Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 25 из 27)

«"Я" из всех "я"». При упоминании «всадника на белом ко­не» порядок слов изменен, здесь начинается с «царя»: «Царь царей, Господь господствующих» (Откр. 19:16). Воинство Хри­ста в ст. 17:14 характеризуется трояко: званые — избран­ные — верные. Слова «званые и избранные» приводят на мысль финал притчи о брачном пире: «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14). Как и у Матфея, в Открове­нии эти слова приведены в связи с «браком». Стихам о сидя­щем «на белом коне» предшествует возглас: «Ибо наступил брак Агнца!» (Откр. 19:7) Небесный жених сочетается бра­ком с земным человечеством. Их соединение знаменуют об­разы брака и пира. «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19:9). Одеяние жены Агнца описано как «вис­сон чистый и светлый (lampros)» (Откр. 19:8); по сравнению с упомянутым ранее «белым» (leukos) одеянием это как бы выше ступенью. Прилагательное «lampros», «сияюще - свет­лый», употребляется затем при описании светлой, как кри­сталл, реки жизни в небесном Иерусалиме (Откр. 22:1) и при описании утренней звезды — «звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16) и ранее при описании семи Ангелов с чашами гнева Божия, которые «вышли из храма <...> облеченные в чистую и светлую льняную одежду» (Откр. 15:6). В такой же «виссон белый и чистый» облечено воинство Христа (Откр. 19:14). Слово «виссон» (byssinos), которое стоит здесь вме­сто «льняных одежд», до этого пассажа в Откровении не употреблялось для описания белых одеяний блаженных душ. Этим словом обозначен особенно тонкий лен, а значит, пе­ред нами опять-таки новая ступень на пути к совершенству. Точно так же незадолго до того охарактеризовано брачное одеяние жены Агнца (Откр. 19:8).

Согласно пророческому видению в ст. 17:14, воинство это не Ангелы, а люди, христиане. Они тоже причастны к возник­новению белых льняных одежд, о чем опять-таки сообщает один из разъясняющих стихов: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность свя­тых» (Откр. 19:8). «Праведность святых» в оригинале бук­вально передается словом «dikaiomata», «признанное закон­ным». Лука говорит о Захарии и Елисавете, что они были «dikaiomata», «праведны пред Богом, поступая по всем запо­ведям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1:6). Это «dikai- [ Стр.115]

omata» святых есть материал, из которого сделано «одеяние невесты», равно как и одежды воинства Христа.

И снова указано на тот важный вклад, который должен прийти от людей для того, чтобы спасительное деяние Агнца стало действительным благом. Созвучие ст. 17:14; 19:8 и 19:14 позволяет угадывать между строк Апокалипсиса продолжающееся развитие. В потустороннем бытии христиан мы вновь усматриваем более высокую ступень. Они трудом создали 6рачную одежду; как раз «виссон» приводит на ум долгую многотрудную работу, необходимую для его изготов­ления. И каждый из них «на белом коне». В образном язы­ке мифов и сказок этот конь соотносится с интеллектом, с силой разума. При снятии первых четырех печатей чистая светоносная сила мысли является сначала как белый конь, затем привнесенные эмоции омрачают эту мысль — являет­ся рыжий конь, затем мысль попадает в плен к силам зем­ной тяжести и обнаруживается лишь в «весомом» — явля­ется конь вороной, и наконец мысль, ставшая материали­стической, подпадает под власть самой смерти— является конь бледный». Приятие Христа должно проникнуть силы чувствования человека — это «новая песнь», — но не долж­но останавливаться и перед силами мышления и воления. Разум, которому все более грозит опасность стать добычею мертвой механической мысли, тоже будет освобожден через одухотворение. Для будущего земного человечества это чрезвычайно важно. Если человечество не устремит спо­собности Познания к сверхчувственному, то при всей интел­лектуальной рафинированности впадет в варварство. В ви­дении Иоаннa «белый всадник» указывает на то, что новое пришествие Христа произойдет силою одухотворенного интеллекта. Орудие духовного познания, т. е. познания Свято­го Духа, — меч Логоса, Слова Божия. Подобно тому как су­ществует «вечная женственность», существует и «вечная му­жественность», То и другое должно служить Христу.

В следующей главе мы видим бесплотные души в их по­следнем восхождении. Начинает сбываться заключительное обетование посланий: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр.. 3:21). Как и в великом видении престола в гл. 4, тайновидец позволяет нам шаг за шагом проследить становление созерцательного образа: сначала [Стр.116]

«престолы», затем являются образы сидящих на них, и на­конец можно распознать, кто же они,— это души мучени­ков за свидетельство Христово. Очень важно, что здесь опять, как в начале всего ряда видений о бесплотных, упо­требляется слово «psychai», «души» (Откр. 6:9 и 20:4). Этот ряд образов начинают «души убиенных» «под жертвенни­ком», затем являются те, что в белых одеждах и с пальмо­выми ветвями в руках, затем — гуслисты и певцы «новой песни», далее — воинство на белых конях. И теперь, в за­ключение, еще раз подчеркнуто стоит слово «души». Вос­кресение тела на Страшном суде здесь еще не состоялось. Лишившиеся плоти получают здесь обетование блаженства как причастные к «первому воскресению»: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр. 20:6). Од­нако это еще предварительная ступень — жизнь, даже если человек «и умрет», преодоление «второй смерти», стремя­щейся по смерти тела омрачить душу. «Первая смерть» (пря­мо она так не названа, однако это название выводится по смыслу из выражения «смерть вторая»), смерть тела, может быть преодолена только через «второе воскресение» (оно то­же так впрямую не называется, однако и это название выво­дится из выражения «первое воскресение»), стремящееся к конечной цели. В начале гл. 20 смерть как последний враг еще не упразднена, однако «первое воскресение» внутри бы­тия души, как следствие мистерии Страстной субботы, ко­гда Христос принес свет в царство умерших, — это «первое воскресение» уже сообщает душам святых активное, осо­знающее свое «я» бытие по ту сторону земного существо­вания: «они ожили и царствовали со Христом» (Откр. 20:4) долгое время. Им дано служить священниками Христа (Откр. 20:6). Христианство в представлении о «бедных ду­шах» и «святых» предощутило, что лишившиеся телесности души могут проходить через различные промежуточные со­стояния. «Бедные души» — это умершие, для которых утра­та тела не компенсируется обогащением свыше. «Святые» — это умершие, которые живут в духовном свете и в своем блаженном бытии могут излучать помощь земным людям. Апокалипсис позволяет угадывать будущее, в котором дея­тельность умерших во Христе будет становиться все более мощным фактором бытия. [Стр.117]

Эти души, действующие как цари-священники, являют­ся тайновидцу сидящими на престолах и судящими. Здесь в апокалиптическом изображении событий кое-кто усматри­вает шероховатость: то, что эти души «судят», якобы про­тиворечит следующей вскоре сцене Страшного суда, где Су­дией является лишь Господь Бог. И опять-таки мы не впра­ве сопоставлять эти видения по законам «прагматической» логики. Оба видения Иоанна имеют свою особую правомер­ность и не противоречат друг другу. Когда души «святых» воссели на престолы и им «дано было судить», это означает, что они просто благодаря своей сути становятся для других душ мерилом самоосуждения. Ввиду их высшей человечно­сти творится суд над самим собой. В свою очередь этот суд над собой, происходящий через созерцание «совершенных праведников», есть опять-таки ступень, предваряющая Страшный суд. Имагинация «престолов» со святыми претер­певает метаморфозу, превращаясь в могучий образ «вели­кого белого престола»: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20:11).

Однако в промежутке лежит еще одно видение, кото­рое в последний раз приводит нас на землю. Какая-то часть христианского мира еще живет «внизу», в земном вопло­щении. Вражьи силы вновь поднимаются в последнем уси­лии: выступает воинство «Гога и Магога», «число их как песок морской» — это стоящие вне христианства массы че­ловечества. Их полчища будто явились из подземного ми­ра, страшное зрелище в лучах солнца. «И вышли на широ­ту земли, и окружают стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20:9). Святые на земле не цепляются за материаль­ное бытие, не стремятся к оседлости и обладанию собст­венностью, они не имеют «здесь постоянного града» и жи­вут как воины на биваке. Загадочные слова «город воз­любленный» опять указывают на приуготовляющийся, поэтапно возвещающий о себе небесный Иерусалим, догад­кой витающий образ которого нисколько не противоречит образу подвижного «стана святых». Однако наступление вражьих сил на этот раз как будто бы отражается в легко­стью. Здесь, видимо, своею силой помогают свыше — [Стр.118]