Смекни!
smekni.com

Курс «Профессиональная этика журналиста»      студента 3 курса о/з отделения ижлт      Баландинского Николая      (стр. 3 из 4)

Во-вторых, не последнюю роль играет меркантильный интерес. К примеру, Сирия и Ливия установили непомерную плату за съёмки памятников истории – 1500 USD за каждый объект. Иногда плата требуется просто за разрешение на съёмку в стране (Эфиопия – 12000 USD), но такие расходы могут выходить далеко за рамки бюджета телекомпаний, выделяемого на командировки. Учитывая, что зачастую речь идет о настоящем туристском «промоушене» страны, эти финансовые требования кажутся просто обидными. Естественно, телекомпании стараются по мере сил их обходить. Но в результате в выигрыше остаются не только телекомпании, сэкономившие средства, не только зрители, которые увидят интересный материал, но и сами страны, получающую бесплатную рекламу своего туристского потенциала. Но конечно, всё это касается «неполитической» журналистики. Ибо в противном случае получается скорее антиреклама...

4.Журналист и действующие лица публикаций.

Не меньше обид на журналистов таят и «действющие лица» публикаций и телерепортажей. Вернее было бы сказать – «жертвы публикаций». Неточность в написании имени и фамилии – это самый маленький из журналистских грешков. Но наиболее тяжкое нарушение этики – обнародование порочащих «персонажа» сведений, которые, даже будучи достоверными, могут существенно испортить жизнь не только ему самому, но и его близким. Поэтому в большинстве случаев герои «криминальных» репортажей и очерков фигурируют под вымышленными фамилиями. Особенно осторожным следует быть в освещении эпизодов, по которым не вынесено решение судов и комиссий. И дело уже не только в репутации «героя», но в формировании определённого общественного мнения, которое может в свою очередь оказать влияние на решение суда, особенно в маленьких городах, где силён «корпоративный дух». Известны случаи, когда «жертвы публикаций» не только лишались работы, но и кончали жизнь самоубийством. Поэтому в журналистике должен главенствовать тот же принцип, что и в медицине – «не навреди!».

Кодекс профессиональной этики российского журналиста по этому поводу гласит:

«Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны c содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное, В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения».

Хартия Телерадиовещателей имеет раздел «Защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности», озвучивающий следующие принципы:

Уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни. Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.

Под частной жизнью для целей настоящей Хартии понимается:
личная и семейная тайна, в том числе брачные и интимные отношения, сексуальная ориентация, религиозные мировоззрения, дружеские отношения, способы времяпрепровождения, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, компьютерных и иных сообщений.

Под частной территорией для целей настоящей Хартии понимается:
любое жилое помещение, домостроение, включая приусадебную территорию; номера в гостиницах, пансионатах, санаториях и т.п.; больничные палаты».

Аналогичные принципы «Уважения чести и достоинства личности» содержит и Кодекс 1991 года:
«Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он избегает вторжения в личную жизнь и допускает обнародование сведений такого рода исключительно в тех случаях, когда это необходимо для защиты интересов общества, прав и законных интересов граждан. Журналист не должен распространять непроверенные сведения и слухи, а также допускать выражения, способные подорвать репутацию человека или запятнать его честь».

Единственным действенным средством предотвращения нарушений этих норм может служить мараторий на использование в прессе и в эфире материалов, противоречащих журналистской этике. Нарушать или не нарушать – решает для себя сам журналист. Это вопрос его совести, не только профессиональной, но и человеческой. Но всю полноту ответсвенности должны нести «передатчики информации» - газеты, журналы, радиостанции, телеканалы. Их не право, но долг не обнародовать такого рода материалы. В этом случае для журналиста нарушение этических норм станет просто немыслимым делом, ибо никто не хочет работать «в стол».

7. Отношения с коллегами.

Перейдём теперь к тем нормам, которые определяют так называемую «корпоративную этику», то есть отношения с коллегами и конкурентами по цеху. Надо признаться, что в любом творческом сообществе неизбежно присутствует дух конкуренции. Призыв «возьмёмся за руки, друзья!» прозвучит несколько лицемерно. Конечно, каждый журналист стремится к самопродвижению, к узнаваемости и востребованности. С самого начала своего творческого пути он видит конкурентов и тех, на кого стоит ровняться. Нельзя сказать, что творческий коллектив – клубок змей, но всё же столкновения амбиций избежать трудно. Для того, чтобы не дать столкновениям перерасти в бойню, и возникла необходимость определения принципов корпоративной культуры в журналистике.

«Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации, и принятии решений в тех органах массовой информации, где он работает. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности недопустимость плагиата». (Международные принципы профессиональной этики журналиста)

Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 года гласит:

«Если указание издателя или руководства редакции вступает в противоречие с требованиями общественной нравственности или положениями настоящего Кодекса, то журналист должен отказаться от его выполнения. Журналист вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям.

Журналист заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ушерб авторитету журналистики. В творческом соревновании журналист не позволяет себе в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо иной ущерб. Он содействует коллегам в развитии их творческих способностей, повышении знаний и мастерства, приходит на помощь коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием посягательств на правду и справедливость».

Как попрание устоев корпоративной культуры характеризуются следующие эпизоды:

«Если журналист из корыстных или иных низменных побуждений препятствует или отказывается от публикации определенного материала или отдельных его частей, либо публикует его, либо склоняет своих коллег к его опубликованию;

- если журналист в какой-либо форме раскрывает псевдоним, принадлежащий другому лицу, без его согласия, за исключением случаев, когда псевдоним был публично раскрыт ранее;

- если журналист, используя чужое произведение, представляет его полностью или частично как свое, не указывает его действительного автора и источник заимствования;

- если журналист, не предупреждая об этом соответствующие редакции, передает один и тот же материал в две или более редакции либо предлагает для обнародования ранее опубликованный материал, за исключением случаев, предусмотренных законом;

- если журналист использует свой профессиональный статус для сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Как нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов могут быть квалифицированы следующие случаи:

- если журналист, используя свое должностное положение в редакции, путем редактирования искажает содержание материала, подготовленного его коллегой, и без его согласия обнародует в таком виде;