Понятие "римлянин" как бы потеряло этническое значение, но этого на самом деле не было: оно просто его изменило. Общим моментом вместо единства происхождения и языка стало единство даже не культуры, а исторической судьбы. В таком виде этнос просуществовал три века - срок изрядный - и не распался. Напротив, он трансформировался в IV-V вв. вследствие принятия христианства как государственной религии, которая стала после первых трех Соборов определяющим признаком. Те, кто признавал оные Соборы, санкционированные государственной властью, был своим, римлянином, а кто не признавал - становился врагом. На этом принципе сформировался новый этнос, который мы условно называем "византийским". Однако помнить, что те, кого мы называем византийцами, сами себя называли "ромеями", т.е. "римлянами", хотя говорили по-гречески. Постепенно в число ромеев влилось множество славян, армян, сирийцев, но название "римлян" они удержали до 1453 г., т.е. до падения Константинополя. Ромеи считали "римлянами" именно себя, а не население Италии, где феодалами стали лангобарды, горожанами – сирийские семиты, заселявшие в 1-III вв. пустевшую Италию, а крестьянами – бывшие колоны из военнопленных всех народов, когда-либо побежденных римлянами Империи. Зато флорентийцы, генуэзцы, венецианцы и другие жители Италии считали "римлянами" себя, а не греков и на этом основании утверждали приоритет Рима, в котором от античного города оставались только руины.
Третья ветвь этнонима "римляне" возникла на Дунае, где после римского завоевания Дакии было место ссылки. Здесь отбывали наказание за восстания против римского господства: фригийцы, каппадокийцы, фракийцы, галаты, сирийцы, греки, иллирийцы, короче говоря, все восточные подданные Римской империи. Чтобы понимать друг друга, они объяснялись на общеизвестном латинском языке. Когда римские легионы ушли из Дакии, потомки ссыльнопоселенцев остались и образовали этнос, который в XIX в. принял название "румыны", т.е. "римляне".
Если между "римлянами" эпохи Республики и "римскими гражданами" эпохи поздней Империи еще можно усматривать преемственность, хотя бы как постепенное расширение понятия, функционально связанного с распространением культуры, то у византийцев и римлян нет даже такой связи. Отсюда вытекает, что слово меняет смысл и содержание и не может служить опознавательным признаком этноса. Очевидно, надо учитывать еще и контекст, в котором это слово несет смысловую нагрузку, а тем самым эпоху, потому что с течением времени значение слов меняется.
Цит. по: Гумилев Л.Н. Этнос и этноним. Имена обманчивы // Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.
РАСЫ И РАСОГЕНЕЗ
Константинова С.С.
Расогенез
В научной литературе нередко поднимается вопрос о том, являются ли этносы природными, биологическими, или небиологическими, социальными. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к такому понятию, как раса.
Основные (большие) человеческие расы сформировались в результате адаптации древнего человека к различным природным условиям. Процесс расообразования продолжался несколько десятков тысяч лет и в основном завершился около 15 тысяч лет назад. Уже на ранних этапах истории шел интенсивный процесс расового смешения, в результате чего сформировались многочисленные переходные формы. Поэтому далеко не все современные ученые согласны с широко известными признаками расового деления человечества. Так, например, английские антропологи Кун, Гарн и Бердшелн выделили 50 рас. Некоторые ученые предлагают вообще отказаться от понятия «человеческая раса» как неконкретного.
Расы не имеют ни четких антропологических, ни четких географических границ. Поэтому в науке принято выделять большие (географические) расы, о которых шла речь выше, а также малые (локальные) расы микрорасы, или популяции.
Расовые признаки являются природными, биологическими чертами. Под расовыми признаками понимают: цвет кожи, разрез глаз, характер волос, пропорции черепа, строение мягких тканей лица и др. При этом важно подчеркнуть, что человечество представляет собой единый биологический вид, а расы – вариации в пределах этого вида.
Хотя расы по своей природе являются биологическим феноменом, расовые различия перестали выполнять функции чисто биологические, долгое время являлись социальными разграничителями и породили расизм и апартеид (принудительное разделение проживания и ограничение общения отдельных расовых групп) и др.
На основе общности природной среды складывались некоторые биологические особенности, связанные с питанием, солнечной радиацией, образом жизни, а также социальные стороны этноса: особенности культуры, психики, обычаи и традиции.
Теория антропогенеза объясняет лишь процесс формирования человека современного вида, но не объясняет разнообразия видов человеческих популяция, не дает объяснения процессу расообразования (расогенеза).
Однако вопрос о времени и причинах происхождения рас до сих пор еще не получил окончательного решения. Долгое время в отечественной науке господствовало представление, что люди современного физического типа появились 35 – 40 тыс. лет назад и что одновременно с новым физическим типом человека возникла культура. В середине 1980-х гг. несколько ученых в США, Японии, Англии, исследуя процессы антропогенеза, независимо друг от друга пришли к выводу, что в интервале между 360 и 180 тыс. лет назад имело место резкое сокращение численности населения нашей планеты, а затем произошел демографический взрыв, в результате которого возникли популяции – основатели разных этносов. Кроме того, было доказано, что все неафриканские популяции человека развились от одной, мигрировавшей из Африки. Отделение европеоидов и монголоидов от этой популяции произошло приблизительно 80 – 150 тыс. лет назад, а европеоидная раса является самой молодой (примерно 50 тыс. лет).
Причины, по которым образовались расы, до сих пор остаются очень спорным вопросом в этнологии. Но основные факторы расогенеза установлены:
- Географический фактор – проявление зависимости между температурой внешней среды и размером тела человека: на севере и юге размеры тела больше, чем в тропической зоне. Применительно к популяции человека аналогичное соотношение проявилось в пропорциях длины, веса, площади поверхности тела (в холодном климате – более удлиненные конечности и менее плотное сложение, и укороченные пропорции), также окраска интенсивнее.
- Социальная изоляция (при заключении браков внутри этноса или группы происходит, например, уменьшение или увеличение массивности скелета).
- Миграции.
- Увеличение плотности населения в процессе хозяйственного развития.
Итогом же процесса этногенеза стала современная разнообразная и динамично меняющаяся этническая картина мира.
Цит. по: Константинова С.С.Этнология. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2004.
Тавадов Г.Т.
Расовый состав населения России
Расовый состав населения России - характеристика населения по расовому признаку. Население России представлено двумя большими расами: европеоидной и монголоидной. По приблизительным подсчетам, представители большой европеоидной расы составляют 90% населения страны и еще около 9% приходится на представителей форм смешанных между европеоидами и монголоидами. Численность «чистых» монголоидов не превышает 1млн. человек.
В Европейской части России подавляющее большинство населения относится к различным типам европеоидной расы. Здесь можно условно выделить три зоны, где население в первую очередь разделяются по своей пигментации. На северо-западе расположен ареал распространения блондинов, на Северном Кавказе – брюнетов, а между теми и другими пролегает широкий пояс промежуточных по пигментации групп (темнорусых или шатенов). По антропологической классификации это соответственно северные европеоиды, южные европеоиды, переходные и среднеевропейские формы.
Северные европеоиды представлены двумя группами расовых типов – атланто-балтийцами и беломорско-балтийцами. К первой относится западнобалтийский тип (западные эстонцы, отдельные группы русских в прилегающих к Эстонии и Латвии районах, а также эстонцы и латыши в других районах России). К беломорско-балтийской группе относятся вепсы, большинство карел и коми, русские Карелии, Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми.
Переходные и среднеевропейские формы состоят из восточноевропейской и атланто-черноморской групп, включающих ряд типов, не имеющих резких границ. Представители этих групп – большая часть русских, мордвы, белорусов, украинцев, литовцев и молдаван, живущих в России. К южной ветви большой европеоидной расы относится ряд народов южных районов европейской части России, в основном не принадлежавших к коренному населению, но переселившихся в разное время из других стран Европы и Азии (болгары, гагаузы, греки, цыгане, евреи, венгры и др.). С продвижением на восток Европейской части России у европеоидных по преимуществу народов все больше усиливаются монголоидные признаки. Таковы чуваши, татары, башкиры, марийцы, удмурты, коми-пермяки, мордва (в основном – мокша). И, наконец, типичными монголоидами являются низкорослые калмыки Нижнего Поволжья.
Население Северного Кавказа в антропологическом отношении сравнительно однородно. Большинство его народов относится к южной ветви европеоидной расы. Лишь ногайцы отличаются преобладанием монголоидных антропологических типов (в виде небольшой примеси монголоидные черты прослеживаются и у некоторых групп азербайджанцев, живущих в Дагестане и ряде крупных городов России, ставропольских туркмен). У русских, позднее поселившихся на Кавказе, преобладают признаки переходных и среднеевропеоидных форм и северной ветви европеоидной расы.