В начале 1986 г. была согласована программа и организационная схема нового восьмого раунда многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ. Этот раунд, официально открытый в Пунта-дель-Эсте в Уругвае в сентябре 1986 г., получил название "Уругвайский раунд". Компромисс, достигнутый в Пунта-дель-Эсте, открыл самые широкие по числу участников и по кругу вопросов переговоры в истории ГАТТ.
Цель новых переговоров, как она была сформулирована в декларации, принятой на совещании министров, заключалась в либерализации и развитии международной торговли; в укреплении роли ГАТТ и улучшении международной торговой системы, основанной на принципах и правилах ГАТТ; в увеличении доли мировой торговли, ведущейся на основе согласованной, обязательной и эффективной многосторонней дисциплины.
Программа переговоров охватывала четыре главные группы вопросов: проблемы, оставшиеся нерешенными в ходе предыдущего раунда переговоров; области, формально входившие и раньше в компетенцию ГАТТ, но находившиеся на периферии его деятельности и недостаточно разработанные в соглашении; вопросы, сформулированные в программе работы ГАТТ 1982 г.; новые проблемы, находившиеся раньше за пределами компетенции ГАТТ.
Кроме того, переговоры широко развернулись в таких противоречивых областях, как международная торговля сельскохозяйственными и сырьевыми товарами, применение санитарно-ветеринарных ограничений в торговле, субсидирование и др. Тем самым новый раунд еще до его завершения заметно активизировал функции ГАТТ по разработке и модернизации правовых основ международных торговых отношений. Именно в эту сторону переместился центр тяжести переговоров. В этих условиях вопросы, вынесенные на обсуждение нового раунда, привели к решениям и договоренностям, которые вышли за рамки простого политического компромисса между участниками. Они содержали в себе конкретные элементы нового административно-правового устройства международной торговой системы 90-х годов. Это обстоятельство составляет одну из важнейших особенностей переговоров Уругвайского раунда.
Декларация Пунта-дель-Эсте состояла из двух частей: переговоры по торговле товарами (ч. 1) и переговоры по торговле услугами (ч. 2), формально разделявших переговоры на две параллельные ветви. Оба цикла переговоров были подчинены Комитету по торговым переговорам. Переговоры по услугам проводились на базе процедур и практики ГАТТ. Официальная цель переговоров по торговле услугами, как это говорилось в декларации, заключалась в создании многосторонней системы принципов и правил обмена услугами, включая разработку более конкретных положений для отдельных видов услуг.
Проблема растущего протекционизма и опасность того, что размывание правовых основ международной торговли приведет к серьезным, трудно предсказуемым последствиям. Предложения, выдвигавшиеся в ходе подготовки сессии и на самой сессии, наконец, существо достигнутого компромисса о программе переговоров говорили о попытках участников предотвратить открытую торговую войну, затормозить сползание к ней и попытаться ввести торговое соперничество на мировом рынке в русло своеобразной управляемой конкуренции, опирающейся на многостороннюю систему принципов и правил международных торговых отношений. С этой точки зрения заслуживают внимания принципы, сформулированные в Декларации Пунта-дель-Эсте о "неприменении ограничений, несовместимых с правилами ГАТТ" (standstill) и "свертывании ограничений, противоречащих ГАТТ" (rollback).
По расчетам участников сессии, реализация этих принципов должна была нормализовать обстановку на период переговоров.
Формулировка этих принципов представляла известный шаг вперед по сравнению с тем, что было зафиксировано в Министерской декларации ГАТТ 1982 г. Декларация 1986 г. содержала развернутую формулировку принципа "статус-кво", обязывающую участвующие в новом раунде страны не вводить торговые ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ. Принцип свертывания ограничений устанавливал, что к концу нового раунда все ограничительные торговые меры, несовместимые с ГАТТ, должны быть устранены или приведены в соответствие с нормами ГАТТ. Устранение этих ограничений не должно было рассматриваться как уступка в ходе переговоров, и страны, снимавшие такие ограничения, не должны были требовать за это встречных уступок. Это обязательство контролировалось специально созданным Наблюдательным органом, который периодически представлял доклады Комитету по торговым переговорам. Совещание Комитета по торговым переговорам на уровне министров проходило в Монреале (так называемое Среднесрочное подведение итогов, декабрь 1988 г.) и в Брюсселе в декабре 1990 г. (где предполагалось завершить переговоры). Многие двусторонние и многосторонние переговоры проходили в разных частях мира. Однако рабочие переговоры на официальном уровне в рамках Уругвайского раунда проводились в штаб-квартире ГАТТ в Женеве. С начала раунда различными переговорными группами было проведено более 500 официальных заседаний и значительно большее количество неофициальных. Рабочие группы рассмотрели около 1500 предложений и рабочих документов.
Первоначально предполагалось, что Уругвайский раунд завершится совещанием на уровне министров в рамках Комитета по торговым переговорам в декабре 1990 г. в Брюсселе. Однако это оказалось невозможным. В связи с этой неудачей министры приняли решение о продлении Уругвайского раунда до конца 1991 г., но это решение не было выполнено.
Впервые контуры будущего пакета договоренностей Уругвайского раунда были очерчены комплектом документов, приложенных к проекту Заключительного акта многосторонних торговых переговоров (МТП), представленного к сессии Комитета по торговым переговорам в Брюсселе в декабре 1990 г. Затем он был доработан и вновь представлен через год в декабре 1991 г. Однако понадобилось еще два года, чтобы снять основные разногласия, достигнуть компромисса по таким сложным вопросам, как сельскохозяйственная политика и торговля, субсидирование экспорта и производства, вопросы торговли товарами с фальсифицированными товарными знаками и др.
На этом технические переговоры завершились. Однако понадобилось еще четыре месяца, чтобы собрать Совещание министров в г. Марракеше, которое 15 апреля 1994 г. официально приняло документы раунда и завершило его.
Уругвайский раунд дал импульс и запустил многочисленные международные и национальные механизмы.
В разработку вопросов, обсуждавшихся в ходе раунда, были вовлечены многие международные экономические учреждения, в частности ЮНКТАД, Совет по таможенному сотрудничеству, международные организации, связанные с деятельностью в сфере отдельных видов услуг. Эта работа привела к появлению многочисленных исследований и разработок. Она подняла на новый уровень международный подход ко многим из обсуждавшихся в ходе раунда вопросам, способствовала определенной унификации взглядов, методологии и методов оценки, классификации торговых мер.
Выход на новый уровень понимания проблем многостороннего регулирования торговли товарами и услугами — это один из очень важных косвенных результатов Уругвайского раунда, который закладывает фундамент и открывает дорогу дальнейшему пути в направлении интернационализации подходов к созданию мировой торговой системы нового столетия.
Внимательный анализ Соглашения об учреждении ВТО показывает, что участники Уругвайского раунда отказались от намерения создать всеобъемлющую и развитую в правовом плане организацию со своим уставом и четким кругом ведения (подобно тому, как это предполагалось в конце 40-х годов, когда был разработан проект Международной организации по торговле и занятости).
ВТО представляет собой институционную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей, содержащихся в приложениях; она также выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной выше функции ВТО — организации выполнения соглашений и договоренностей раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее.
Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы, различные по своей правовой и экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых документов, могущих стать правовой основой мировой торговли товарами и услугами ближайших десятилетий.
Правовой механизм ВТО можно разделить на несколько главных составных частей и блоков.
Первая группа — это соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Таких соглашений три: Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Есть еще одно соглашение, которое сейчас не очень заметно, но которое в будущем может стать четвертым основополагающим соглашением ВТО. Это Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер, которое в ближайшие несколько лет может вырасти в Многостороннее соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер. Этот вопрос ставился на Министерской сессии ВТО в Сиэтле в 1999 г., а ранее — на первом заседании министров стран — членов ВТО в Сингапуре в 1997 г. Четвертая Конференция министров стран — членов ВТО в принятой программе работы на ближайшие годы содержит раздел о взаимоотношении между торговлей и инвестициями, в котором подчеркивается согласие стран — членов ВТО начать переговоры о подготовке многосторонней договоренности по этой группе вопросов. Здесь же отмечается, что переговоры по этому вопросу начнутся после пятой Конференции министров на основе решения, которое может быть принято на основе консенсуса в ходе этой конференции. Такая формулировка говорит о том, что вопрос о взаимоотношении торговли и инвестиций прочно вошел в программу работы ВТО. В решениях четвертой Конференции министров содержится программа работы, учрежденная ранее Рабочей группой по взаимосвязи между торговлей и инвестициями. Эта Рабочая группа включает такие важные вопросы, как определение круга ведения и правовых терминов, входящих в эту сферу; принципов недискриминации и гласности; определения характера обязательств, которые члены ВТО должны будут взять на себя в этой области; порядок применения исключений и защитных мер, а также система консультаций и решения спорных вопросов. Все это говорит о том, что развитым странам удалось преодолеть сопротивление развивающихся стран, которые на прошлых конференциях министров сопротивлялись расширению деятельности ВТО в этой области.