Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 15 из 27)

Когда антропософия говорит о «развитии», она делает это не так наивно, как зачастую бывало в XIX веке под впечатле­нием научных открытий. «Развитие» в антропософском смыс­ле есть нечто многоуровневое и дифференцированное. Наблю­дение за действительностью показывает, что в развитии все­гда присутствует и движение вспять и новые достижения нередко оплачиваются по крайней мере временной утратой прежних способностей, что зачастую «двигаться вперед мож­но и двигаясь назад». Прохождение через повторные зем­ные жизни, ставящие человека лицом к лицу с негативны­ми последствиями его вины, переживания суда после каж­дой земной смерти — все это еще не гарантирует, что человеку от одной земной жизни к другой автоматически должно быть «лучше и лучше». Такая возможность, разуме­ется, существует, но человек должен со- участвовать в сво­ем становлении. В зависимости от его поведения ему от од­ной земной жизни к другой может с тем же успехом стано­виться и «хуже и хуже» Значит, перевоплощение как таковое отнюдь не есть то же самое, что и «повторное рождение». Когда инкарнации закончатся, вслед за очередным посмерт­ным судом произойдет истинный «Страшный суд», откры­вающий возможность разделения человечества на «овец и козлищ» — на тех, кто использовал свои земные жизни в праведном смысле, и на тех, кто пренебрег присутствовав­шей в земном бытии возможностью. В конечном итоге ре­шающим моментом будет: принят Христос людьми или нет. Без приятия того, что через Христа вошло в развитие чело­вечества, задача «становления человеком» не может быть по-настоящему решена. Становление человеком будет все более проявлять свою тождественность «становлению хри­стианином», причем последнее, безусловно, понимается не в узко конфессиональном смысле.

Рудольф Щтайнер пришел к своим христологическим вы­водам, руководствуясь не апологетически христианскими ин­тересами. Последовательно продвигаясь по пути эмпириче­ского исследования духовного мира, он столкнулся с сверх­чувственным фактом, лежащим в основе христианства. Это его видение Христа проливает новый свет и на учение о кар­ме. Словом «карма» древнеиндийские воззрения указывают на взаимосвязь, которая как причина и следствие перехо- [Стр.70]

дит из одной жизни в другую. Закон «посева и жатвы» («что посеет человек, то и пожнет», Гал. 6:7) действует также от одной жизни к другой. Поступки и переживания одной ин­карнации, вне непрерывного опосредования материально- земным пронесенные через чисто духовно-душевную об­ласть, вызывают в следующей инкарнации соответствующие обратные влияния. Чем больше действует истинное «я», при­званное к свободному творчеству, тем значительнее, наря­ду с аспектом «жатвы», становится аспект «посева» — в смысле способности заложить новые «начинания», привне­сти в бытие новые элементы. То, что как «любовь свыше» творчески, почерпнутое из высшего мира, привносится в зем­ное существование, не срывает «математически» точного плана кармы в переплетении причины и следствия, но до­бавляет новый, дополнительный фактор в расчеты судьбы, благодаря чему результат становится иным.

В высочайшем смысле это справедливо и касательно са­мого Христа. Он, как мы говорили, несет САМОГО СЕБЯ и как новый дополнительный фактор изменяет баланс судьбы человечества. Существование «греха мира», который несет божественный Агнец, можно понять только исходя из идеи кармы. Содеянное человечеством зло есть духовная реаль­ность. Сущностно оно присутствует в незримых сферах ми­ра как злая мощь. Человек способен «исправить» всегда лишь часть своих дурных поступков. Порой из глубочайшего рас­каяния он может стать святым. Если позволяют обстоятель­ства, он может сделать жертве своего прегрешения столько добра, что в определенном смысле как бы возмещает урон — если не в этой, то в одной из следующих жизней. Но пола­гать, что тем самым действительно все уже сделано, значит судить поверхностно. Все подобные «искупления» не упразд­няют факта, что зло уже произошло, стало реальностью и тем изменило состояние мира в целом. Человек постоянно грешит «не по средствам». «Залезает в долги», которые сам не сумеет «выплатить». Соответствующий вывод духовных исследований Рудольфа Штайнера созвучен библейским вы­сказываниям. Третье измерение злого поступка — то, что он причиняет урон не только самому согрешившему и его жертве, но и нарушает что-то в незримом духовном составе мира, — находит выражение в псалме 51, где молящийся [Стр.71]

обращается к Богу: «Тебе единому согрешил я». Тот же смысл заключен и в словах блудного сына, который говорит своему отцу: «Отче! я согрешил против неба...» — и лишь затем добавляет: «и пред тобою» (Лк. 15:18, 21).

Все, что превосходит способности человека к искупле­нию, накапливается как «грех мира», собираясь как бы в зло­вещую грозовую тучу. Человечество погибнет, если ему на помощь не придет существо более высокого, даже высочай­шего порядка, которое, если можно так выразиться, имеет куда больший «радиус действия», нежели человек, и может помериться силой с этим самым фактором зла. Таким суще­ством является Христос — «Агнец Божий». Вочеловечиваясь, Он делается причастен человечеству. Становясь «плотию», которая неминуемо ведет его к смерти, Он создает надлежащую предпосылку, благодаря которой сможет «под­ступиться» к мировой вине, существующей из-за людских грехов. Христос не может не страдать, ибо «грех мира» су­ществует реально. Но Он принимает на себя эти страдания, принося добровольную жертву. Для всякого другого чело­века смерть — «возмездие за грех». С Христом все по-дру­гому, поэтому Его смерть приобретает совершенно иную цен­ность. Смерть Христа, Его «смертное страдание» не служит, как у грешного человека, для искупления собственного гре­ха, но идет во благо человечества.

Поскольку можно положиться на закон кармы, закон по­сева и жатвы, можно говорить о спасительной силе смерти Христа, которая как любовь свыше вносит в расчеты судь­бы человечества новый, дополнительный фактор, меняющий конечный результат. В цикле лекций «Христос и человече­ская душа» (Норчёпинг, июль 1914) Рудольф Штайнер по­казал, что «милость Божия» и правильно понятая идея кар­мы созвучны друг другу.

Тем самым снимается возражение, что учение о перево­площении, открывая перспективу дальнейшего нравствен­ного развития и искупления содеянного, по причине «спасе­ния собственными силами» якобы исключает «милость Божию». Рудольф Штайнер совершенно ясно показал, что все человеческие усилия и дальнейшее развитие — при всей их необходимости — без Христа и Христовой жертвы не смог­ли бы привести к цели. [Стр.72]

Мудрость о человеке

Когда в 1912 году Рудольф Штайнер заменил широ­ко употребительное до той поры слово «теософия» словом «антропософия», это отнюдь не означало противопоставле­ния «человеческого» и «божественного», как это случилось, например, в некоторых направлениях «гуманизма». Скорее, здесь нашло выражение то, что в нашем XX столетии стал возможен важный новый шаг в осознании человеком соб­ственного его существа, решительное «расширение» зна­ний человека о себе самом. Высшее проявление «челове­ческого», «hитапит», в свете сверхчувственного обретает совершенно новые измерения. Тем самым появляется воз­можность постичь существо Христа в его значении для ис­тинного становления человека. Таким образом, впервые гу­манизм более высокого порядка может полностью совмес­титься для человеческого сознания с христианством.

В великих дохристианских культурах созерцание божест­венного миротворения еще во многом затмевало восприятие человеком собственного его существа. Осознание собствен­ного «я есмь» еще в значительной мере дремало. Христос не мог прийти прежде, чем «исполнились сроки», прежде чем в людях пробудилось, хотя бы до некоторой степени, осознание существа своего «я». Это пробуждение произошло в греко-ла­тинскую культурную эпоху. На рубеже времен, во II веке до Р.Х., впервые во встречах греческих и римских деятелей, не считаясь с национальными границами, на «чисто челове­ческой основе» начинает заявлять о себе движение «гуманизма». Произошло это в кружке, который сложился вокруг Сципиона Младшего и к которому принадлежал, в частности, «депортированный» из Греции Полибий. К этому кружку при­соединились также философ-стоик Панетий и комедиограф Теренций, вольноотпущенный раб. Устремление к «чисто че­ловеческому» в то время носилось в воздухе. Теренций имел в театре необычайный успех, когда в своей пьесе «Самоистя­затель», вовсе не собираясь кого-либо поучать, вложил в ус­та старика Хремета слова: «homo sum, humani nihil a me alienum puto» (I.I, 25) — «я человек: считаю, что ничто челове­ческое мне не чуждо». Даже спустя полтысячелетия Отец Церкви Августин знает, какой эффект произвела тогда эта [Стр.73]