Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 10 из 27)

В главе «Факт и учение» мы показали, что в христиан­стве принципиально речь идет о событии, которое положи­ло начало изменению состояния мира. Библия представляет собой не систему истин о Боге и мире, которые существуют сами по себе и сведены в некий законченный компендий. Выводы, сделанные нами касательно Нового Завета, имеют силу и для Ветхого Завета. В первую очередь речь и там идет не об учении, смысл которого имеет вневременное зна­чение, но о последовательности событий, простирающейся на тысячелетия и относящейся в основном к народу Израи­ля, над которым витает мессианское обетование великого всемирного спасения. Уникальная в своем роде задача Из­раиля состоит в том, чтобы предоставить грядущему Спа­сителю земное тело. К этому в конечном счете и сводится вся ветхозаветная история спасения. С событием Христа история Израиля перестает быть историей спасения. Все определялось инкарнацией, воплощением Спасителя.

Потому-то Ветхий Завет обращает свой взор прежде все­го на землю и на земного человека. Размножение людей на земле оказывается религиозно важным делом. В ряду потом­ков Авраама и Давида подготавливается земное тело для Мес­сии. С Его инкарнацией связан также выбор Провидением подходящего земного места действия - обетованный край, «erez Jisrael». Устремленность взора на земное тело ведет к тому, что и пророческие перспективы грядущего, носящие эсхатологически - апокалиптический характер, также нацеле­ны на грядущее телесное воскресение и оставляют без вни­мания духовно-душевные состояния, существующие вне во­площения. Великие образы надежды у пророков связывают­ся с телесностью (Ис. 25:8; 26: 19; Иез. 37, Дан. 12: 1-3; Ос. 62:3; Иов 19:25-27; Пс. 16:9, 1 о; 49: 16; 73:24), хотя немно­гие места в Псалмах все же как будто бы наводят на мысль о [Стр.47]

существовании после смерти, которое начинается уже непо­средственно перед последним воскресением.

Нет никакой необходимости противопоставлять Ветхий (а также Новый) Завет «платонизму» как нечто абсолютно антагонистическое. Греция по сравнению с Израилем имела иную задачу. У Платона прежде всего вновь ярко вспыхивает древнейшее сверхчувственное мистериальное знание. Распо­ложенная к духу душа постигла себя в сверхчувственной фор­ме бытия. В восприятии Платона тело по своим (как мы бы сказали: вследствие грехопадения затемненным и огрубев­шим) эмпирическим свойствам может принести душевным по­рывам слишком много забот и тягот; потому и Сократ при­ветствовал смерть как исцеление. Это подлинное пережива­ние, но переживание лишь части истины, помещающейся в рамках много более широкой взаимосвязи, и именно в этих рамках следует ее познавать. Речь идет о жизненном опыте, который в позднеиудейском, явно затронутом эллинистиче­ским духом произведении «Книга Премудрости Соломона» сформулирован так: «ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная (geodes) храмина (skenos) подавляет многозаботли­вый ум (nous)» (9:15). В латинском переводе: «Corpus enim, quod corrumpitur, aggravat animam, et terrena inhabitatio de-primit sensum multa cogitantem». Однако тем еще ничего не сказано об оценке телесности как таковой в контексте вели­ких мировых событий. Если Платон и не оценил по достоин­ству значения земного тела, это ничего не говорит против про­зрений в сверхчувственное, которые были у него благодаря свойственной ему особой силе душевного порыва. В конце концов, не так уж важно, является ли идея «платонической» или «библейской». Важно другое: «правильна» она или нет. То, что душа еще перед смертью способна более или менее освободиться от земного тела, человечество издревле знает по опыту. На подобную ситуацию указывает, например, сло­во «экстаз» («ис-хождение» и «вне себя нахождение»). Апо­столу Павлу тоже знакомо переживание «вне тела» (2 Кор. 12:2), знает о нем и тайновидец Иоанн Богослов, когда гово­рит: «Я был в духе» (Откр. 1:10; 4:2). В Ветхом Завете пророк Иезекииль не раз был восхищен из своего тела (Иез. 3:14; 8:3; 11:1; 40:2). Меж тем как тело его остается в Вавилоне, он созерцает происходящее в далеком Иерусалиме. [Стр.48]

В Ветхом Завете тоже есть отдельные упоминания о по­смертном существовании. Патриархи в смерти «прилага­ются к народу своему» (Быт. 25:8; 35:29; 49:33). По крайней мере в случае с Авраамом, которого как первого из патриар­хов хоронят в Хевроне, далеко от могил его предков в Хал­дее, вышеприведенное выражение вряд ли подразумевает только лишь общий фамильный склеп. Мы уже упоминали, по другому поводу, «шеол» (scheol) — царство теней, соот­ветствующее греческому Гадесу, или Аиду, — где, соглас­но ветхозаветным воззрениям, души умерших имеют хотя и умаленное бытие, но все же именно бытие, и откуда, пусть кощунственными приемами, их даже можно вызвать [так Са­муил был вызван Аэндорской волшебницей (1 Цар. 28)]. О смерти Рахили говорится так: «И когда выходила из нее ду­ша» (Быт. 35:18). Когда Илия пробуждал от смерти сына вдо­вы, «простершись над отроком трижды, он воззвал к Госпо­ду и сказал: Господи Боже Мой! да возвратится душа отро­ка сего в него!» (3 Цар. 17:21). В позднеиудейское время, во Второй книге Маккавейской мы обнаруживаем наряду с упо­ванием на будущее воскресение (гл. 7 и 12:43—45) также и рассказ о первосвященнике Онии, которому явился давно умерший пророк Иеремия в духовной славе как заступник и помощник своего утесненного народа (15:13—16).

Когда Христос в Кесарии Филипповой спрашивает уче­ников, «кто», по мнению людей, есть Сын Человеческий, — наряду с именем пророка Илии называют как раз имя проро­ка Иеремии (Мф. 16:14), следовательно, в народе считались с возможностью, что этот давно умерший пророк — а пожа­луй, и любой другой из этих Божьих людей — в духовном смысле жив и при случае снова мог бы явиться в человече­ском образе. Упоминание Иеремии в новозаветную эпоху со­звучно с приведенным местом из книги Маккавейской.

В апокрифической «Книге Премудрости Соломона» нам встречается — наверно, благодаря греческому влиянию, влия­нию Александрии, этого «огромного котла», где смешивались все народы, — даже идея Предсуществования. Душа не толь­ко продолжает жить после смерти — душа праведного пре­бывает в руке Божией, без мучений, в мире (3:1—3), она уже существовала до рождения и нашла соответствующую ей те­лесность: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; [Стр.49]

притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое» (8:19, 20). Такое место не оспоришь на том основании, что оно происте­кает из греческого учения. Ведь, встречаясь с греческим об­разом мысли, иудаизм мог воспринять и элементы мировоз­зрения, которые дополняли ветхозаветную односторонность в направлении всеобъемлющего созерцания истины. Древняя церковь включила в библейский канон как равноценные так­же и эти, составленные на греческом языке и отвергнутые сужающимся иудаизмом апокрифические сочинения.

В Новом Завете в целом ряде евангельских изречений описывается грядущее блаженство. «Возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). «Войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21,23). «Вошли с ним на брачный пир» (Мф. 25:10). «Приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). «Жатва» (Мф. 13:30, 39), «отделят злых из среды праведных» (Мф. 13:49). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43). Однако все это соот­носится с концом мира, равно как и негативные противообразы «печи огненной» (Мф. 13:42, 50), «тьмы внешней» (Мф. 8:12; 22:13; 25:30), «плача и скрежета зубов» (Мф. 8:12; 13:42, 50; 22:13; 24:51; 25:30), «муки вечной» (Мф. 25:46).

Правда, и в Новом Завете достаточно отчетливых ука­заний на дальнейшее самостоятельное существование умер­шего между смертью и концом мира.

Защитники «единства души и тела» правы, констатируя, что под словом «psyche» во многих местах подразумевается тесно связанное с телесным («bios») душевное начало. Так что слово «psyche» можно при случае истолковать и как «жизнь», например: «не заботьтесь для души (psyche) вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25). В том, что душа человека во время его воплоще­ния большей частью погружена в телесные процессы, ника­кого сомнения нет, но душевное начало способно также, устремляясь «вверх», соединиться с духовным миром. В сло­вах «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28) под словом «душа» («psyche») безусловно подра­зумевается нечто самостоятельное от тела. В Евангелии от Луки (8:55) говорится, как при воскресении дочери Иаира «дух», который только что оставил тело, по призыву Учителя снова возвращается в телесность. Апостол Павел говорит о [ Стр.50 ]

юноше, который, сидя на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего этажа и поднят был мертвым: «Душа его в нем» (Деян. 20:10). А притча о богатом человеке, у которого был хороший урожай в поле, гласит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20). Умирающий распятый Христос произносит мо­литву словами 31-го псалма (ст. 6): «В Твою руку предаю дух Мой». Умирающий первомученик Стефан молит; «Господи Иисусе! прими дух мой» (Деян. 7:59). Уже в гимне Марии «Величит душа Моя Господа...» речь явно идет о «душе» и «духе» (Лк. 1:46, 47). Послание к Евреям говорит о «духах праведников, достигших совершенства» (12:23); духи этих умерших еще до воскресения на Страшном суде живы и дей­ствуют, и первые христиане знали, что имеют «вокруг себя такое облако свидетелей», сущих бестелесно (Евр. 12:1). В Апокалипсисе умершие мученики именуются «души убиен­ных» (6:9). Они являются тайновидцу «под жертвенником». Еще раз употребляет он слово «души» («psychai», 20:4) для обозначения лишившихся плоти — умершие мученики жи­вут и царствуют со Христом. Их статус называется «первое воскресение» (Откр. 20:5). Это еще не воскресение тела — упразднение смерти созерцается только в ст. 14 гл. 20 От­кровения, — но уже достижимое в царстве мертвых, начи­нающееся в духовно-душевном воскресение в смысле Хри­стова сошествия в ад, в смысле слов «если и умрет, оживет». С деянием Христа бытие после смерти обретает другую суть Употребляемое в Апокалипсисе выражение «первое воскре­сение» явно имеет отношение ко «второй смерти» (Откр. 2:11; 20:6, 14; 21:8), к немощи умершей души, погруженной во мрак — после отделения от тела, после «первой» смерти. «Первое воскресение» которого удостоены мученики, есть воскресение души, преодолевающей свою смерть. Что же ка­сается «первой смерти», то она будет преодолена только че­рез наступающее вплоть до телесности «второе воскресение». Между обоими этими местами, где говорится о «psychai», взо­ру Иоанна неоднократно предстают видения, которые отно­сятся к бестелесным душам мучеников (7:9—17; 15:2—4; 19:14; 20:4), — все это еще до телесного воскресения.