Смекни!
smekni.com

Xiv научно практическая конференция школьников «Шаг в будущее» (стр. 2 из 4)

Еще одна черта балладного сюжета – это его драматичность. Обязателен кульминационный пункт действия, события передаются в самых напряженных, самых действенных моментах, убрано все, что не относится к событию, действию.

Сюжет баллады напрямую зависит от жанра. Жанры баллад очень разнообразны, но надо заметить, что существуют баллады народные и литературные, и в зависимости от того, к какому типу баллада принадлежит, и определяются жанры, к которым она может относиться. А вот возможные жанры баллад, без классификации по типам:

- Фантастические (“Лесной царь”, И. В. Гёте);

- Волшебные (“Мальчик и мантия”, баллада двора короля Артура);

- Героические (“Вересковый мед”, Р. Л. Стивенсон);

- Любовные (“Василий и Софья”, народная баллада);

- Юмористические (“Утопленник”, А. С. Пушкин);

- Исторические (“Бородино”, М. Ю. Лермонтов);

- Рыцарские (“Перчатка”, Ф. Шиллер);

- Трагические (“Курган”, А. К. Толстой);

- Разбойничьи (“Робин Гуд и золотая стрела”);

- Антиклерикальные (“Суд Божий над епископом”, Р. Саути);

- Семейные (“А ну, закрой-ка дверь”, народная).


1.4. Народная и литературная баллады.

Можно провести различия между двумя основными типами баллад: фольклорной, или традиционной, балладой и литературной балладой. Первая являлась анонимной и передавалась от певца к певцу из уст в уста. Она принадлежит к устной традиции. Таким способом баллады переходили из одного поколения в другое на протяжении веков. Это неизбежно приводило к появлению многочисленных вариаций одного рассказа. Фольклорная баллада имела тенденцию к процветанию в нелитературной или полулитературной среде. Второй тип баллад не является анонимным и записывается поэтом в том виде, в каком был сочинен. Эти различия важны, тем не менее, баллады обеих традиций имеют общие черты. Многие историки и критики выделяют третий тип баллад — популярную (массовую). Она имеет много общего с традиционной или фольклорной балладой. Она часто бывает очень реалистичной, негероической, комической или сатирической. Впрочем, иногда она может быть и трагической. Ее иногда называют уличной балладой и, наряду с балладой традиционной, она оказала влияние на творчество многих поэтов.

Первой из двух типов – народной и литературной баллад – появилась, конечно, народная. Её героями зачастую становились люди богатые, знатные и знаменитые – короли, графы, герцоги, вельможи. Но могли героями народной баллады стать и простые люди, крестьяне, народные защитники, такие, как Робин Гуд из английских баллад. В народной балладе отразились не только важные моменты отношений человека и общества, но и важнейшие черты самой человеческой сущности. Жанры народных баллад весьма разнообразны – исторические, фантастические, рыцарские, трагические, любовные, разбойничьи и волшебные.

В разных странах, возможно, были разные традиции сложения баллад, доказательством этому может послужить то, что поэзия провансальских трубадуров изначально отличалась усложненностью. Как известно, они изобрели рифму, которая позволила изыскано выстраивать строфы, нередко используя во всем стихотворении всего несколько рифм.

Теперь поговорим о литературной балладе. Жанр литературной баллады, возродившись к жизни за несколько десятилетий до начала XIX века (в Европе этот жанр литературы зародился ещё на исходе первого тысячелетия ), достиг своего расцвета и высшей популярности в эпоху романтизма, когда он на некоторое время занял чуть ли не ведущее место в поэзии. Популярность и своевременность этого жанра именно в романтическую эпоху объясняются прежде всего его многофункциональностью, способностью служить самым разнообразным целям. В литературной балладе дается эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования. Как правило, литературная баллада строится на основе диалога – открытого (явного) или скрытого (монолог, обращённый к молчаливому собеседнику). Подразделяются литературные баллады по жанрам на исторические, фантастические, семейные, любовные и героические, также появляется жанр антиклерикальной баллады.

Литературная баллада, вырастая из народной и сохраняя прочную преемственную связь с ней, постоянно видоизменялась и обогащалась, впитывая в себя новый исторический опыт, не только национальный, но и международный. Литературная баллада казалась жанром поистине интернациональным, постоянно обогащающимся из самых разнообразных национальных источников: легенд, сказок, былин, исторических и разбойничьих песен, важных общественных событий и частных происшествий, местных поверий, суеверий и обычаев.

Глава.2. Баллада в других видах искусства.

2.1. Пародия на баллады

Поэты-балладники развивают в своем творчестве многие балладные традиции. Но постепенно, с ростом популярности баллад появляются штампы. Со временем многие черты баллады потеряли свою неожиданность и новизну, обрели устоявшуюся форму, породили массу пародий.

Пародия – жанр литературы, в котором проявляется сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, а также целого стиля, направления, жанра или стереотипов речи. Пародия является подражанием, которое неосознанно искажает образ каких-либо героев, при этом сохраняя отдельные слова, фразы, строчки и вообще стилистику пародируемого произведения, заострения, доведения до абсурда, подчёркивания характерных свойств его художественной манеры. В пародии форма известного произведения наполняется другим содержанием, чаще всего комическим.

«Немецкая баллада» Козьмы Пруткова (1854) (под этим псевдонимом совместно писали А.К.Толстой и братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы) — пародия на балладу Шиллера в переводе Жуковского «Рыцарь Тогенбург». Это стихотворение – пародия на балладу Шиллера «Рыцарь Тогенбург». Герой баллады, не сумев заглушить тоску неразделенной любви, постригся в монахи и умер под окном своей возлюбленной. Пародируя балладу Шиллера, Козьма Прутков так изображает печальное положение безнадежно влюбленного рыцаря:

Года за годами

Бароны воюют,

Бароны пируют…

Барон фон Гринвальус,

Сей доблестный рыцарь,

Всё в той же позиции

На камне сидит.

Здесь высмеивается барон, который считал себя рыцарем, но своими действиями не соответствовал этому званию.

Еще один пример пародии – пародия Алексея Пьянова на стихотворение «Яблочная баллада» Юнны Мориц.

Этот случай знает каждый,

Только так ли он случаен?..

Лег под яблоней однажды

Утомленный англичанин.

Подремать решил он сладко...

Ты внимательнее слушай:

Тут не в яблоне разгадка —

Мог прилечь он и под грушей.

Ну лежит себе — и ладно,

И кому какое дело?

Было тихо и прохладно.

Вдруг листва зашелестела,

И ранет упал на темя,

Тайному подобный знаку,

И законы тяготенья

Вмиг открылись Исааку.

Он вскричал: «Ну это слишком!

И в саду покоя нету!»

И погладил нежно шишку,

И отъел кусок ранета...

Байка яблочная эта,

Вспоминаемая часто,

Лапидарностью сюжета

И к поэзии причастна.

Тщетно тужишься, мой друг, ты,

День и ночь в садах гуляешь,

И под зреющие фрукты

Зря головку подставляешь.

Тут, заметим мы, однако,

Не помогут яблок тонны:

Мало зваться Исааком,

Надо быть еще Ньютоном!


2.1. Баллада в музыке.

Жанр баллады выделился из музыкальных произведений – из хороводных плясовых песен, песен трубадуров и менестрелей. Поэтому баллада близка к музыке и органична в ней.

Расцвет вокальной баллады (главным образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с оживлением интереса к народному искусству и, в частности, возрождением баллады в профессиональной поэзии в конце XVIII века. Баллада представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские баллады связаны с романтической поэзией — «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки («Ночной смотр»). Своеобразное претворение балладный жанр получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности.

Характерные черты этого жанра очень ясно видны на примере одной из лучших в мировой музыкальной литературе баллад, созданной Шубертом на слова Гёте, "Лесной царь". Музыка этого произведения передает и стремительную скачку всадника, везущего на седле больного сына, и фантастические видения, возникающие в сознании ребенка. В вокальной партии слышится то взволнованный лепет мальчика, то успокаивающая речь отца, то манящая, околдовывающая песня Лесного царя. А фортепианная партия с ее беспокойным, напряженным ритмом еще больше усиливает ощущение взволнованности.

А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича - «Конрадом Валленродом» - повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и «Свитезянкой» - преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи.

Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но весь склад музыки говорит о том, что его баллада - рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе...