Смекни!
smekni.com

Xiv научно практическая конференция школьников «Шаг в будущее» (стр. 3 из 4)

Инструментальная баллада — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (баллады для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, баллада и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, баллада для фортепиано с оркестром Г. Форе).

В современной музыке встречаются разные виды вокальных и инструментальных баллад: для голоса, хора или различных инструментов. Вкладом в развитие вокальных баллад явились произведения на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советское время балладный жанр получил героическую, героико-эпическую, повествовательно-драматическую трактовку (например, «Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, "Баллада о капитане Гастелло" В.А.Белого для голоса и фортепьяно, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).

Таким образом, старинный жанр баллады вдохновил многих профессиональных композиторов на создание ярких, захватывающих, картинных балладных произведений в музыке.

2.2. Баллада в живописи.

Баллада стала одним из основных предметов внимания русских и французских художников, проявляющих собственные чувства, настроения, мысли в своих картинах.

Первым стал писать драматические сцены из баллад итальянский художник Сандро Боттичелли.

Некоторые художники создавали такие полотна, которые стали отправной точкой для поэта, развивающего в балладных стихах сюжет художника-живописца. Наглядным примером такой последовательности творений является стихотворение Ярослава Смелякова «Петр и Алексей», навеянное картиной художника Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Поэт Я.Смеляков, вживаясь в образ картины Н.Н.Ге, стремится уловить движение запечатленного в ней сюжета. Ощутимую действенность живописному полотну придает динамичная поза Петра. Вглядевшись в позу Петра можно представить предыдущие и последующие моменты действия. Действительно, « в произведениях живописи, где все дается лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого становились понятными и предыдущие и последующие моменты». Этому наблюдению немецкого критика Г.Э.Лессинга в полной мере соответствует полотно Н.Н.Ге.

Еще одна картина, ставшая первоистоком балладных стихов, - полотно И.Е.Репина «Пушкин на публичном экзамене в лицее 8 января 1815 г.» (1911). В стихах Н.Ушакова «Старик Державин» на тему этого сюжета видно действенное, событийное начало, присущее балладе:

И навощенный зал лицея,

И мальчик пред тобой стоит,

И муза – словно панацея

От старости и от обид.

Преображенный лик твой светел,

Ты руку к уху приложил.

«Старик Державин нас заметил

И в гроб сходя, благословил».

Эмоциональная насыщенность действенных образов, неожиданные повороты в развитии, казалось бы, знакомого сюжета в них – опознавательные приметы балладного жанра.

Балладные стихи, восходящие к живописным полотнам улавливают, по словам С.М.Эйзенштейна, «в неподвижном целом картины» художника живой «образ движения».


2.3. Баллада в кино.

Баллада в кино проявляется как слово видимое, изображающее явления жизни, их последовательность как смену кадров. Знаменитый кинорежиссер и теоретик искусства С.М.Эйзенштейн говорил о «задаче связно последовательного изложения темы, сюжета, действий, поступков», причем о задаче «не только логически связного, но максимально взволнованного эмоционального рассказа». При этом «могучее подспорье» в ее решении – особенности композиции, т.е. монтаж, соединение зрительных образов, кадров фильма или эпизодов, сцен.

Ю.Левитанский – автор книги «Кинематограф» - заметил, что «поэзия балладного типа – это зачастую почти в чистом виде – сценарий: тут и свободные переходы из одного времени и пространства в другое, тут и наплывы, и перебивы, и смещения планов, и весьма вольный монтаж кадров».

Очень кинематографична «Баллада о синем пакете» Н.Тихонова с мелькающими, сменяющими друг друга картинами – своего рода кинокадрами. В 20-е годы по ее сюжету был снят полнометражный фильм. Это было еще немое кино, с титрами.

Еще одним примером киноленты, основанной на балладном сюжете, можно считать фильм "Стрелы Робин Гуда". Это кинобаллада о противостоянии двух начал, борьбе добра и зла, которая заставляет зрителя задуматься о вечных истинах. Герой фильма Робин Гуд благороден, смел и красив, его образ окутан романтикой и таинственностью. Песенные баллады для фильма написал и исполнил Владимир Высоцкий (например, «Баллада о коротком счастье»).

Яркие незабываемые песни Высоцкого («Баллада о земле», «Баллада о любви», «Баллада о борьбе» и др.) использовались и в фильме «Баллада о доблестном рыцаpе Айвенго». Этот фильм относится к разряду историко-рыцарско-героических баллад о дружбе, чести, мужестве и любви, о благородном рыцаре, который оказывается вовлеченным в борьбу за англиийский трон между принцем Джоном и его братом королем Ричардом Львиное Сердце.

Но к жанру баллады обращались не только режиссеры исторических, приключенческих, рыцарских картин. Одним из лучших кинопроизведений, посвященных Великой Отечественной войне, по всеобщему признанию, стала кинолента Г.Чухрая «Баллада о солдате». Создатели картины сумели с предельной убедительностью рассказать о том, как, почему и какой ценой русские люди одержали победу над врагом. Главным героем фильма является молодой солдат, который за подбитые в бою танки получает отпуск и отправляется домой, чтобы помочь матери починить крышу. По дороге он встречает много разных людей и старается помочь каждому. В итоге на свидание с матерью остается всего несколько минут. Он успевает только обнять ее и на прощание перекинуться парой слов, а потом снова на фронт... с которого он никогда не вернется обратно... В этой драматической балладе сочетаются и лирические и эпические черты, показана страшные реалии военных дней и глубина, жертвенность русского человека.

Совершенно в другой манере представлена война с французами 1812 года в фильме Э.А.Рязанова «Гусарская баллада», ведь у автора этой киноленты совсем иные цели. Здесь неожиданный поворот сюжета, до конца сохраняется интрига, прекрасные музыкальные баллады сопровождают легкое, стремительное, захватывающее действие картины. В этой кинобалладе преобладает лирическое, романтическое начало. Здесь, как и во всяком произведении балладного жанра, в центре внимания находится человек, его судьба (которую в данном случае вершит в большей степени сама героиня, а не рок()я человек, его судьба дает лирическое началонцузами 182и перебивы, и смещени алладаение, стыковка, монтаж стихотворных частей). Внушает оптимизм и финал произведения.

Таковы лишь некоторые примеры воплощения балладного жанра в киноискусстве, где баллада прочно заняла свое место.

Глава 3. Современная баллада.

Во второй половине XX века в балладном жанре работали Д.Самойлов, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский и другие поэты. Эмоциональная насыщенность, действенность, емкость этого вечного жанра позволяют выражать дыхание, пульс, события каждой эпохи.

К балладному жанру в своем творчестве обращались такие известные барды, авторы-исполнители, как В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава. Они исполняли свои баллады-стихи, возвращаясь к их историческим первоистокам, когда баллады именно пелись. Во многих произведениях Высоцкого присутствуют все признаки баллады: стремительное развитие сюжета, оформленное в диалог или монолог, небольшое количество персонажей, противостояние судьбе, поединок человека и обстоятельств, трагизм, а, порой, комизм.

В поэтической балладе важны детали, они концентрируют в себе наиболее характерные черты происходящего в балладном эпизоде. Именно благодаря перекличке, перезваниванию деталей балладного стиха происходит соединение, стыковка, монтаж стихотворных частей-кадров. Примером такой переклички деталей, показывающей контрастную атмосферу произведения, является «Баллада о коротком счастье» В.С.Высоцкого, написанная им для фильма «Стрелы Робин Гуда».

Военная баллада в творчестве В.Высоцкого оказывается открытым жанровым образованием, вступающим в активное взаимодействие и с балладой философской, и с лирической исповедью, и с поэтическими «новеллами». Передавая трагедийный накал частных эпизодов войны, она обнаруживает в себе значительный потенциал эпохальных, бытийных, мифопоэтических обобщений, становясь одним из ключевых путей творческого самовыражения поэта-певца в его причастности к общенародному историческому опыту.

В настоящее время среди молодежи популярны также рок-баллады, они создают романтическое настроение. В этом жанре работает, например, Б. Гребенщиков.

С.Трофимов, популярный автор и исполнитель своих песен, написал «Балладу о бабе», воспевающую женский труд, самоотверженность, стойкость, служение семье, заботу ее о детях. Его баллада относится к жанру героическому, а музыка написана в стиле средневековых мотивов. Эта песня близка по своему содержанию к песенному фольклору.

Современная баллада нашла свое место и в песенном фольклоре.

Происхождение современных городских песен — литературное, точнее, индивидуально-авторское; они становятся анонимными и обрастают вариантами в процессе последующей фольклоризации. При этом обычно неясно, каким именно путем книжное произведение попадает в фольклор и кем делается редактирование, отбор и перекомпоновка строф и строк, их «дописывание», превращающее авторское стихотворение в фольклорную песню.

Цикл уличных баллад невелик – он включает примерно полтора-два десятка песен («В кейптаунском / неапольском порту…», «В нашу гавань заходили корабли…» и др. ). Сложился он в начале 1920-х годов и просуществовал 15-20 лет, после чего опустился в детский фольклор, полностью исчезнув из «взрослого» репертуара. Все балладные уличные сюжеты, как правило, отвечают следующей схеме: негативное действие в отношении героя и, затем, разрешение ситуации, которое почти всегда трагично, мир уличной городской баллады — мир нарушений, преступлений, конфликтов. Баллада в данном случае отражает жизнь «улицы».