Министерство образования Республики Бурятия
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»
Гуманитарный факультет
Кафедра «Связи с общественностью, социологи и политологии»
Л.Ю. Дондокова
Хрестоматия по этнологии
народов Байкальского региона
Улан-Удэ
Издательство БГСХА им В.Р. Филиппова
2010
УДК 39
Д 671
Печатается по решению методического совета
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»
Рецензенты:
Балданов С.С. – к.и.н., доц. кафедры культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета
Гарбуз И.В. – к.и.н., ст.преп. кафедры философии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова
Дондокова Л.Ю.
Д 671 Хрестоматия по этнологии народов Байкальского региона. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2010. – 190 с.
Предлагаемая хрестоматия предназначена для студентов технических вузов, изучающих этнологию как элективный курс, и составлена в расчете на то, что будет служить дополнением к учебным пособиям по данной дисциплине. В хрестоматию включены работы наиболее авторитетных специалистов этнологов и культурологов, а также исторические документы, необходимые для понимания межэтнических взаимоотношений и процессов.
УДК 39
Дондокова Л.Ю., 2010
ФГОУ ВПО БГСХА, 2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………с.6
Раздел 1. Этнология как наука
Бромлей Ю.В. Некоторые традиции науки о народах ………………..…...с.8
Гумилев Л.Н. О полезности этнографии…………………………………...с.9
Леви-Стросс К. История и этнология ……………………………………..с.11
Раздел 2. Этнологические теории
Тайлор Э. Б. Первобытная культура ………………………………………с.13Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории …...с.14Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Законы исторического развития, вытекающие из группировки его явления по культурно-историческим типам…………………………………………………………………………с.16Леви-Стросс К. Разнообразие культур …………………………………....с.19Раздел 3. Этнос и его характеристики
Тавадов Г.Т. Понятие «этнос»………………..…………………………….с.23
Гумилев Л.Н. Суперэтносы. Реальность суперэтноса – «Франки»……...с.26
Тишков В.А. Этничность: современный взгляд……..…………………....с.28
Гумилев Л.Н. Этнос и этноним. Имена обманчивы………………..……..с.30Раздел 4. Расы и расогенез
Константинова С.С. Расогенез……………………………………………..с.32
Тавадов Г.Т. Расовый состав населения России………………………….с.35
Раздел 5. Этническая история
«Повесть временных лет» о происхождении и расселении восточных славян ……………………………………………………………….………с.38
Древнейшее население Восточной Европы. Евразия в I тысячелетии нашей эры…………………………………………………………………………...с.39
Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории……….....с.43
Раздел 6. Межэтнические отношенияПаин Э.А. Динамика национального самосознания и перспективы межэтнических отношений……………………………………..…………..с.48Вернадский Г. Монгольское иго в русской истории……………………...с.53Соловьев С. М. О монголо-татарском иге…………………………………с.60Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог……………………………………с.61Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности……………………………………………………………...с.65Тавадов Г.Т. Толерантность национальная…………………………..… ...с.68
Тишков В.А. От бытовых страхов к толерантности……………………...с.70
Раздел 7. Становление России как полиэтнического государства
Обязательства султанов и биев и правителей казахов старшего жуза при вступлении в подданство России………………………..…………...…….с.72
Прошение о принятии Курляндии под покровительство России……......с.73
Высочайший манифест о покровительстве и верховной власти Российской Империи над царством Грузинским…………………...………………..…с.76
Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией………..с.79
Ключевский В.О. О присоединении левобережной Украины к России...с.81
Гумилев Л.Н. Об освоении Сибири …………………………………….…с.86
Декларация прав народов России 2(15) ноября 1917 г…………………...с.87
Раздел 8. Русский этнос
Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер……..………… …..с.89
Бердяев Н.А. Психология русского народа. Душа России………….…....с.98Тавадов Г.Т. Русский этнос……………………………….………….…...с.103
Группы русских в Сибири……………………………….………………..с.109
Кремлева И. Старообрядчество…………………….……………………..с.115
Раздел 9. Этническая история коренных народов Байкальского региона
Бураева О.В. Культурное взаимодействие русского и коренного населения Забайкалья в XVII-XIX вв……………………………………….…..…….с.122
Доржо Дарбаев. Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов…………………………………………..…………………………....с.128
Бадмаева М.Б. Традиционная культура эвенков ………………………с.135
Павлинская Л. Сойоты…………………...……………………...….………с.142
Рассадин И.В. Формы хозяйства, быт и культура тофаларов в период кочевой жизни...............................................................................................с.145
Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Религия коренных народов Бурятии……с.152
Дашиева Н.Б. Сагаалган………………………………………………..….с.156
Раздел 10. Современное состояние и проблемы народов Байкальского региона
Тавадов Г.Т. Русский вопрос………………………………..…………….с.159
Беликов В.В. Проблемы культуры и быта эвенков………………………..с.162
Будаева Ц.Б. Сойоты ……………………………………………………….с.166
Рассадин И.В. Современное состояние хозяйства, быта и культуры тофаларов……………………………………………...……………………с.167
Кислов Е.В. Проблемы коренных народов Бурятии………………….…с.169
Будаева Ц.Б. Сельскохозяйственные традиции коренного населения Байкальского региона…………………………………………………………с.176
Тишков В.А. Готовы ли мы к переписи населения?................................ с.183
Библиография………………………………………...…………………….с.187
Человек, который претендует на принадлежность к культурному обществу,
должен взять за непременное правило, любить свои обычаи, уважать другие.
Н.П. Акимов
Введение
Этнология в узком значении - наука о народах; в широком – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы. Этнологические знания имеют особую значимость для россиян, поскольку Российская Федерация – многонациональное, сложное по этнической структуре и составу государство. Современный человек, живущий в полиэтнической среде, не может успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений и конфликтогенных факторов.
Цель курса «Этнология» – ознакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, ее научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, а также дать студентам представление о закономерностях развития этносов, этнических процессов в истории и современности, об особенностях этнической истории и культуры народов России (в частности Байкальского региона).
Задачи курса:
- дать базовые представления об этническом и этнокультурном многообразии мирового сообщества с учетом новейших достижений науки;
- ознакомить с основными теоретическими достижениями этнологии;
- сформировать у студентов гражданскую позицию, уважение культурного и этнографического наследия народов России и мира;
- в рамках раздела региональной этнологии дать студентам представление об этнической и традиционной культуре, традиционных способах жизнеобеспечения, современных социокультурных, этнополитических, демографических проблемах народов Байкальского региона.
После изучения курса студент должен:
- усвоить основные этнологические понятия;
- иметь представление о важнейших этнических процессах мира, об этнической истории народов России (и в частности, народов Байкальского региона);
- приобрести навыки методов сбора и анализа этнологических материалов.
Задача настоящего учебного пособия - способствовать усвоению знаний, полученных из лекций преподавателя и учебников, путем непосредственного знакомства студентов с работами авторитетных специалистов этнологов и культурологов, а также исторических документов, раскрывающих сущность тех или иных этнических процессов.
Разделы хрестоматии структурированы, согласно утвержденной рабочей программы элективного курса «Этнология». Исходя из этого, представленные работы и документы в хрестоматии не отражают всей проблематики этнологической науки, но дают достаточные знания для общекультурной подготовки студентов технического вуза.
ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА
Бромлей Ю.В.
Некоторые традиции науки о народах
Чаще всего в качестве наук о народах мира выступают те дисциплины, наименования которых являются производными от слова «этнос», т.е. этнография и этнология. Первое из этих наименований входит в научный обиход еще в конце XVIII в. Термин же «этнология» появляется несколько позднее – в начале XIX в. Его пропагандистом был известный французский физик Андре-Мари Ампер, который на рубеже 20-30-х годов XIX в. в своих таблицах по классификации наук выделил этнологию в качестве отдельной дисциплины (при этом этнографии была отведена роль одного из разделов этнологии). Закреплению термина «этнология» во Франции немало способствовало создание в Париже в 1839 г. Этнологического общества. Вскоре этот термин получает признание и за пределами Франции, о чем наглядно свидетельствует появление этнологических обществ в Нью-Йорке (1842 г.) и в Лондоне (1843 г.). В России в это время преобладающим становится термин «этнография», что нашло отражение в создании Отделения этнографии в Русском географическом обществе (1845 г.). Одновременно в качестве кальки термина «этнология» («этнография») в России (как и в ряде славянских стран) получает распространение термин «народоведение».