Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 21 из 27)

Воскресший Христос, явившись Иоанну на Патмосе, дик­тует ему послания для семи церквей. В этих семи церквах [Стр.96]

представлен спектр живущего на земле христианства, с различными оттенками переживаний и стремлений, несостоятельности и успеха соответственно различию стоящих перед церквами целей. Великие цели мирового свершения проступают уже в обетованиях, простирающихся вплоть до вознесения с восседанием на престоле.

Эти заключительные слова о престоле: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле его» (Откр. 3:21) — зачин велеликого видения гл. 4 и 5, в центре которого стоит божественный престол. Иоанн восхищен в вышний мир. Он слы­шит голос: «Взойди сюда» (Откр. 4:1) — и становится сви­детелем извечного Трисвятого «свят, свят, свят», что зву­чит там, и свидетелем новизны, приходящей в этот мир вечности через событие Голгофы. Жертвенный «Агнец» при­носит это деяние к престолу Отца, что эхом отзывается в, «новой песни», которую заводят высшие существа самого внутреннего круга в дополнение с извечному «свят, свят, свят». Существа эти — херувимские четыре «животных» и двадцать четыре «старца» — как благоговейное эхо позна­ния поют «новую песнь», которая затем распространяется по кругу в восхвалениях, возносимых воинствами Ангелов и существами тварного мира. В «новой песни», которая бе­рет начало у самого престола, содержится элемент, идущий от земного человечества, среди коего и была принесена жертва Агнца; этот земной элемент «суть молитвы, свя­тых» (Откр. 5:8). Земные люди, предавшиеся Христу, сами еще не в состоянии присоединиться к этому хору, но их ду­шевные порывы восходят ввысь и могут быть восприняты в вышнем мире и стать зримы как фимиам, курящийся в золо­тых чашах «старцев» вместе с «новой песнью».

«Молитвы святых» возносятся от христиан, обитающих на земле. После того как началось «снятие печатей», принявшие мученическую смерть христиане сами являются в вышнем мире. Иоанн видит их под небесным жертвенником (Откр. 6:9). Знаменательно, что для них используется слово «psychai», «души», которые после смерти, в бестелесном состоя­нии, имеют самостоятельное осознанное бытие. Здесь Иоанн впервые видит души христиан по ту сторону земной жизни. [ Стр.97]

По сравнению с тем, что будет сказано в дальнейшем, это первое их явление еще в известной степени окрашено робо­стью и сдержанностью и оставляет впечатление чего-то «пер­воначального». Души еще не вполне умиротворены, успокое­ны в своей новой форме бытия, они живут с мучительным вопросом: «доколе?» Их вопрос Иоанн передает словами, зву­чащими ветхозаветно. В его Откровении вообще нередко мож­но наблюдать, что он с известным пиететом блюдет связь с прежними апокалиптическими «школами» и при случае поль­зуется издревле освященными, устойчивыми выражениями, вливая в них, однако, новое христианское содержание. «До­коле, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Слово «мстить» переда­ется здесь греческим «ek-dikein», в смысле справедливых по­следствий, которые должны наступить по закону судьбы — закону посева и жатвы. Закон посева и жатвы, поступка и следствия, имеет силу и в случае смерти Христа. Но по сво­им особенным предпосылкам Его смерть имеет спасительные последствия. Христианские мученики находятся на пути к то­му, чтобы возродить в своей жертвенной смерти толику си­лы, проистекающей от смерти Христа. То, что в ветхозавет­ной формулировке звучит как призыв к мести, в христиан­ском понимании есть вопрос о свершении смысла, о плоде жертвы. Земные страдания мучеников как будто бы раство­ряются в мире — а где же воздаяние?

Ответ Бога на вопрос «доколе?» указывает, что еще не пришла пора: «и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, кото­рые будут убиты, как и они, дополнят число». Дабы при­нести зрелый плод, единственное в своем роде деяние Гол­гофы требует ответа со стороны человечества. В мудрости своей божественное Провидение устроило так, что спаси­тельное деяние, которое могло быть совершено не самим земным человечеством, а только лишь милостью божествен­ного существа, не обрекает тем не менее спасаемых на од­ну лишь пассивность. В экономической политике сущест­вует понятие «конструктивная помощь» (constructive aid); такая помощь предусматривает, что того, кому помогают, нельзя вводить в соблазн ничегонеделания, напротив, имен­но вследствие способа оказываемой ему помощи он начи [Стр.98]

нает развивать собственную активность. Спасительное деяние Христа — «конструктивная помощь» в высочайшем ;смысле. Павел дерзнул сказать: «<...> и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его» (Кол. 1:24). Человек, внутренне принимающий Спасение, может только активно включиться в его свершение, чтобы жерт­ва Христа сущностно по-новому ожила в нем, — иного ему не дано. Вопрошающим мученикам указывают, что такой активный ответ человечества на событие Голгофы еще не осуществлен в той степени, какую Провидение сочтет до­статочной. Божественная «экономика» предполагает, что (человечество должно еще больше страдать, лишь тогда жертва Христа станет вполне плодотворной. Таким обра­зом души мучеников находят свое место в более широких божественных смысловых соотношениях. Пока они долж­ны успокоиться «еще на малое время». Им дозволено по­куда избыть земное страдание и глубоко вздохнуть в мире божественного покоя. То, что на их вопрос дан такой от­вет, связано с дальнейшим развитием их посмертного бы­тия, является результатом их мученической смерти. «И да­ны были каждому из них одежды белые» (Откр. 6:11). Вме­сто не существующего уже земного тела лишившимся плоти душам, пока они, пребывая в покое вышних миров, отходят от ужаса пережитого и пока разрешается мука, с которой они вопрошали Бога, — лишившимся плоти душам предо­ставляется в качестве нового «органа» сверхчувственный покров, в который они могут «облечься» (2 Кор. 5:4). Лише­ниям в нижнем мире соответствует приобретение в выш­нем — души становятся более сознательными и способны­ми к действию гражданами вышнего мира, когда с ними сра­стается тончайший, сотканный из света организм, еще не тождественный, однако, телу воскресения.

В промежутке между снятием шестой и седьмой печатей «запечатлеваются» сто сорок четыре тысячи. Мы вновь на­ходимся в области земного. Названное число, конечно, не является суммой, полученной механическим сложением. Оно «услышано» (Откр. 7:4) в духе как божественно устрояющий звук. Лишь полнота всех звездных нюансов возможного че­ловеческого бытия составляет великое «Человечество Лю- [Стр.99]

дей», симфонию рода человеческого. На место организован­ного в двенадцать колен — по числу созвездий зодиака — ветхозаветного народа является богоизбранный народ хри­стианства. Он живет на земле в чудовищных апокалиптиче­ских бурях, которые начались со снятием печатей. Но «запечатление» ста сорока четырех тысяч происходит в тот миг, когда «не дул ветер <...> на землю». Провидение находит возможность мгновений глубочайшей божественной тиши­ны среди бушующих несчастий. В этом успокоении ветра Иоанн видит «Ангела, восходящего от востока солнца», — это как бы Ангел Пасхи, который кладет печать Бога живо­го на челах ста сорока четырех тысяч. Христианство на земле уже развилось настолько, что сущность Христа может быть запечатлена в людях вплоть до телесности, как «character indelebilis», «неизгладимый отпечаток».

«Запечатление» знаменует этап развития на пути к те­лу воскресения. В речи о «хлебе жизни» в гл. 6 Евангелия от Иоанна Христос применяет образ запечатления к Самому Се­бе. Не пищу тленную даст Он, но пищу вечную, «ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6:27). Насыщение пи­щею вечности относится здесь к будущему — «которую даст вам Сын Человеческий», — после свершения мистерии Гол­гофы, которая пророчески озаряет Пасху у моря Галилейско­го. Но уже через год Христос преодолеет смерть и сможет дать людям пищу, созидающую тело воскресения, ибо Он не­сет духовную печать, проникающую Его телесность. Проро­ческое видение Иоанна показывает, каким образом начина­ет действовать запечатление как подготовка к воскресению на Страшном суде людей, предавшихся Христу.

После запечатления живущих на земле христиан идет видение, которое вновь являет христиан по ту сторону зем­ного бытия, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7:9). Хотя это видение непосредственно примыкает к предыдущему, тайновидец все же понимает, что эти кар­тины разделены во времени. Стих начинается словами «По­сле сего взглянул я» (Откр. 7:9). «После сего» — «meta tauta» — по-гречески слово «сего» стоит во множественном чис­ле. В начале гл. 7 тоже стоят слова «после сего», но здесь в [Стр.100 ]

греческом употреблено единственное число («meta touto»). Формулировка «meta tauta» характеризует большие отрез­ки времени19. Значит, между событиями двух видений, ве­роятно, произошло еще многое, относящееся к «великой скорби» (Откр. 7:14). Запечатленные в земной жизни хри­стиане могли тем временем скончаться и пережить переход в мир иной. Выражение «никто не мог перечесть» еще раз явственно показывает, что число сто сорок четыре тысячи не подразумевает статистического количества.