Основы идеологии белорусского государства
Тема: Система идеалов и ценностей белорусского общества (ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Шпаковская Е.В.)
Учебные вопросы:
1. Современные тенденции развития идеологии и их связь с идеологией государства
2. Основные ценности белорусского политического общества.
1. Современные тенденции развития идеологии и их связь с идеологией государства
Современные тенденции развития идеологии и их связь с идеологией государства
Изучая современные тенденции развития идеологии, можно выделить две противоположные и в чем-то совпадающие тенденции: деидеологизацию и реидеологизацию; глобализм и антиглобализм.
Деидеологизация (отрицание идеологии) – тенденция, установка, ориентированная на устранение идеологии из жизни общества. Объективной предпосылкой является научно-техническая революция, которая взяв разбег в сфере военных технологий во время войн, помогла сформировать почти повсеместную уверенность среди части ученых и политиков в том, что отныне в структуру общественного сознания не может входить какая-либо абстрактная и ненаучная концепция, а содержание духовной жизни общества должно складываться не из идеологий, а результатов, полученных представителями конкретных наук.
Концепция деидеологизации была связана с введением французским философом, социологом О.Контом в середине ХІХ в. В культурный оборот закона трех стадий человеческого ума, согласно которому все наши знания в своем развитии проходят три стадии – мифологическо-религиозную, философскую, или метафизическую, и позитивную, или конкретно научную.
Отрицание данного подхода к идеологии в 70-80-е годы ХХ века получило наименование реидеологизации (восстановление, реставрация идеологии). Концепция реидеологизации включала в себя всестороннее обоснование возрастания идеологии в жизни общества, в частности углубленные исследования проблем происхождения и роли идеологии в прошлой истории. Один из теоретиков данного направления идеологии Лемберг пришел к выводу, что потребность в идеях, вере и идеологии является отличительной особенностью человека. Идеология сегодня во многих отношениях действительно оказывается той спрятавшейся на дне ящика Пандоры надеждой, которая позволяет нам не утратить веру в осуществимость некоторого социального начинания.
Одной из важнейших предпосылок концепции реидеологизации является практика современных государств по формированию национальной идеологии.
В начале ХХІв. тенденция реидеологизации тесно соприкасается, а иногда почти растворяется в таких современных тенденциях и концепциях развития идеологии, как глобализм и антиглобализм.
Глобализация – противоречивый процесс. Среди ее положительных черт, как правило, отмечается рост контрактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, науки, образования, технологий, культуры. Известно, что в течение последних 50 лет средний доход на душу населения в мире вырос в три раза. Мировой ВВП увеличился в 10 раз. За последнюю четверть века больше чем на 10% выросло число людей, достигших среднего уровня благосостояния.
Однако, существуют и подводные камни у глобализации, определяющие волю сильных мира сего, т.е. более определяющую волю и позицию сильных государств, поэтому самым важным моментом совершенствования является демократизация глобализационных процессов.
Дэвид Хелд и его коллеги исследовали противоречия во взглядах и мнениях относительно происходящих глобализационных процессов. Характерные черты этих противоречий представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Концепции глобализации: три направления
Гиперглобалисты |
Скептики | Сторонники «трансформационной теории» | |
Что принципиально нового? | Век глобализации. | Торговые блоки, более слабое, чем в прошлые периоды истории, глобальное управление. | Беспрецедентный уровень взаимосвязанности человечества. |
Основные черты | Глобальный капитализм, глобальное управление, глобальное гражданское общество. | Разные регионы являются менее взаимозависимыми, чем в 90-х гг. позапрошлого столетия. | «Плотная»(интенсивная и экстенсивная одновременно) глобализация. |
Власть национальных правительств | Коррумпирована или ослабевает | Упрочняется и качественно улучшается | Возрождается в реструктурированном виде. |
Движущие силы глобализации | Капитализм и технологии | Правительства и рынки | Процессы и тенденции современности, действующие воедино. |
Принципы нового разделения | Распад старых иерархических структур | Усиливающаяся обособленность | Новое здание мирового порядка |
Доминирующие мотивы | Макдоналдс, Мадонна и т.п. | Национальные интересы | Перестройка политического сообщества |
Концепция глобализации | Реорганизация основ человеческой деятельности | Интернационализация и «регионализация» | Реорганизация межрегиональных отношений и выработка совместных действий на расстоянии |
Исторический путь | Единая цивилизация | Региональные блоки/столкновения цивилизаций | Не определено: глобальная интеграция или фрагментация |
Заключительный аргумент | Конец национальных государств | Интернационализация зависит от согласия и поддержки правительств | Глобализация изменяет природу политических сил и государственной власти. |
Источник: Гидденс Э. Социология. М., 2005.
Несмотря на то что в наши дни процесс глобализации еще находится в самом начале, уже вполне определенно можно говорить о существовании некоторых принципов идеологии глобализма: унификации(закономерный процесс системной организации отдельных элементов системы) и плюрализации, универсализм(идейная и практическая установка на культурный синтез) и партикуляризм(установка на разъединение), однородность и разнородность, экспансия и интеграция.
Важнейшим свойством идеологии государства в условиях глобализации оказывается ориентация на формирование у человека иерархий принципов, ценностей и убеждений, отличающихся относительной стабильностью и являющихся критериями отбора и усвоения информации.
Противоположностью глобализма является антиглобализм. Содержание идеологии антиглобализма определятся 4 блоками: экономическим, представленный обсуждением разнообразных барьеров современного экономического развития; политическим, построенного вокруг обсуждения природы и проблем современной демократии; экологическим, раскрывающий наиболее важные современные проблемы взаимодействия общества и природы и охраны окружающей среды; межгосударственным и межцивилизационным, содержащий вопросы об особенностях и характере доминирования Запада и Севера над Востоком и Югом.
С учетом изложенных типов идеологий, необходимо сделать вывод, что актуальность рассмотрения ведения идеологической работы актуальна на сегодняшний день, однако, при внедрении ее в практическую деятельность общества и государства необходимо учитывать уникальность и универсальность каждого типа идеологии, насколько соизмеримы с потребностями, культурными и историческими особенностями развития государства.
Цели и задачи конкретного государства в наши дни в значительной степени определяются глобальными процессами. Конкретный перечень данных процессов был сформирован, например, на Форуме (саммите) тысячелетия ООН в 2000 г. Решения Форума были одобрены всеми принимавшими участи в саммите государствами, в том числе РБ.
В документе ООН выделены следующие цели и задачи деятельности государств: искоренение голода и нищеты; всеобщее начальное образование; равенство мужчин и женщин; сокращение детской смертности; улучшение здоровья матерей; недопущение распространения СПИДа и других болезней; обеспечение экологической устойчивости; создание глобального партнерства во имя развития.
По мнению международного сообщества, эти восемь задач должны быть выполнены к 2015г.
В идеологии выделена одна из основных и важнейших функций – коммуникативная. Определяя процесс коммуникации, идеология позволяет уменьшить негативное воздействие окружающей среды на сознание и деятельность человека, групп, общностей.
Идеология белорусского государства позволяет изучать исторические основы белорусского государства. В духовной памяти белорусского народа или его менталитете постепенно складывались важнейшие социокультурные черты и национальные особенности «белорусской идеи», которые на том или ином историческом этапе нашего развития отражали как белорусскую национальную идентичность, так и уровень зрелости идеи белорусской государственности.
Современный этап истории белорусской государственности начинается с 90-х годов 20 века и является этапом формирования идеологии белорусского государства. Начало этого этапа имеет точную дату – 27 июля 1990 года. Именно в этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. С этого времени в истории идеологии белорусского государства начинают объективно складываться 2 взаимосвязанные возможности – варианты ее дальнейшего развития: строительство независимого самостоятельного государства и формирование идеологии БГ; вхождение Беларуси в новые союзы с бывшими республиками СССР и формировании идеологии единого союзного государства.