Смекни!
smekni.com

по литературе. Тема к (стр. 3 из 3)

Недаром Тютчев одаривает радугу множеством эпитетов. Он сравнивает ее с аркой, но не простой каменной или деревянной, он называет ее воздушной, подчёркивая её невесомость, легкость и прозрачность.

Тютчев заставляет задуматься нас о красоте жизни, описывая обычное природное явление-радугу, появление которой пусть и не надолго, но так ярко для человеческой души. Эти малейшие минуты, как и людское счастье, недолгое, но очень яркое, запоминающееся явление.

Душа не только поэта, его лирического героя, но и читателя наполнена радостью и счастьем, когда глаза видят красоту, диво дивное природы. Хочется вслед за потом насладиться чудесным мгновением, пока радуга не растворилась в небе.

§5

В других весенних стихотворениях описываются не менее красочные картины, которые заставили автора чувствовать красоту, наслаждаться ею. В стихотворении «Весна»[7] Тютчев детально описывает наступление весны.

Как ни гнитет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни броздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна…она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно- равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа как первая весна;

Была ль другая перед нею-

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Ни свеет с древа ни с листа:

Их жизнь ,как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься ,бодрый ,самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь-

И жизни божеско- всемирной

Хотя на миг причастен будь!

В этом стихотворении, я думаю, Тютчеву особенно удалось передать тесную связь природы и состояния человека. Поэт говорит о печали и радости, прошедшем и настоящем. Приход весны - это чувство чего-то нового, моментально затмевающего все обыденное и проблемное, горе, обманы, раны на сердце людей. Все эти испытанья ничто по сравнению с весной. Весна - это пора между летом и зимой, между старостью и молодостью, между холодом и теплом, между злом и добром. С приходом весны душа человека готовится к переменам, к светлому и доброму, искреннее надеясь на лучшее.

Образ весны в этом стихотворении Тютчева олицетворяется.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла ,блаженно- равнодушна,

Как подобает божествам.

Весну поэт обожествляет.

Чтобы передать красоту весенних картин Тютчев использует множество эпитетов, делая весну в наших глазах яркой и лучистой. «Бессмертьем взор ее сияет» - Тютчев словно видит ее, словно она стоит перед ним, как женщина, красивая, добрая, великая, как богиня, которой все подвластно, но которая добра и красива безмерно. Она не только сама красива, но и сама дарит миру красоту: «Цветами сыплет над землею».

§6

Ещё одно стихотворение о весне очень мне понравилось, заставило о многом задуматься:

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ[8].

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят ...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!.

Весна идет ,весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпиться весело за ней.

В стихотворении создается картина приближения светлой, праз­дничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело, с ликованием. Возникает образ праздничного шествия, впереди которого бегут вестники - герольды. Они шумят, будят, «гласят во все концы» О грядущем торжестве:

Благодаря этому мотиву в образе весны видна не только реальная пейзажная основа («Еще в полях белеет снег ... »), но и метафориче­ский уровень, позволяющий придать образу возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. «Молодая весна» - сказочная ко­ролева, окруженная, как свитой, хороводом дней:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней

Сложная природа образа весны позволяет передать то ощущение приближающегося волшебства, которое наполняет душу лирическо­го героя, увидевшего, как тает снег в полях, превращаясь в потоки весенних вод. Антитеза «зимнего - весеннего» настроения как «сна-пробуждения» души выражена с помощью контрастов. Если «сонный брег» «белеет», то теплая майская природа кажется «румя­ной» (четыре противопоставления: «снег» -тепло, ночь -«дни», бледность умирания - румянец здоровья, молчание сна _ «шум» жизни). Весна предстает олицетворением жизненной силы, красоты, в связи с чем одушевление лирического героя, вызванное ее приближением, воспринимается как жизнеутверждающее прославление вечного возрождения, вечной красоты. Эта главная мысль выражена восклицанием:

Весна идет, весна идет!

Его значение подчеркнуто повтором (во второй и третьей стро­фах-четверостишиях повторяется вся фраза), впечатление клича вестников передается нагнетанием напряжения в глагольных фор­мах («бегут и будят», «бегут и блещут и гласят», «гласят во все концы»).

Центральным в стихотворении является именно последний об­раз (внимание к нему привлекает уже название). «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны,- метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

Итак, можно отметить, что тема весны, образ весны в поэзии Тютчева тесно сопряжены с темой красоты.


Заключение.

Я долго готовила этот проект, изучала литературу о лирике Тютчева, анализировала его стихотворения. Мне была интересна его лирика. Теперь же меня ещё больше поразила красота природы, описанная в его произведениях. Поразила способность Тютчева видеть красоту в самых обычных, казалось бы вещах.

Некогда Фет относил Тютчева к “величайшим лирикам на Земле” . В ту пору это суждение могло казаться и преувеличенным и вызывающим. Но прошли годы... И теперь уже имя Тютчева среди “величайших лириков мира” утверждено незыблемо.

Список литературы:

1. Т.П. Буслакова Русская литература XIX века.- М., Высшая школа, 2003

2. В.В. Кожинов Поэтическая Россия-М., Советская Россия, 1976

3. В.В. Кожинов Стихи и поэзия- М., Советская Россия, 1980

4. Л.Н.Кузина Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве.- М., Русское слово, 2002

5. Л.А.Озерова Классики и современники -М., Художественная литература, 1986

6. В.И.Сахаров Литература XIX века –М., Русское слово, 2004

7. Н.В. Чудакова Я познаю мир: Литература –М., Издательство Астрель, 2002


[1] 1828 год

[2] 1836 год

[3] Апрель,1873

[4] 1830

[5]22 августа 1857 год

[6] Эпитет- образное определение предмета.

[7] 1838

[8] 1832 год