что вы слышите особенного в музыке Моцарта; о каких способностях, качествах и чертах характера композитора говорят указанные факты и высказывания; что вам понравилось в данном произведении и т.д. Выбор музыкальных фрагментов для определения на слух знакомых тем может быть свободным и соответствовать уровню знаний всей группы в целом или каждого учащегося в частности.
Форма