Смекни!
smekni.com

Совет по правам человека Консультативный комитет Восьмая сессия (стр. 2 из 5)

18. В преамбуле резолюции 16/3 Совет по правам человека подчеркивает, что "на традиции нельзя ссылаться в оправдание вредных видов практики, нарушающих универсальные нормы и стандарты прав человека".

19. Очевидно, что одни традиции могут способствовать укреплению уважения к правам человека и их более полному соблюдению, другие могут нарушать права человека. Существуют и многочисленные традиции в семье и обществе, которые вообще не имеют отношения к правам человека. Такое разнообразие существования, понимания и интерпретации традиций и традиционного позволяет расценивать их как категории, которые не имеют однозначной оценки применительно к правам человека. Позитивная или негативная их интерпретация должна применяться каждый раз в зависимости от конкретных обстоятельств.

B. Ценность

20. Ценность ─ характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. В настоящее время проблема ценностей приобретает непреходящее значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества – все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире. В такие особые исторические моменты необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают именно определенные ценности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие "ценность" используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

21. Так, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года, подчеркивает, что "существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей" (пункт 6 раздела I "Ценности и принципы"). К ним Декларация относит свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, а также общую обязанность народов мира по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, устранению угроз международному миру и безопасности. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года говорит о "ценности различных инициатив в отношении диалога между культурами и цивилизациями" (пункт 144), подчеркивая в то же время, что "общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе, и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отношений" (пункт 4).

22. Понятие "ценность" имеет сугубо позитивную коннотацию. Явления, играющие негативную роль в международных отношениях, должны интерпретироваться как отрицательные, но для индивида, государства и общества ценно то, что служит их взаимным интересам и способствует их развитию.

23. Следует отличать ценности от предпочтений. В определенной ситуации общество может, например, поддержать на выборах партию, которая базирует свою предвыборную программу на лозунгах расизма, ксенофобии, нетерпимости. К власти может, используя демократические выборы, прийти лидер, который установит в стране диктатуру. В этих случаях нужно говорить о негативных предпочтениях, а не об отрицательных ценностях.

24. Очевидно, что права человека имеют в своей основе не только определенные ценности, но и представляют ценность сами по себе. На это указывает, например, Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, принятая резолюцией 16/1 Совета по правам человека на его шестнадцатой сессии 23 марта 2011 года, в которой отмечается, что образование в области прав человека "включает в себя обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты" (пункт 2 a).

25. Понятие "традиционные ценности" упоминается в ряде региональных документов. Так, например, Африканская хартия прав человека и народов гласит, что "развитие и охрана моральных и традиционных ценностей, признанных обществом, являются обязанностью государства" (пункт 3 статьи 17). Пункт 2 статьи 18 Хартии говорит об обязанности государства оказывать помощь семье, "которая является хранителем морали и традиционных ценностей, признанных обществом". Вклад в формирование ценностей вносят все цивилизации, культуры и религии, и они определяют развитие принципов, норм и стандартов в сфере прав человека.

C. Человечество

26. Понятие "человечество" (mankind или humankind) употребляется в различных международных инструментах, включая Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Итоговый документ Всемирного саммита и другие. Это понятие обозначает население мира в собирательном смысле, общность всех живущих в нем людей. В преамбуле Устава Организации Объединенных Наций говорится о необходимости "избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе". В преамбуле Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества". Итоговый документ Всемирного саммита, признавая разнообразие мира, говорит о том, что "все культуры и цивилизации вносят вклад в обогащение человечества" (пункт 14).

27. В резолюциях Совета по правам человека 12/21 и 16/3 говорится о "традиционных ценностях человечества" и "наборе ценностей, принадлежащих всему человечеству". Эти формулировки являются равнозначными. К ним можно отнести и понятие "общечеловеческие ценности".

28. В преамбуле упомянутых резолюций Совета по правам человека отмечается, что "все культуры и цивилизации в своих традициях, обычаях, религиях и верованиях имеют общий набор ценностей, принадлежащих всему человечеству, и что эти ценности вносят важный вклад в развитие норм и стандартов в области прав человека". Кроме того, отмечается важная роль семьи, общины, общества и образовательных учреждений в утверждении и передаче этих ценностей, что способствует поощрению уважения прав человека и повсеместному их принятию.

29. Общечеловеческие ценности принадлежат всему человечеству в целом, всем людям, независимо от принадлежности к какой-либо цивилизации, культуре, религии. Для традиционных ценностей человечества характерны историческая устойчивость, общепризнанность и общепринятость на мировом уровне, позитивная значимость. Поэтому можно сделать вывод, согласно которому к традиционным ценностям человечества следует отнести общепризнанные и общепринятые всеми цивилизациями исторически устойчивые позитивные нематериальные категории, характеризующие общественные отношения на определенных этапах развития общества. Очевидно, что исчерпывающего перечня традиционных ценностей человечества не существует. На различных этапах исторического развития они неодинаковы. К ним нельзя относить противоречащие человеческому достоинству и нарушающие права человека практику, даже укоренившуюся в традициях, а также ценности, характерные только для одного или нескольких народов или цивилизаций, но не принятых на мировом уровне.

III. Достоинство, свобода и ответственность как традиционные ценности человечества

A. Достоинство и свобода

30. Достоинство и свобода являются важнейшими традиционными ценностями человечества, определяющими как развитие индивида, так и всего общества в целом. Эти понятия весьма широки и им даются различные определения. Сложность в данном отношении заключается в том, что суждения о свободе и достоинстве часто опираются не только на объективные, но и субъективные их оценки. Совершенно очевидно, что субъективные суждения могут быть ошибочными в зависимости от завышенной или заниженной самооценки, ориентации на ложные ценности.

31. Достоинство и свобода являются принципами, которые определяют положение человека в обществе и государстве. Они являются ценностями, лежащими в основе всех прав человека, закрепленных в международных документах. Их значение для поощрения и защиты естественных и неотъемлемых прав человека нельзя переоценить.

32. Права человека проистекают из достоинства и свободы человека, его ответственного поведения перед обществом и другими людьми. Эти общечеловеческие ценности являются критериями, которыми следует руководствоваться при определении уровня соблюдения и защиты прав человека. Лишение отдельных людей или группы лиц достоинства или свободы несовместимо с соблюдением прав человека. Такое лишение ведет к отрицанию практически всего комплекса фундаментальных прав. Соблюдение свободы и достоинства требует того, чтобы допустимые ограничения прав человека не были произвольными, а строго подчинялись нормам, закрепленным в международных договорах. Более того, уважение общечеловеческих ценностей предполагает недопустимость каких-либо ограничений в отношении многих прав человека, как, например, запрещение пыток и жестокого или унижающего достоинство видов обращения и наказания и многих других. Понимание достоинства и свободы в качестве традиционных ценностей всего человечества с неизбежностью придает им универсальный характер и способствует универсализации прав человека.