Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 12 из 27)

спящий не слышит боя часов, поскольку своей душою он не находится «внутри слуха», в котором внешне ничего не из­менилось. Во сне такое разъятие души и тела является еще более или менее слабым, в смерти же духовно-душевное на­чало выходит из человека окончательно, забирая с собой тон­чайший жизненный организм, эфирные жизненные силы. Но отделение души от тела — общее для этих двух процессов. Учение о полной смерти не находит опоры и в Еванге­лии от Иоанна, где как раз усиленно подчеркивается, что подлинно высшей жизни можно достигнуть и с помощью то­го, что начинается «уже сейчас», на земле: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36; ср. также 1 Ин. 5:12). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд (krisis) не приходит, но пере­шел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). «Истинно, истинно гово­рю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услы­шат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Не­что от этого «и настало уже» произошло у купальни Вифезда с расслабленным, который лежал как «мертвый» и не имел собственной воли к выздоровлению, пока не услышал при­зыв Господа: «Встань и ходи!» Воскрешенные Христом из состояния душевной смерти уже сейчас участвуют в выс­шей жизни. Следующие далее слова о «находящихся в гробах», которые воскреснут к «воскресению жизни» или к «воскресению осуждения» (Ин. 5:28, 29), указывают на окончательное преображение тела на Страшном суде: здесь формула «наступает время» приведена без добавления «и на­стало уже». Но внутреннее переживание воскресения, воз­можное уже сейчас, исключает уничтожение в полной смер­ти. Окончательное воскресение на Страшном суде «творив­ших добро» есть «воскресение» в полном смысле слова — «воскресение жизни». Воскресение же суда, «воскресение осуждения», видимо, указывает на то, что в конце земного времени, а значит, тоже в конце земных возможностей, про­шедшим земное бытие людям, которые неправильно исполь­зовали эти возможности, злоупотребили ими, предстоит по­следнее, неумолимо ясное переживание расплаты. Слова о «мучении в огне» в синоптических Евангелиях и в Апока­липсисе возвещают, что однажды, когда прейдет всякая ви­димость, стихия божественной любви воцарится как послед- [Стр.56]

няя реальность, «огонь», который Христос хотел «низвести на землю». «Кто близок Мне, тот близок огню», — говорит Господь в одном из апокрифов. Если человек своим внут­ренним существом живет в стихии божественного огня, это дарит ему блаженство. Если же своим душевным складом он стоит «вовне», то воспринимает эту «внешнюю» для него стихию любви, от реальности которой он более не может уклониться, как постоянный упрек, как жгучую муку.

Все приведенные выше пассажи в достаточной мере по­казывают, что учение о полной смерти не согласуется с важ­ными библейскими изречениями. Оставляя со смертью плоть, люди продолжают существовать между смертью и Страшным судом.

Однако нельзя закрывать глаза на то, что соответствую­щие пассажи и аллюзии чрезвычайно фрагментарны. На по­ставленный в начале этой главы вопрос о том, что происхо­дит между смертью и Страшным судом, как продолжается начатое на земле продвижение ко Христу, в котором, по апо­столу Павлу, христианин должен возрастать до «мужа со­вершенного», до «в меру полного возраста Христова» (Ефес. 4:13) и которое, однако, прерванное смертью, продолжает­ся между смертью и Страшным судом, — на этот вопрос не обнаруживается исчерпывающего ответа. Освещаются толь­ко отдельные аспекты.

Это отражается и в развитии христианского мышле­ния — в истории догматики. Раннее христианство преж­де всего находилось под мощным впечатлением и под дина­мическим воздействием события воскресения. То, что во­рвалось в ближайшую реальность из далекого будущего — Судного дня,— благодаря непосредственности пережива­ния переместило сам этот Судный день в осязаемую бли­зость. Так происходит, например, в путешествии, когда да­лекая цель уже в начале пути является глазу, однако в даль­нейшем может опять исчезнуть за лесами и горами, хотя путник все же постепенно к ней приближается. Такое про­рочески предваряющее сияние отдаленной цели явно выпа­ло на долю первых христиан в переживаниях порыва, опи­санных в Деяниях апостолов. Ветер грядущего ворвался в настоящее. В этом контексте и надо, пожалуй, рассматривать так называемое «скорое ожидание», в котором обвиняют пер- [ Стр.57]

вых христиан. Без сомнения, они считали, что Страшный суд должен произойти в скором времени, и видели будущее в «уко­роченной перспективе», которая нередко свойственна проро­ческим предсказаниям. Это не значит, что такая перспектива как-то противоречит истинности пророчества, просто ход со­бытий оказывается затем гораздо более сложным, многослой­ным, длительном, чем представлялось при пророческом со­зерцании, которое способно «сжать» длительные развития. Но нельзя не учитывать, что в Евангелии уже делаются по­пытки развеять заблуждение укороченного, «скорого ожида­ния». Перед входом в Иерусалим Христос рассказывает уче­никам притчу, чтобы приглушить лихорадочное близкое ожи­дание, «ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (Лк. 19:11). В притче о десяти девах, рассказанной в последней апокалиптической беседе на горе Елеонской, девы, которые вышли навстречу жениху, долго ждали его — но «жених замедлил...». Здесь употреблено характерное слово «chronizein» (Мф. 25:5) — то же самое, что и в апокалиптическом пророчестве на горе Еле­онской (Мф. 24:48). И если из «апокалипсиса на горе Елеон­ской» в версиях Матфея и Марка может возникнуть впечат­ление, что разрушение иерусалимского храма уже означало бы неотложное начало конца мира, в сообщении Луки имеет­ся добавление: «доколе не окончатся времена язычников (kairoi)» (Лк. 21:24).

Вместо того чтобы дешевой критикой отметать «скорое ожидание» как иллюзию, следует, скорее, расценивать его как проблеск грядущего, просиявший вслед за подобным вспышке молнии событием Пасхи. Взор был зачарован окон­чательным воскресением, посмертные судьбы души, лишив­шейся плоти, отступали на задний план.

Только когда христианство стало все больше осознавать, что ему придется устраиваться на земле на достаточно дол­гое время, люди стали задумываться о «промежуточном со­стоянии» между Пасхальным утром и Страшным судом, про­тяженность которого все увеличивалась. В представлениях, сложившихся в богословии об этом «промежуточном состоя­нии», отражается именно фрагментарность библейских вы­сказываний. Так, возникло представление, что умершие пре­бывают до Страшного суда в состоянии сна («psychopanny- [Стр.58]

chia»). Или, например, считалось, что душа, судимая сразу после смерти, тотчас же переживает блаженство или муки, а потом, на Страшном суде, к ней присоединится воскрес­шее тело. Можно спросить: не слишком ли обесценивается Страшный суд, если он просто дополняет уже осуществив­шееся блаженство или мучение, и не слишком ли снижает­ся интерес к ожидаемому в конце времен великому преоб­разованию неба и земли, если душа уже в промежуточном состоянии имеет возможность спасительного созерцания Бо­га («visio beatifica»)? В 1336 году папа Бенедикт II, коррек­тируя своего предшественника Иоанна XXII, торжественно объявил, что блаженные «сами ясно созерцают Бога, Три­единого и Единого, каков Он есть», что души святых на не­бесах «созерцают божественное существо, каковое являет­ся перед ними неприкровенно ясно и отчетливо» (булла «Benedictus Deus»). Это было еще раз подтверждено на Фло­рентийском соборе 1439 года. Таким образом, если «visio beatifica», спасительное созерцание Бога, возможно уже вскоре после земной смерти, то напрашивается вопрос: «Что еще более важное может принести Страшный суд?» О вос­кресении тела было известно из предания, но никто не мог толком сказать, в чем же состоит его дополнительная цен­ность. Типичным примером такой невразумительности яв­ляется фраза в {католическом) «Очерке догматики» Б. Бартмана (Фрайбург, 1923): «После воскресения блаженство, не­сомненно, возрастает. Спрашивается только, как его объяснить» (S. 566). Здесь отсутствует основанное на ду­ховной конкретике, дифференцированное представление о 'сверхчувственных областях реальности. Переживания «бла­женства», посмертно возможные для лишившихся плоти, сведены в одно-единственное застывшее абсолютное поня­тие, расширение которого уже немыслимо. Констатацией возможного уже после смерти окончательного «visio beatifi­ca» умаляется ценность воскресения тела на Страшном су­де. В самом подходе к переживаниям блаженства, выпадаю­щим на долю лишившихся плоти, сказывается односторон­ность, идущая от платонизма. Совершенно не учитывается та ценность, какую одухотворенное тело воскресения прив­носит на Страшном суде как орган, позволяющий вечной индивидуальности человека оставаться вполне самою собой [ Стр.59]

и в духовном мире, при всей тамошней взаимосвязанности и общении («одно живет и действует в другом») быть само­стоятельным членом великого небесного братства.

Делались и попытки непосредственно придвинуть друг к другу мгновение смерти и переживание Страшного суда, под тем предлогом, что-де наши понятия о времени непри­менимы к иному миру. Далее, задавались вопросом, прохо­дит ли умершая душа через состояние очищения — через некое «чистилище» (purgatorium). Например, в рамках так называемого «библицизма» предпринимались попытки гар­монично обобщить в топографии иного мира различные, по­рою звучащие весьма противоречиво высказывания о поту­стороннем бытии — ад, геенна, «лоно Авраамово», рай. И вот с недавних пор теория полной смерти вообще отмела вопрос о промежуточном состоянии. «Во всяком случае, на вопрос о смерти и о мертвых нельзя ответить иначе, кроме как указав на смерть и Страшный суд — и ни слова больше! Все, что между смертью и Страшным судом, — от лукаво­го» (Paul Althaus. Die Letzten Dinge. Gutersloh, 9. Aufl. S. 159). Мы видели, что это насильственное учение не име­ет прав гражданства в христианстве. Однако и поныне раз­работанные представления о «промежуточном состоянии» остаются фрагментарными. Здесь в христианской карти­не обнаруживается пробел.