Смекни!
smekni.com

Л. Ю. Дондокова Хрестоматия по этнологии (стр. 26 из 34)

С момента начала войны монголов с ойратами и до установления русско-китайской границы стремительно возрастает поток репатриантов с территории Монголии. Вернуться в родные края стремятся все этнические группы коренного населения Байкальского региона. Однако «породные земли» многих из них к этому времени оказываются занятыми, как оставшимися в пределах Байкальского региона коренными народами, так и русским крестьянством.

Родовой состав населения Оки показывает насколько смешанным оказалось оно в XVIII в. Ее территорию населяли иркиты, хаасуты и сойоты, булагаты, эхириты и хонгодоры (последние составляли наиболее значительную часть бурят). Более того, с бурятами в Окинский край, спасаясь от войны, попали и монголоязычные долоонгууты, проживавшие ранее в восточном Прихубсугулье. Таким образом, этнический состав населения Окинского края сильно меняется по сравнению с началом XVII в.

Весь этот конгломерат различных родов, заселивший достачно замкнутую территорию Окинского хошуна (входившего в Тункинский аймак), отделенную от остальных районов Бурятии горными массивами, обживал эту новую для большинства из них территорию, вступает в тесное этнокультурное взаимодействие, обогащая друг друга опытом ведения хозяйства, знаниями природы, достижениями культуры, мировоззренческими идеями. Естественно эти роды вступают в брачные отношения, что приводит к развитию глубинных этногенетических процессов. Уникальные природно-климатические условия Окинского края, включающие в себя две экологические ниши, предрасположенные для существования охотничье-оленеводческого, так и скотоводческого хозяйства с неизбежностью определяют возникновение двух ХКТ, зависящих от места расселения.

Цит. по: Павлинская Л. Сойоты // Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимоотношения с современностью. – Спб., 2002.

Рассадин И.В.

Формы хозяйства, быт и культура тофаларов в период кочевой жизни

Хозяйственная деятельность.

Основой хозяйственной деятельности тофаларов при их кочевой жизни, по утверждению источников, были оленеводство и охота. Од­нако с конца XIX в. и до конца 20-х гг. прошлого столетия наряду с оленеводством у них прослеживается табунное коневодство. Другими видами хозяйственных работ, дававшими дополнительный источник существования, особенно при малой численности оленей в хозяйстве и при плохой охоте, являлись рыболовство и собирательство.

а) Оленеводство

Тофалары издавна разводят оленей так называемой карагасской породы, принадлежащей к виду северных оленей. Карагасский олень более одомашнен, чем другие породы северных оленей, и очень не­прихотлив в пище. Природные условия Тофаларии, расположенной в горно-таежном массиве Восточного Саяна, покрытого горной тайгой и имеющего на высокогорных плато об­ширные пространства высокогорных тундр, сплошь покрытых ягелем - оленьим мхом, представляют собой идеальное место для их обита­ния. Дикий северный олень сохранился здесь и поныне. Эти места с давних пор были освоены людьми - предками тофаларов.

Оленеводство как специфическая отрасль животноводства отме­чено и у некоторых других народов, живущих по соседству с тофаларами и обитающих в сходных географических условиях. К ним отно­сятся тюркоязычные тувинцы-тоджинцы, живущие в Монголии в Дархатском крае цаатаны (букв. «оленево­ды»), которых монголы называют уйгурами и самоназвание которых myxa//myha, монголоязычные дархаты в Монголии и бурятоязычные окинские сойоты в Бурятии. Все исследователи единодушно утверждают, что олене­водство у этих тюрко-монгольских саянских народов вьючно-верхового типа и сочетается с кочевым охотничье-промысловым образом жизни.

Г.М. Василевич и М.Г. Левин, исследовавшие типы оленевод­ства России и их происхождение, выделяют пять типов оленеводства: лопарский, самоедский, саянский, тунгусский, чукотско-корякский. Саянский тип оленеводства, по их мнению, присущ лишь тувинцам и тофаларам: «...оленеводство тувинцев и тофаларов... об­наруживает ряд черт, которые выделяют его в особый тип. Относясь так же, как и оленеводство ряда эвенкийских групп, к вьючно- верховому типу без пастушеской собаки, оно отличается вместе с тем от оленеводства тунгусских народностей способом кастрации и мно­гими деталями вьючно-верхового транспорта: устройством седел, способом седлания, отсутствием посоха, посадкой и прохождением поводка слева. Обратим внимание, что прохождение поводка и посад­ка слева (в одном случае на оленя, в другом случае на нарту) сближа­ют саянский тип с самоедским. На черты, сближающие оленеводство тофаларов и тувинцев с коневодством, указывалось уже выше» [Василевич, Левин 1951, с. 76-77].

Авторы отмечают, что по технике вьючно-верхового транспорта выделяются три различных типа: саянский, сибирский и лопарский. Лопарский тип имеет только вьючное седло особой конструкции и, не сближаясь с остальными двумя, стоит особняком. Для двух других типов характерны как перевозка вьюков на специальных вьючных седлах, так и верховая езда. При этом саянский и сибирский типы в этом заметно разнятся. «Саянский тип характеризуется чертами, сближающими его с типом вьючно-верхового конского транспорта: все устройство седла со стременами и двумя ремнями, способ седла­ния и посадка. В отличие от сибирского типа поводок проходит слева. Распространен только у тувинцев и тофаларов. Сибирский же тип отличается от саянского устройством как верхового, так и вьючного седел, способом седлания. посадкой, употреблением посоха при по­садке и езде, а также прохождением поводка с правой стороны. Рас­пространен среди эвенков, эвенов, долганов, юкагиров, якутов, негидальцев, ороков. Седло саянского типа по своему устройству сходно с конским седлом. Оно имеет высокие массивные луки, укрепленные на досках, несколько отступя от концов к середине. Это седло имеет стремена и, кроме подпруги, также подгрудный и подхвостный ремни. Доски его не обшиты, а под седло укладывают сложенный войлок и кусок ровдуги. Такие седла распространены у тувинцев и тофаларов, которые иногда покупают их у своих соседей-коневодов» [Василевич, Левин 1951, с. 71-73]. Нам, кроме того, известно, что только у тофаларов (эримээш), тувинцев-тоджинцев (ээрмээш), цаатанов (эримээш) и дархатов (эрвээлж) имеются особые седла с высокими перекрестиями вместо обеих лук, предназначенные для перевозки детских колыбелей и малолетних детей. Именно такие седла есть еще у киргизов (айырмач), северных монголов (эрвээлж) и калмыков (эрвэлжн). О связи тувинского и киргизского седел писал С. И. Вайнштейн [1960, с. 54-60].

Относительно происхождения оленеводства на Саянах Г. М. Ва­силевич и М. Г. Левин приходят к выводу о том, что впервые оно развилось здесь у самоедоязычных аборигенов тайги под влиянием их тюркоязычных соседей-скотоводов [1951, с. 87]. Такого же мнения придерживается и С. И. Вайнштейн, анализируя историю появления оленеводства у тувинцев-тоджинцев [1961, с. 33]. Сойоты происходят от тюркоязычных племен Саян [Дугаров 1983, с. 97-100] и сами еще недавно были тюркоязычными, поэтому мы вправе предположить, что у них оленеводство того же типа, что и у других тюркских народов Саян.

Таким образом, можно сделать несколько выводов: 1) современ­ное оленеводство саянского типа, имеющее многие черты, выделяю­щие его среди других типов оленеводства, представлено не только у тувинцев и тофаларов, но и у цаатанов, дархатов Монголии и сойотов Бурятии; 2) саянский тип оленеводства, наиболее приближенный к коневодству, возник среди аборигенных и позднее перекочевавших сюда тюркоязычных племен под влиянием коневодства: 3) к монголоязычным племенам Саян и Присаянья оленеводство перешло от тюркоязычных саянских племен.

Роль оленеводства в жизни тофаларов была весьма велика. Тран­спортное вьючно-верховое использование оленей позволяло осваи­вать большие промысловые угодья. Карагасский олень - самый крупный в мире и очень выносливый, поэтому в зимних условиях отдель­ные олени тофаларов могут проходить под седлом и вьюком свыше 30 км в день, при этом даже там, где лошадь не может пройти и де­сятка километров. Особенно незаменимы они в условиях высокогор­ной тундры, покрывающей значительные площади на Саянских плато. Только благодаря им тофалары осуществляли свои сезонные переко­чевки и зимнюю охоту. Наличие у охотника трех-четырех оленей позволяло ему беспрерывно охотиться месяцами. Такое было воз­можно при ежедневной смене ездового оленя. Пока он ездил на одном в течение всего дня, другие паслись и отдыхали. На следующий день охотник седлал другого оленя и так далее. Такой способ сохранял силы оленей всю зиму.

Оленеводство у тофаларов было основано на экстенсивном ис­пользовании пастбищных угодий и, как и охота, требовало постоян­ных сезонных перекочевок. Весь годовой хозяйственный цикл тофа­ларов был связан с охотой в разные сезоны и со сменой оленьих паст­бищ. Интересы оленеводства определяли сезонный цикл кочевок с заранее намеченными остановками в местах, наиболее благоприятных для пастьбы, гона, отела. Кроме того, маршруты и количество кочевок зависели от требований охотпромысла и стремления создать наиболее благоприятные условия для охоты и охватить ею как можно большую территорию. Собирательство тоже требовало определенных сезонных перемещений. Поэтому в течение года оленеводы совершали до 15 и более перекочевок различного характера. Зимой они обычно жили в долинах рек, осенью и весной располагались повыше, в таежных массивах. Летом стойбища оленеводов находились на белогорье - пло­ских горных вершинах, покрытых ягелем, где всегда дул ветер и где не было мошки.