В самой России самый многочисленный русский народ оказался в худшем экономическом и социальном положении в сравнении с другими крупными российскими этносами. Во многих республиках-субъектах РФ русские поставлены в положение граждан «второго сорта», терпят давление со стороны «титульной» нации и вследствие этого вынуждены уезжать из этих республик. Русские все больше вытесняются из управленческих структур и высших органов власти не только в республиках, но также в областях и Москве. В бедственном положении находятся миллионы русских беженцев и вынужденных переселенцев. Начиная с 1992 г. показатель естественного прироста русских приобрел отрицательное значение, т.е. начался процесс депопуляции.
Итак, сущность Русского вопроса в конце XX в. можно сформулировать следующим образом. Во-первых, речь идет о снижении жизнеспособности и жизнестойкости русского этноса и угрозе его исчезновения. Во-вторых, происходит разрушение духовности, этнокультуры, охаивается историческое прошлое русского народа, дабы унизить его, оскорбить национальное чувство, ослабить моральный дух, подорвать национальное самосознание русских. В-третьих, происходит ухудшение отношения к русскому народу со стороны других народов России и ближнего зарубежья, в результате чего он оказался среди недружественно настроенных этносов.
В ходе обсуждения Русского вопроса предлагаются различные пути его решения. Политическое решение Русского вопроса рекомендуется осуществить, следующими путями. Первый сводится к созданию русской государственности как единственно надежной основы этнокультурного возрождения и развития русских в условиях, когда многие другие этносы уже давно опираются на свою национальную государственность; при этом границы Русской республики могли бы быть включены все области и регионы, где русские составляют абсолютное большинство населения. Второй путь предусматривает переход от национально-территориального принципа федеративного устройства к территориальному, т.е. упразднение национальной государственности. Согласно еще одному предложению, многие национальные проблемы будут сняты с переходом от федеративного к унитарному российскому государству. У всех вариантов есть как сторонники, так и противники, есть плюсы и минусы.
Решение Русского вопроса отнюдь не означает поощрения русского национализма или предоставления русским каких-либо привилегий особого статуса. Речь идет лишь о создании условий, обеспечивающих равные реальные права русского этноса с другими более или менее крупными российскими этносами. Что касается русских, живущих в ближнем зарубежье, то необходимо использовать все возможные мирные способы давления на эти государства, требуя от них соблюдения всех гражданских и политических прав русского населения.
Решение Русского вопроса имеет существенное значение для улучшения межнационального климата в России, поскольку велика консолидирующая роль русской нации и хорошо известно ее прогрессивное влияние на другие народы.
Цит. по: Тавадов Г.Т. Русский вопрлс // Этнология: Современный словарь-справочник. – М., 2007.
Беликов В.В.
Проблемы культуры и быта эвенков
Развитие культуры эвенков Бурятии в 60-е гг., уже полностью перешедших в это время к оседлому образу жизни, происходило в условиях общего культурного процесса в республике.
Одной из важнейших средств подъема культуры населения – повышение уровня образования, чему в нашей стране придавалось большое значение. Быстрый рост числа школ и количества учащихся начнется на Севере республики со второй половины 70-х гг., когда вырастут в Северобайкальске бамовские поселки и резко увеличится численность населения. В образовательном процессе эвенков есть свои особенности – большинство детей учатся в школах-интернатах. Значительную роль в повышении образования эвенков и создании интеллектуального потенциала сыграла существовавшая в 40-50-х гг. эвенкийская школа-интернат в г.Улан-Удэ. Ее ученики направлялись для получения высшего образования в педагогические институты Ленинграда и Хабаровска. С реорганизацией школьной системы в стране в 50-х гг. эта школа перестала существовать.
Овладевая посредством русского языка достояниями мировой культуры, науки и техники, постигая наследие классиков литературы, эвенкийские дети не знали родного языка. В 1970 г. лишь 61% эвенков назвали родным языком язык своей национальности, 1979 г. – 58%, 1989 г. – 46%. Если вначале 60-х гг. на изучение родного языка в школах отводились специальные часы, то в последующие годы он преподавался.
В 70-80-е гг. образовательный уровень эвенкийского населения оставался невысоким. В Северобайкальском районе на тысячу человек занятого населения приходилось 90 (в районе – 115), со средним специальным образованием – 109 эвенков (436 – в районе), из 27 учителей и воспитателей эвенкийской национальности в этом районе лишь 16 человек имели высшее образование. В технических и сельскохозяйственных вузах из числа эвенков республики обучались лишь единицы.
Важное значение имело создание в 1973 г. этнографического музея культуры и быта Забайкалья, составной частью которого является эвенкийский комплекс, воссоздающий материальную культуру аборигепнов Севера. Сохранению и пропаганде эвенкийской материальной культуры способствует открытый в 1981 г. в Багдарине музей народов Севера.
В 60-80-е гг., когда в нашей стране проводилась политика дальнейшего выравнивания экономического уровня между нациями и народностями, стирания граней между городом и деревней, быт эвенкийского населения окончательно утратил национальные черты и практически уже не отличался от быта всего сельского населения северных регионов.
Период 60-80-х гг. для северных районов был не только временем электрификации, телефонизации и внедрения в быт телевидения, но и временем, когда в селах аборигенов стала создаваться сеть бытового обслуживания. Вначале в села приезжали передвижные приемные пункты от районного комбината бытового обслуживания, затем стали создаваться его филиалы и самостоятельные пункты. Однако их работу удовлетворительной считать трудно, так как специальных помещений они не имели, постоянных специалистов, мастеров в селах не было, а приезжие долго не задерживались.
Жизненный уровень эвенкийского населения с утратой традиционных видов деятельности в этот период понизился. Окончание работ неологических партий, начало строительства БАМа и создание совхозов с целью решения продовольственной программы в зоне железнодорожной магистрали способствовали росту безработицы в среде коренного населения и сокращению семейного бюджета. Связанная с уровнем и профессиональной занятостью заработная плата эвенкийского населения была значительно ниже среднестатистических показателей по северным районам.
В жизни эвенков Бурятии значительным событием, побудившим их к активной борьбе за свое национальное возрождение, стал Всесоюзный съезд малочисленных народов Севера, состоявшийся в марте 1990 г. Участники встречи говорили о бесправном, критическом положении эвенков в Бурятии, выразили тревогу за будущее эвенкийского этноса. На конференции обсудили, приняли Устав и Программу Ассоциации, в которых ставилась задача объединения всех общественных сил для решения проблемы выживания и развития эвенков республики, возрождения традиционных видов труда и промысла, родного языка, самобытной культуры, традиций и обычаев древнего сибирского народа. Президентом Ассоциации выбрали эвенка П.С. Степанова.
Важнейшей задачей национального возрождения эвенков Бурятии стало требование возврата коренному народу в безвозмездное пользование территорий традиционных мест их проживания и восстановление существовавших до середины 30-х гг. национально-территориальных образований - национальных районов и сельских Советов. Однако в современных условиях шаткости государственных устоев и слабости контроля за исполнением множества законов вопрос о национально-территориальном устройстве и местном самоуправлении эвенкийского населения в Бурятии не нашел еще полного разрешения.
Возрождение почти утраченных традиционных видов труда эвенков Бурятии – проблема сложная: слаба материальная база, потеряна трудовая связь поколений, передающая по наследству опыт старших, не хватает организационной поддержки местных административных органов, не решен до конца вопрос о передаче эвенкам в их собственность территорий традиционного природопользования в местах компактного проживания.
В Бурятии с начала 90-х гг., когда эвенки республики стали активно участвовать в возрождении культуры своего народа, родного языка, развитии образования, стали отчетливее видны результаты работы в этом направлении. В 1990 г. вновь после двенадцатилетнего перерыва в Баунтовском районе в с. Россошино был проведен эвенкийский народный праздник больдер (встреча). Не просто теперь провести традиционный праздник во всей его красе и самобытности, когда многое из фольклорного наследия забыто, утрачены предметы материальной культуры, отсутствуют национальные инструменты, одежда, убранство. Как бы то ни было, праздник состоялся, и уже этот факт вселил эвенкам веру в возрождение их национальной культуры.
Есть попытки возродить в Бурятии издание литературы на эвенкийском языке. В 1991 г. редакцией журнала «Хараасгай» (Ласточка) был подготовлен и выпущен в свет первый номер этого журнала «Велика» (Ласточка) на эвенкийском языке. В республике в 1991 г. создан Центр возрождения эвенкийской культуры. Новым явлением стало проведение в апреле 1993 г. в с.Алла Курумканского района Дней эвенкийской культуры в рамках этнического праздника «Найрамдал». В Северобайкалье весной систематически стали проводиться Дни охотника.