После того, как педагог сформулировал тему и дал домашнее задание учащимся в виде ряда вопросов, необходимо продумать, в какой форме будет проведен предстоящий коллоквиум.
Назовем основные виды уроков, которые можно использовать на коллоквиуме. К наиболее универсальным и часто используемым можно отнести следующие:
Урок – исследование. Его структура очевидна: отталкиваясь от заявленной темы, используя полученные знания, в ходе размышлений необходимо разобраться в сущности темы и постараться максимально ее раскрыть.
В качестве объекта исследования можно выбрать не только творчество отдельных композиторов, обзор стилей, жанров, направлений, но и дать одномоментный срез. Например, один год (допустим, 1917) в истории страны и жизни композиторов (И.Стравинского, С.Рахманинова, С.Прокофьева): их отклик на события, отношение, результат.
Урок – игра. Совершенно точно можно опровергнуть тот факт, что игры не всегда уместны, если речь идет об итоговом, контрольном уроке. Но ведь перед нами всё же дети – только чуть повзрослевшие, но такие же азартные, не любящие проигрывать и готовые перечитать больше литературы, дабы обыграть соперников. «Игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости»… самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации»[16].
Давно и прочно вошли в нашу жизнь «Что? Где? Когда?» и «КВМ» («Клуб весёлых музыкантов»), но появилось и много различных вариаций. К наиболее удачным можно отнести «Ток-шоу», с заранее определёнными ведущими (задают тему, регулируют процесс выступлений), «гостями в студии» (представляют различные точки зрения на вопрос обсуждения), «зрителями в зале» (которые вовсе не являются пассивными слушателями, а задают вопросы «в прямом эфире», поддерживая и помогая аргументировать основные версии). В заключении можно устроить «разбор полётов» с участием «главного редактора» – преподавателя. И это лишь один из огромного числа возможных вариантов игровых занятий.
Также в ходе урока в качестве вспомогательной можно использовать форму теста. Не менее интересно провести устный блиц-опрос. Это логично сделать либо в начале урока в качестве «разминки», либо в конце, давая тем самым шанс «отстающим» учащимся проявить себя и догнать своих товарищей. Здесь могут пригодиться вопросы, предназначенные для тестирования. Четыре выпуска «Тестов по музыкальной литературе» Г.Ф. Калининой и две части «Рабочих тетрадей» Н.В. Пановой являются прекрасной основой для подбора материала практически по любой теме урока.
Учитывая, что урок искусства нередко строится в соответствии с законами драматургии того или иного жанра, то по форме занятие может быть импровизацией, экспромтом, вариациями или сонатным аллегро. Исходя из этого, в последнее десятилетие появились самые различные модели занятий с интересным драматургическим решением.
Техническое оформление
Не стоит забывать о современных способах подачи материала. В наше время – начало ХХI века – уже не совсем актуально только прослушивание музыки. Использование различных мультимедийных программ позволяет создавать удивительные по своей красоте и важные по своей «наглядности» видео-вопросы. Гораздо интересней видеть на экране, а не на фотографии в учебнике Спивакова и Башмета, Архипову и Вишневскую, кадры хроники, трансляции концертов, отрывки из опер. Всё это, при качественном звуке и видеоизображении, даёт правильное восприятие классической музыки в сознании наших «продвинутых» учеников.
2. Ход коллоквиума
Тщательно продумав план и тему коллоквиума, определив вопросы и избрав форму, можно переходить к следующему этапу, то есть непосредственно к самому занятию.
Временные рамки проведения коллоквиума должны вписываться в отведённый урок. Но как показывает практика, традиционного урочного часа не хватает, поэтому заранее стоит предусмотреть дополнительное время для полноценного общения с учащимися. Тем не менее, собеседование не нужно затягивать, следует придерживаться запланированного лимита.
Ряд рекомендаций, представленных далее, может быть использован преподавателями при подготовке и реализации коллоквиума.
Прежде всего, следует отметить, что в процессе размышления и обсуждения, принципиально, на наш взгляд, не давать учащимся готовых выводов. Пусть они сами выскажут разные мнения, нужно только подчеркнуть важный параметр аргументации и направить ход рассуждений в нужное русло.
Стоит обратить внимание на то, что процесс познавания не должен останавливаться и на таких итоговых занятиях. Урок обязательно должен быть насыщен дополнительной информацией, ещё раз подчёркивая бесконечность изучаемого предмета. Новые сведения о композиторе или произведении, появившиеся факты или научные версии, интересная книга, касающаяся предмета разговора, да и просто дополнительный материал, который по какой-то причине не успели освоить в учебное время – всё будет уместно и кстати. Таким образом, преподаватель также включается в собеседование, превращаясь из человека проверяющего в человека рассказывающего.
Также не стоит забывать о том, что с момента первого знакомства с той или иной темой до контрольного урока, где эта тема обсуждается вновь, проходит большое количество времени. Особенно это касается курса зарубежной музыкальной литературы, когда проходит почти два года! Стоит ли говорить, как повзрослели дети, как изменилось их сознание, как по-новому они воспринимают «старый» материал, который теперь, к тому же можно значительно расширить и усложнить. К примеру, «Классицизм». Когда речь идет о композиторах Венской классической школы, необходимо резюмировать все пройденные монографические темы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и привести к выводу об определенной общности и, вместе с тем, разности стилевого мышления.
Ещё один пример. При обсуждении достаточно традиционной темы «Русская опера», в выпускном классе можно использовать не только классическую подачу материала, но и совершенно новые способы изучения. В качестве иллюстрации мы хотели бы предложить подход, изложенный в методическом реферате Шуллер М. А. «Творчество русских композиторов – новые ракурсы изучения (к проблеме исторического содержания опер)»[17], которую мы используем при итоговом разборе этой темы[18].
Автор в своей работе говорит о том, что взгляд на русскую оперу, к сожалению, ограничился социально-политическим ракурсом, что привело к искажению характеристики творчества М. И. Глинки и его последователей – членов содружества «Могучая кучка», получивших ярлыки «самых демократических композиторов. Претворяемая ими идея народности, – продолжает М.А. Шуллер, – до сих пор часто рассматривается в упрощённом контексте, что не только обедняет понимание смысла музыкальных произведений, но и уводит его далеко в сторону от актуальной для самих композиторов тематики. Более всего это относится к трактовкам содержания опер, когда контекст литературных первоисточников не учитывается или подгоняется под привычные схемы».
Стоит заострить внимание учащихся на том, что все пройденные произведения, безусловно, укладываются в стремление композиторов сделать оперу «рупором идей», как говорили классики. Но эти идеи выходят за рамки передачи социальных тем и революционных устремлений. Помимо этого в них пытались показать круг проблем, который волновал мыслителей XIX века. Главной из них являлся вопрос «Кто же есть русский человек?» Для ответа важно вспомнить, что уже во второй половине XVII века в российском обществе сформировалось два течения: «западники» и «восточники». При этом именно с востоком связывалась возможность возрождения исконно русских ценностей. В этом русле протекала деятельность декабристов, Пушкина, создавшего знаменитые образцы восточной поэзии Глинки, впервые обратившегося к «восточной» теме в музыке.
«Интересно, что первых исследователей «Слова о полку Игореве», опубликованного в 1800 г, поразили описания кровного родства половцев и русских», – и здесь мы с подачи автора реферата переходим к первоисточнику оперы Бородина. «Действительно, начиная с правнука князя Рюрика – Владимира-Красно-Солнышко, то есть с момента крещения Руси, существовала традиция женитьбы знатных князей на половчанках. Так, например, знаменитый князь Игорь был внуком половчанки и черниговского князя Олега Гориславича; а его сын Владимир до военного похода на Кончака был помолвлен с Кончаковной. Сын же самого Кончака, Юрий Кончакович, воевал на стороне русских.
В итоге, к XIII веку коренной русский князь являлся в большей мере азиатом, чем славянином, а русско-половецкие раздоры носили скорее семейный характер. В связи с этим не удивительно, что половцы часто призывались русскими для решения внутренних конфликтов, а плен представлял собой своеобразную форму «гостевания».
Очевидно, что приведенные исторические сведения были известны Бородину и учтены им при создании оперы «Князь Игорь». Недаром в знаменитой Арии Кончака из 2-го действия Кончак называет Игоря гостем и другом! Устами оперного персонажа композитор призывает нас восстановить историческую правду, вспомнить наше кровное родство:
Ах, не врагом бы твоим,
А союзником верным,
А другом надежным
А братом твоим
Мне хотелось бы быть
Ты поверь мне!
Таким образом, Бородин «умышленно» вложил в содержание опер родственности русской и половецкой культур».
Использование такого рода информации в момент первого знакомства с оперой Бородина было бы не уместно и преждевременно. Можно и вообще ограничиться исключительно программным материалом. Но в связи с повысившимся интересом к отечественной истории, с пересмотром ценностных ориентиров в российском обществе в целом – это с одной стороны, и с учетом обогащения курса «Музыкальной литературы» знаниями смежных дисциплин – с другой, подобные исследования просто необходимы.