Смекни!
smekni.com

Совет по правам человека Консультативный комитет Восьмая сессия (стр. 1 из 5)

Организация Объединенных Наций

A/HRC/AC/8/4

Генеральная Ассамблея Distr.: General 8 December 2011 Original: Russian

Совет по правам человека
Консультативный комитет
Восьмая сессия
20−24 февраля 2012 года
Пункт 2 a (viii) повестки дня
Просьбы, адресованные Консультативному комитету, вытекающие
из резолюций Совета по правам человека
Просьбы, находящиеся на рассмотрении Комитета
Поощрение прав человека и основных свобод посредством
лучшего понимания традиционных ценностей человечества

Предварительное исследование по вопросу о поощрении прав человека и основных свобод путем более глубокого понимания традиционных ценностей человечества

Подготовленное профессором Владимиром Карташкиным, докладчиком редакционной группы Консультативного комитета Совета по правам человека


Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1-5 3

II. Традиционные ценности человечества............................................................................ 6-29 4

A. Традиция и традиционный.......................................................................................... 7-19 4

B. Ценность........................................................................................................................... 20-25 5

C. Человечество................................................................................................................... 26-29 7

III. Достоинство, свобода и ответственность как традиционные
ценности человечества.......................................................................................................... 30-48 7

A. Достоинство и свобода................................................................................................ 30-39 7

B. Ответственность............................................................................................................. 40-48 9

IV. Роль семьи, общины и образовательных учреждений в поощрении
и уважении прав человека.................................................................................................... 49-55 11

V. Право, религия и общечеловеческие ценности............................................................... 56-67 12

VI. Традиционные ценности человечества и соблюдение универсальных
стандартов прав человека.................................................................................................... 68-84 14

I. Введение

1. В своей резолюции 12/21, принятой 2 октября 2009 года, Совет по правам человека просит Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека созвать в 2010 году рабочее совещание в целях обмена мнениями о том, каким образом более глубокое понимание традиционных ценностей человечества, лежащих в основе норм и стандартов в области прав человека, может содействовать поощрению и защите прав человека и основных свобод, при участии представителей всех заинтересованных государств, региональных организаций, национальных правозащитных учреждений и гражданского общества, а также экспертов, отобранных с должным учетом надлежащей представительности различных цивилизаций и правовых систем, и представить Совету резюме состоявшихся на рабочем совещании обсуждений в соответствии с программой работы Совета.

2. Приветствуя проведение такого рабочего совещания и доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, содержащий резюме обсуждений, состоявшихся на совещании, Совет по правам человека в резолюции 16/3, принятой 24 марта 2011 года, подтверждая, что "достоинство, свобода и ответственность являются традиционными ценностями, которые разделяет все человечество и которые закреплены в универсальных договорах по правам человека" (пункт 3); признавая также, что "более глубокое понимание и уважение этих ценностей способствуют поощрению и защите прав человека и основных свобод" (пункт 4), просит Консультативный комитет "подготовить исследование о том, каким образом более глубокое понимание и уважение таких традиционных ценностей, как достоинство, свобода и ответственность, может способствовать поощрению и защите прав человека, и представить это исследование Совету до начала его двадцать первой сессии" (пункт 6).

3. Во исполнение этого решения Совета на своей седьмой сессии Консультативный комитет 12 августа 2011 года принял консенсусом текст 7/1, в соответствии с которым была учреждена редакционная группа, и назначил Ахмеда Билала Суфи ее председателем, а Владимира Карташкина ─ докладчиком. В этом же тексте Консультативный комитет призвал редакционную группу подготовить вышеупомянутое исследование и представить его Консультативному комитету для рассмотрения на его девятой сессии.

4. Учитывая крайне ограниченное время, настоящее исследование подготовлено докладчиком рабочей группы Владимиром Карташкиным в качестве предварительного после определенной аналитической работы и консультаций как с председателем группы Ахмедом Билалом Суфи, так и с членами группы и другими экспертами Консультативного комитета. Это исследование будет представлено на восьмой сессии Консультативного комитета как предварительное для его обсуждения на сессии и последующего учета замечаний перед окончательным утверждением.

5. Докладчик выражает надежду на то, что, учитывая новизну данной темы, все члены редакционной группы и эксперты Консультативного комитета представят ему также письменные соображения для их включения в окончательный текст доклада.

II. Традиционные ценности человечества

6. В современных международных отношениях нет согласованного определения понятия "традиционные ценности человечества". Не было раскрыто это понятие и в ходе дебатов в Совете по правам человека, и в его Консультативном комитете. Не внесло ясности в этот вопрос и рабочее совещание о традиционных ценностях человечества, состоявшееся в соответствии с решением Совета по правам человека. Поэтому для проведения настоящего исследования следует прежде всего проанализировать каждое из понятий, упомянутых в резолюции 12/21 Совета по правам человека.

A. Традиция и традиционный

7. Эти понятия многозначные. Генетически они восходят к латинскому traditio (передача). Понятие "традиция" можно определить как совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в государствах, обществах и группах населения в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды. Определенные традиции существуют во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. Традиции присущи самым различным областям общественной жизни (экономике, политике, праву), но объем их в той или иной области неодинаков. Он является особенно значительным в религиозной сфере.

8. Традиции часто ассоциируются с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

9. Длительность существования традиции сама по себе не определяет ее значение. Жизнеспособность традиции коренится в ее длительном развитии последующими поколениями людей в новых исторических условиях. Государство, общество, группа людей, воспринимая одни элементы социального наследия, в то же время отвергают другие.

10. Традиционное общество часто понимается как архаичный, рудиментарный тип социальной организации, радикально отличный от общества современного и характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Одна из характерных черт традиционного общества заключается в том, что такое общество предъявляет к своим членам совершенно определенные требования, главное из которых состоит в том, чтобы подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

11. Отсюда вытекает установление тесной связи между традицией и стереотипом. Следование традиции часто предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями.

12. Традиция не всегда означает застой и сохранение негативных тенденций прошлого. В ряде случаев понятие "традиция" несет позитивное значение и означает сохранение или восстановление всего положительного, что было накоплено государством и обществом в процессе длительного исторического развития.

13. Такой дуализм в понимании термина "традиция" употребляется не только в ходе дискуссии в сфере прав человека, но и в международно-правовой практике государств.

14. Термин "традиция" в сугубо позитивной коннотации употребляется, например, в Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.

15. В этой Конвенции говорится о необходимости сохранения и уважении обычаев и традиций народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (статья 1); о содействии осуществлению прав этих народов при уважении их обычаев, традиций и институтов (статья 2). О важности традиций и культурных ценностей каждого народа говорится и в преамбуле Конвенции о правах ребенка. В то же время в этой Конвенции на государства-участников возлагается обязанность "принимать любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей" (пункт 3 статьи 24).

16. Традиция в ее негативной интерпретации несовместима с универсально признанными нормами прав человека. Примером подобной интерпретации может служить Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В ней говорится о необходимости изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье, которая основана на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин (Преамбула и статья 5).

17. Сугубо негативными традициями являются различного рода обычаи, калечащие человека или унижающие его достоинство. Это, например, бинтование ног у женщин, побивание камнями, калечащие операции на женских половых органах и многие другие.