Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 11 из 27)

Далее, следует вспомнить о том, что в Иоанне Крестите­ле узнают вновь пришедшего Илию (Мф. 11:14 и 17:11—13), [Стр.51]

о вознесении которого сообщает Ветхий Завет (4 Цар. 2:11) и который в Израиле всегда чтился как продолжающий жить в вечности пророк. Илия как духовный лик является в эпи­зоде преображения Христа (Мф. 17:3), и с ним — давно умерший Моисей. Оба они ведут с Христом духовную бесе­ду и из своей духовной перспективы прозревают предстоя­щее событие Голгофы (Лк. 9:31). Живым умершим являет­ся и Авраам. Христос отвергает материализм саддукеев, ука­зывая на слова Бога-Отца «Я Бог Авраама, и бог Исаака, и Бог Иакова»; «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32), Лука же еще добавляет: «Ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). В рассказе о нищем Лазаре живущий по ту сторону земного бытия Авраам является как особенный дух — хра­нитель и попечитель умерших израильтян (Лк. 16:19—31). В Евангелии от Иоанна Христос говорит об Аврааме: «Ав­раам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и воз­радовался» (Ин. 8:56). Можно бы счесть это аллюзией, ска­жем, на встречу с Мелхиседеком, благодаря которой из на­ступающего мира христианства в жизнь Авраама упал солнечный луч. Но контекст Иоаннова Евангелия, похоже, сообщает нечто иное. Возражение иудеев: «Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» — не имело бы смысла, если бы подразумевало событие многотысячелет­ней давности. Иудеи вполне осознавали временные масшта­бы своей истории. Но о чем говорят эти пятьдесят лет? Ру­дольф Штайнер обратил внимание на то, что в различных возрастных фазах человеческой жизни скрыты различные возможности познания глубинных тайн. Иудеи определенно полагали, что нужно прожить по меньшей мере семь раз по семь лет, чтобы достичь той возрастной зрелости, которая позволяет духовными очами узреть патриарха. Речь идет о возможности духовной встречи с живущим по ту сторону земного бытия Авраамом. Благодаря своим особенным за­даткам, Христос, хотя и не достиг еще пятидесятилетнего возраста, имел такую духовную встречу с Авраамом, кото­рый, как Моисей и Илия, с участием взирает «свыше» на происходящие на земле события.

Совершенно не согласуется с учением о полной смерти и уже упомянутый рассказ Христа о «богатом человеке и ни­щем Лазаре» (Лк. 16:19—31). В Евангелии этот рассказ не [Стр.52]

обозначен словом «притча», скорее всего, он взят из жизни. Речь здесь со всей ясностью идет о том, что происходит с лишенными плоти душами не после последнего воскресения, но спустя короткое время после смерти. Оба они — и бога­тый человек, и Лазарь — не только не уничтожаются вместе с жизнью тела, но проходят через существенно различные переживания. Одна смерть отличается от другой. Фразе «и похоронили его» (о богатом) противопоставлена фраза «умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово». Суще­ства, живущие в вышних мирах, Ангелы, принимают его ду­шу. Они провожают ее в ту сферу духовного мира, с какой благочестивые иудеи ощущают внутреннее духовное родство и притяжение; на образном языке они называют эту сферу лоном Авраамовым. Встречаясь с душой патриарха, они чув­ствуют себя укрытыми в ней. К «богатому», погруженному в материальные наслаждения, Ангелы, так сказать, вовсе не мо­гут подступиться. Проходит некоторое время, прежде чем бо­гатый человек, придя в сознание, «поднял глаза свои» и обна­ружил себя в муках. Вследствие того, что жизнь прошла в чувственных наслаждениях, страсти и желания, которые мож­но удовлетворить только посредством тела, как бы укорени­лись в его душе и теперь мучают его «в пламени». Он не на. лоне Авраамовом, но «в аде» (Лк. 16:23). Однако воскресаю­щее сознание («он поднял глаза свои») позволяет ему уви­деть и, собственно, предназначенного ему духовного водите­ля Авраама, но «вдали» — в мире, который очень от него да­леко. Там же он видит и Лазаря. Прошедшая жизнь еще существует в его памяти; узнает он и людей, с которыми был связан на земле. Первое, что делает богатый, подняв глаза свои, описано словами «и, возопив, сказал», посылая Авраа­му весть в том роде, «как один дух говорит с другим». «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой». При жизни он всей душой был погружен в наслаждения изы­сканными яствами, и теперь собственный язык палит его ог­нем — «ибо я мучаюсь в пламени сем». И в действительно­сти происходит разговор между духами. Богатый человек слы­шит голос Авраама, который даже любовно называет его «чадо», но при этом все же не может не объяснить ему неиз­бежную закономерность: «вспомни». Прожитая жизнь снова [ Стр.53]

встает после смерти перед глазами умершего. «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей». Теперь с особой болезненностью выясняется: только что закончившаяся жизнь была поистине твоей», но ты прожил ее неправильно. Ты ведь стремился к тому, что считал «своим добрым»,,- К внешне­му наслаждению, - и теперь принужден увидеть, что все это«твое доброе» ты утратил, оно изжило себя в материальном наслаждении, оставив теперь лишь жгучие лишения. «Про­пасть», которая «утверждена» «между нами и вами», т. е. ме­жду адом и лоном Авраамовым, символизирует, что по край­ней мере некоторое время после смерти вещи сохраняются такими, какими они были в миг смерти. Еще живущий на земле обладает привилегией: он еще может в любое время изме­нить свое сознание и свои поступки. Этой возможности пере­строить свою судьбу - «добрый разбойник» сумел в послед­ний миг, на кресте, решающим образом изменить свою судь­бу - после смерти более не предоставляется. На земле судьбы совершаются - после смерти они неумолимо испы­тываются в их истинной ценности или негодности. Медлен­но развивается «пробуждение» богатого человека, из его ду­ши проистекает даже человеческое чувство любви, когда, ду­мая о своих еще живущих на земле братьях, он желает предостеречь их от греха. Но и такой возможности нет. Здесь рассказ обрывается. Он опять-таки ничуть не претендует на роль обобщающего компендия касательно жизни после смер­ти, но с глубочайшей серьезностью при водит ее фрагмент, показывает на конкретном примере, что с человеком может случиться сразу после смерти, в мире ином. Рассказ во всех своих подробностях кажется таким _оккультно-деловым», и не стоит, приуменьшая eгo важность, видеть в нем ни к чему не обязывающую нравоучительную басню, снисходительно приспособленную к народным представлениям. В определен­ный момент занавес падает и рассказ обрывается. Неумоли­мая закономерность посмертного переживания стала зримой. Однако это еще не означает, что страдания богатого челове­ка должны продолжаться бесконечно. В другом месте Хри­стос указывает на негативные посмертные переживания, ко­торые должно искупить все до последнего, но потом они все же заканчиваются. Человеку Он дает совет быть готовым ула­дить возникающие в отношениях с ближними трудности, «пока [Стр. 54]

ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25). Вновь подчеркивается важ­ность этой земной жизни, в которой свершаются судьбы, опре­деляется направление. Сложность, не улаженная при жизни на земле, приводит в вышнем мире к серьезным, далеко иду­щим последствиям. Вопрос будет вынесен на божественный суд, который предаст виновного «истязателю» (об этом по­дробно рассказывает Евангелие от Луки, 12:58). Грешник по­падает во власть существ-истязателей, он переживает легко­мысленно утраченную вследствие греховных поступков сво­боду как «темницу» И должен пребывать в этом состоянии до искупления последнего греха. «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки».

В сочинении Фомы Аквинского «Сумма теологии» есть примечательное описание того, как умершие души достига­ют своего «места». Фома говорит, что тела несут в себе как силу тяжести (gravitas), тaк и подъемную силу (levitas) и что тем самым определяется их место. Так же и в душе, ли­шившейся тела, сила притяжения вышнего мира проявля­ется как «1evitas», а сила притяжения нижнего мира – как «gravitas», смотря по тому, как прожита окончившаяся зем­ная жизнь. Душа тогда следует как бы магнитной тяге той сверхчувственной области, с которой она чувствует родст­во. И в зависимости от этого она или «гравитирует», или «левитирует» (Summa the010giae. Приложение 69,2).

Во Втором Соборном послании апостола Петра смерть обозначена еще и поныне часто употребляемым в медицин­ском смысле, но уже не в буквальном своем значении сло­вом «exitus» «<отшествие») (2 Петр. 1: 15), по-гречески «ех­odos» - исход, - путь, выводящий вовне. Это слово под­разумевает, что существует нечто такое, что по смерти исходит вовне и вступает теперь на свой собственный путь. В ст. 14 этой главы Послания Петра смерть описывается как предстоящее «скоро должен оставить храмину мою». Апо­стол Павел, не оставляя надежд на конечное воскресение­ - преображение, ожидает, что после смерти, после «разреше­ния» (ana1yein), он «будет со Христом» (Фил. 1:23). Много­кратно употребляемое для обозначения смерти выражение «почить» не противоречит такому ожиданию. «Почuванuе» (т. е. сон) имеет общее со смертью: и там, и там душевное начало «выскальзывает» из тесной связи с телом. Крепко [Стр. 55]