Смекни!
smekni.com

выполнен ученицей 11 «Б» (стр. 4 из 6)

Постепенно старообрядчество разделилось на два крупных согласия: поповцев и беспоповцев.

Поповцы составлялись из людей, польстившихся на лозунги о защите старой веры, но не склонных разделять идеи апокалипсиса, они надеялись на падение Никона и восстановление старой веры, а когда надежды исчезли – уверили себя, что сами составляют истинную церковь и стали добиваться устроения иерархии. Первоначальной формой поповщины является беглопоповство, то есть некоторые священники переходили в старообрядческую церковь из никонианской.

Первым толком беглопоповства было Дьяконово согласие, основанное выходцем из богатой семьи Лысениным на реке Керженце в конце 17 века (название от имени Дьякона – активного деятеля согласия). Ядром согласия являлись зажиточные слои старообрядческого населения. Лысенин, признавая необходимым необходимость сохранения преданности старой веры, призывая, воздержатся от резкой критики никонианской церкви и светской власти, убеждая, относится к ним лояльно, признавал допустимым для старообрядцев исполнение гражданских обязанностей, службу в царской армии, общение с никонианами. На первых порах Дьяконово согласие объединило старообрядцев – поповцев Поволжья и центра европейской части России. Но близость к никониановской церкви и подчинение интересам богатых старообрядцев вызвали недовольство бедной части. В результате раскол и появились новое согласие - перемезанцев (в начале 18 века).

Формирование первых организаций беспоповщины началось в последнем десятилетии 17 века. Возникновение было подготовлено заявлениями руководителей раскола о том, что реформа Никона является предвестником «конца света», признаком начала царства Антихриста и что «теперь в городах и селах останется ни одного православного епископа и попа». Вообще, беспоповцы распространялись в тех уездах и областях, где к концу 17 века успели поработать Капитон и ему подобные (в Заволжье, Поморье, на севере) – именно туда бежали «капитоны», спасаясь от преследований. Здесь было доведено до крайности учение об Антихристе и его пришествии.

В 1692 и 1694 годах состоялись новгородские соборы сторонников старой веры (на них не было приглашено ни одного верующего, имеющего духовный сан).

В решениях соборов было объявлено, что царство Антихриста, православные священники перевелись, Антихрист уже царствует духовно в мире под именем Иисуса. Почему? Никон при исправлении богослужебных книг ввел написание Бога через сдвоенное «Ии». В результате церковь превратилась в видимость храма, а ее таинства истреблены Антихристом. Необходимо, чтобы люди, крещенные в никонианской церкви, при переходе в старообрядчество вторично принимали крещение, то же самое и по поводу венчальных браков. Что касается экономической деятельности, то «можно общаться с миром, покупать и продавать товары с рынка, но за каждый акт купли – продажи следует епитимья в размере 100 поклонов (в качестве отмаливания грехов).

Так как новгородские соборы отступили от некоторых предписаний Аввакума, их решений не были поддержаны старообрядцев – беспоповцев.

Беспоповцы стали быстро дробиться на толки из–за разногласий, кого считать Антихристом, молиться или нет за царя, какие обряды или таинства необходимо исполнять.

В керженских лесах возникло согласие беспоповцев – нетовщина. Базой согласия было крестьянство Нетовщина, поддерживало заявление новгородских соборов, что на земли «наступило царство Антихриста» и пришел «конец света». Но произошло не духовное, личное воцарение Антихриста (в лице Петра 1). Антихрист истребил все таинства не только в никониановской церкви, но и вообще в мире. Соответственно, они отвергли любые действия, направленные на «спасение души». По их мнению, все зависит исключительно от « спасовой милости». Путь, выводящий из антихрестого царства - самосожжение.

В конце 18 века Новгородское течение беспоповцев распалось на Поморское (Даниловское) и Федосеевское согласие. Поморское согласие основал Даниил Пикулин (отсюда и второе название согласия – Даниловское), а Федосеевское – Феодосий Васильев.

Социальной базой Поморского согласия были зажиточные слои населения северо-западных районов (Поморье). Поморцы не признавали допустимой молитву за царя, допустимость браков, у них существовал особый тип благослужнения супругов, заменяющий венчание.

Народные низы являлись социальной базой федосеевского согласия. Первоначально федосеевцы оставались на позициях новгородских соборов 90х годов 17 века. Но уже в 18 веке они отошли от этих решений, узаконили молитву за царя и сблизились с поморцами.

В эпоху дворцовых переворотов в России из Поморского согласия выделилось Филипповское согласие (основатель – монах Филипп). Причина выделения – решение поморцев о допустимости молитвы для царя. Для филипповцев характерно строгое соблюдение решений новгородских соборов конца 17 века и крайний фанатизм. Они объявили современное им общество «царства Антихриста», признавали самоубийство в качестве верного средства «ухода из царства Антихриста» в «царство небесное», Именно это течение дало набольшее число самосожжений.

Эпоха массовых самоубийств среди старообрядцев началась уже в первые годы церковного раскола.

В 1672 году по России прокатилась эпидемия «гарей» - массовых старообрядческих самосожжений. Только в Нижегородском уезде одновременно сожгли себя две тысячи старообрядцев.

Эпоха регентства царевны Софьи вошла в истории старообрядчества под названием «герное семилетие». 5 июля 1682 года правительство Софьи решало вопрос о вере в Грановитой палате Московского Кремля. Софья была вынуждена разрешить свободное словопрение между одним из лидеров раскольников Никитой Пустосвятой и архиереями во главе с патриархом Иоакимом. Однако, 6 дней спустя Пустосвят был обезглавлен на Красной Площади. Началась эпоха массовых гонений на старообрядцев.

В декабре 1684 года появился именной приказ царей Ивана и Петра «О наказании рассеивающих и принимающих расколы и ереси». За укрывательством раскольников приписывалось бить кнутом и батогами. За обман в раскаянии «казнить смертью без раскаяния». За уклонение от посещения узаконенных государством храмов – «пытать накрепко», а «если не покоряться – сжечь»

В 1685 году издаются «12 статей о раскольниках» - один из самых жестких законов в российской истории. Например, там был такой пункт: даже если некоторые «особо опасные» старообрядцы присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то все равно их надо «казнить смертью без всякого милосердия». Причем казнить через сожжение. По мнению старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия (1999 год), «так в России была введена практика западной инквизиции. Естественно, от этого зверства люди бежали в леса, за границу. Были и самосожжения. Выбор то ведь небольшой: или тебя сожгут или ты сам себя сожжешь. Но только в первом случае могут пытками вырвать отречение от веры. Так лучше уж умереть в вере, чем быть предателем! По смерти отвечать то перед Богом.

В 1687 и 1689 годах произошли знаменательные «палеостровские гари». На острове Палей (Онежское озеро) в начале марта 1687 года сожгли себя заживо 2700 человек, а осенью 1689года еще около 1500 человек…

В эпоху Петра 1 практика жестоких преследований старообрядцев несколько смягчилась, что можно объяснить фискальными причинами - Петр отчаянно нуждался в средствах для продолжения войны со Швецией (умерщвленные старообрядцы вряд ли могли пополнить казну). Был установлен острый подушный учет всех раскольников – мужчин и женщин. По указу от 1720 года был предоставлен выбор: либо признать православную церковь, либо платить двойной налог. Указ от 1722 года предписывал уничтожение всех раскольничьих рукописных книг. Раскольникам запрещалось быть любыми начальниками, а «токмо подчиненными». Они должны были носить специальную одежду с особым знаком – козырем (лоскут красного сукна с желтой нашивкой). Было запрещено принимать челобитные у раскольников без этого знака. Жены раскольников должны были носить «платья опашни и шапки с рогами»

Дальнейшая история старообрядчества весьма занимательна! Как на протяжении веков менялось отношение государства к старообрядцам и наоборот? Каким образом постоянно происходило сближение старообрядческой и официальной церквей? Какую роль сыграло старообрядчество в истории России? Все эти вопросы требуют своего отдельного исследования.

Заключение.

Старообрядчество, несомненно, является одной из наиболее ярких страниц в отечественной истории наряду с борьбой против монгольского ига, славными победами русского оружия, мужественным покорением огромных пространств России. Это явление не было случайным в российской жизни. Предпосылки церковного раскола вызревали в течение нескольких столетий. Два потока: один из народных глубин (внутренний), другой из Европы (внешний) в середине 17 века слились в одну «старообрядческую реку». Иначе быть не могло. Нет ни одной церкви, которая на протяжении своей многовековой истории не подверглась бы более или менее серьезному реформированию. Сыграло оно в истории России положительную или отрицательную роль? На этот вопрос единогласного ответа нет. С одной стороны бегство сотен тысяч, а может и миллионов человек из центральных районов страны на окраины, принесло несомненный вред, ибо опустошение сел и городов отрицательным образом сказывается на экономике. С другой стороны переселение на окраины большой массы населения способствовало развитию хозяйства на пустующих землях. Кроме того, переселенцы служили хорошей защитой от внешней угрозы (достаточно вспомнить жизнь казаков – старообрядцев из повести Л. Толстого «Казаки»).

Возможно, и даже вероятно, что старообрядческая пропаганда являлась одним из мотивов народных недовольств в России в 17 – 18 веке (неслучайно и Степана Разина и Емельяна Пугачева официальная власть, кроме всего прочего, именовала не иначе как раскольниками). Пусть так, не следует забывать, что любое народное недовольство чаще всего объясняется не чьей – то пропагандой, а гораздо более прозаическими причинами. Разве усиление крепостнического гнета и давление на вольности казачества не являлись главными причинами крестьянской войны Пугачева?