Смекни!
smekni.com

Xiv научно практическая конференция школьников «Шаг в будущее» (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

с углублённым изучением математики г. Твери

XIV научно – практическая конференция школьников

« Шаг в будущее»

Научно – исследовательская работа по ЛИТЕРАТУРЕ:

«Баллада как жанр литературы»

Выполнила:

ученица 6-2 класса

Панова Анна Сергеевна

Руководитель:

Ненашева Наталья Владиславовна,

учитель литературы

педагог высшей категории.

г. Тверь, 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Цели и задачи_________________________________________________ с. 3

Глава 1. Баллада.

1.1. Определение жанра ________________________________________ с. 4

1.2. Происхождение баллады ____________________________________ с. 6

1.3. Жанры баллад ____________________________________________ с. 8

1.4. Народная и литературная баллады ___________________________ с.10

Глава 2. Баллада в других видах искусств.

2.1. Пародия на баллады _______________________________________ с.12

2.2. Баллада в музыке _________________________________________ с.16

2.3. Баллада в живописи _______________________________________ с.18

2.4. Баллада в кино ___________________________________________ с.20

Глава 3. Современная баллада _________________________________­ с.22

Заключение _________________________________________________ с.25

Список использованной литературы ____________________________ с.26


ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи.

Целью данной работы является проследить развитие баллады как жанра от истоков её истории до наших дней.

В последнее время интерес к балладам заметно возрастает. Этот своеобразный жанр песенного фольклора средневековья использовали впервые романтики для создания литературного жанра романтической баллады.

Жанр баллады был особенно популярен на протяжении всего средневековья,

В этом жанре представлено народное самосознание на протяжении долгих веков, а также роль народа в создании культуры прошлого.

Не только в средние века, но и в современной культуре к балладе не потерян интерес. И в настоящее время баллада изучается в учебных заведениях как особое и специфическое направление в искусстве и литературе.

Понимание сущности истории происхождения баллад, их национальных и этнических особенностей, направленности сюжетной линии, а также использование баллад в музыкальных произведениях, современных песнях, кино и живописи раскрывает данный.

При этом я ставлю перед собой следующие задачи:

1. В чем состоит сущность баллады как жанра литературы?

2. Какова связь баллады с другими видами искусств?


Глава 1. Баллада.

1.1. Определение жанра.

Баллада – произведение лиро-эпического жанра: повествовательная песня или сюжетное стихотворение фольклорного происхождения или авторские, но созданные на материале фольклора, относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, порой с непредсказуемым ходом событий. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, таинственного, фантастического, необъяснимого, даже трагически неразрешимого. Характерны для баллады и недосказанность, фрагментарность повествования, чему способствует возможное наличие завязки, кульминации и развязки, но обязательно не будет в балладе или завязки, или развязки, или и того, и другого. Не рассказывая обо всём, что произошло, автор, рассчитывая на фантазию слушателя или читателя, даёт ему возможность самому домыслить, придумать, что было до или после.

Специфика балладного жанра состоит в органическом сочетании, в синтезе лирического и эпического начал. Один из первых теоретиков балладного жанра немецкий поэт Вольфганг Гёте писал в 1821 году: певец-балладник «…может начать лирически, эпически, драматически и, меняя по желанию формы, продолжать спешить к концу или отодвигать его дальше и дальше». Но драма заявляет о себе на театральной сцене. А в плане литературном, когда берется лишь текст, обращенный к читателю, она предстает как разновидность эпического произведения. Ведь драма, как и эпос, воссоздает внешний, объективный мир, в отличие от лирики, передающей внутренний, субъективный мир человека, его переживания. Таким образом, эпическое начало в балладе определяется через объективное восприятие изображаемого, а лирическое начало – через субъективное восприятие.

Эпическое произведение воссоздает развитие событий, запечатленных в произведении, что проявляется в движении сюжета, в образах, пронизанных действенным началом. Такие черты балладного жанра как событийность повествования, его сюжетность, действенность – эпические.

Если же в повествовательных стихах преобладает субъективный рассказ об изображаемых событиях, выразительные лирические детали (например, психологизм, эмоциональная окраска стиля), то ведущая роль принадлежит лирическому началу.

По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами. Баллады - один из главных жанров в поэзии романтизма. Например, баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Балладный жанр имеет свои композиционные особенности.

Баллада обычно строится на диалоге двух или нескольких персонажей (их количество минимально). В центре внимания находится герой, личность в определенный, часто судьбоносный и трагический, момент жизни. Действие баллады сосредоточено на одном эпизоде, одном конфликте.

В балладах используется множество таких приемов, как рефрен, повторение с нарастанием (которое сгущает напряжение), сравнение и олицетворение. Допускается различный объем текста, позволительны разные виды рифмовки, но при этом необходимы повторы фраз, созвучия, мелодичность, что указывает на генетическое сродство с балладой - плясовой песнью. Песенность - главное отличительное свойство всех разновидностей балладного жанра.

1.2. Происхождение баллады.

Длинна и сложна история жанра баллады. Само слово "баллада" (от провансальского "ballare" - "плясать", ballad – название англо- шотландских народных песен, от позднелатинского ballo — танцую) возникло у романских народов в средние века для обозначения "сопровождавших танцы лёгких песенок, в которых имела большее значение мелодия, чем слова". Это были лирические хороводные песни с обязательным рефреном.

Затем баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах... К XIII веку, видоизменяясь, баллада становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов – в переводе означает "открыватель", "выдумщик"). В XIV веке баллада, утрачивая музыкальные элементы, предназначается уже для чтения Классическая французская баллада XIV - XV вв. - бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы, «посылка» (обращение к лицу, которому баллада посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец - баллада «О женщинах былых времён» Ф. Вийона. В средневековой Англии баллада - народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл баллад о Робине Гуде).

Баллада, близкая английской и шотландской народной балладе, стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). В XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром.

Первые русские литературные баллады, появившиеся в XVIII веке, придерживались старофранцузского канона. В конце XVIII в. - начале XIX в. русские поэты балладой стали называть стихотворения, ориентированные на русские или зарубежные народные повествования, но уже к 20-м гг. XIX века русская баллада, устремившаяся к немецким образцам, воспринималась как модный жанр, сложившийся именно в европейской романтической литературе. Ю. М. Лотман даёт следующее определение баллады XIX века: "повествовательное стихотворение, сюжет которого развивается по законам сверхъестественного: события развиваются в результате вмешательства таинственных иррациональных сил". Основоположником балладного жанра в русской литературе был В. А. Жуковский. Баллады писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий - авторы баллад с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию баллада лироэпической «тональности».

Ученый-литературовед Б.В.Томашевский говорит об изменчивости баллады как жанра, а также о значительной эволюции, которую проходил этот жанр в процессе становления. «Не следует забывать, что этот термин очень сильно менялся в различные времена у разных народов. До XVIII века слово «баллада» значило во Франции особую строфу и совершенно не имело в виду особой тематики. В начале XIX века в литературе модным было подражание шотландской балладе (род народной песни), и вскоре под словом «баллада» стали объединять стихотворения, тема которых разрабатывала предания и мифы народной устной литературы (фольклора). Вскоре утратилось чувство имитации фольклора, балладой стали называть всякую стихотворную повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь сюжетное стихотворение».

1.3. Жанры баллад.

Своеобразие балладного жанра проявляется особенно ярко в сюжете этого произведения. Сюжет баллады действенный, стремительный, остродраматический, динамичный, напряженный, ведущий к неожиданной развязке. Он обладает сжатостью, лаконичностью, в нем нет обстоятельности, отступлений, излишних подробностей. Внимание творцов обращено на сюжет больше, чем на описание характеров. Действие сосредоточено в одном эпизоде, предыдущие причины события часто опускаются, прошлого нет, рассказ начинается сразу с действия, с факта, ведется с минимумом объяснений или дополнений.