Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 26 из 27)

умершие. «И ниспал огонь с неба», который решил исход битвы и покончил с хаосом Гога и Магога. На этой заклю­чительной стадии сила добра вызрела до «белой магии». Время торжества вражьих сил миновало — после долгого развития, после многих отступлений.

Теперь следует образ «великого белого престола». Си­дящий на престоле, подобно «мастеру стула», творит вели­кую белую магию, взглядом очей своих он дематериализует мир: «от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20:11). Пространство исчезает. Остаются одни только люди. И они должны стоять перед лицом Сидя­щего на престоле. При снятии шестой печати происходит сцена, являющая собой первое предощущение этого. Живу­щие на земле скрываются в пещерах и в ущельях и говорят горам и камням: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидя­щего на престоле и от гнева Агнца...» (Откр. 6:16) Таково са­мое первое впечатление о том, что переживает человек, чув­ствуя на себе пронизывающий взор очей Божьего Лика. Стремление скрыться в ущельях гор и в пещерах и быть по­гребенными под камнями и скалами — разве же это не бег­ство вниз, в материальное бытие, чтобы заглушить нарож­дающееся предчувствие близящегося Суда. Рудольф Штайнер однажды назвал материализм «феноменом страха». После того как вещественный мир растаял, возможности скрыться от очей Божиих больше нет. Материальные вещи исчезли, но дела людей, совершенные в бренном мире, не ис­чезли вместе с миром. Они вписались в тонкую субстанци­альность, «и книги раскрыты были <...> и судимы были мерт­вые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

Только теперь окончательно побеждается смерть. Смерть и ад, как при снятии четвертой печати, выступают в облике духовных существ, которые вызывают смерть тела и посмерт­ное помрачение души. Воскресший мир является затем в об­разе небесного Иерусалима, где бракосочетаются «новое не­бо» и «новая земля».

Образный ряд Откровения Иоанна наглядно показывает развитие человечества, открывающегося Христу - «Разви­тие» бросается в глаза, если сравнить ст. 6:9 и 20:4, где в начале и в заключение мощного поступательного преобра- [ Стр.119]

зования употребляется слово «psychai» — «души». Это раз­витие прослеживается не в беспрерывности, но обнаружи­вает себя всякий раз в отрывочных, эпизодических карти­нах. Однако же «за кулисами» отдельных картин кое-что про­исходит. От картины к картине, в постоянной смене места действия (то на земле, то на небе), высвечивается восхож­дение связанного с Христом человечества. Весь ряд картин сопрягается воедино, когда отдельный христианин через пе­ревоплощение полностью вовлекается в этот калейдоскоп сцен и связанное с ним вплоть до Страшного суда взаимо­действие земного (во плоти) И небесного (вне плоти) суще­ствования. Временное пространство для перевоплощения вы­явлено в Апокалипсисе, где эпохи отделены друг от друга куда отчетливее, чем в сжатых, спрессованных в одно-един­ственное видение, эсхатологических перспективах, о кото­рых мы говорили в предыдущей главе.

Здесь можно было бы возразить: после описания бла­женных небесных состояний, как они, к примеру, даны уже в гл. 7, где «один из старцев» отвечает тайновидцу на собст­венный свой вопрос: «Сии облеченные в белые одежды кто <...>?» — мыслимо ли после таких вершин повторное нис­хождение в земное бытие? Мы уже упоминали, что в этом удивительном изложении образ: «за это они пребывают ны­не перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр. 7:15), — казалось бы говорящий о чем-то абсо­лютно окончательном и непревзойденном, все же не исключает другого образа, а именно что «Агнец <...> будет пасти их {блаженных. — Р.Ф.] и водить их на живые источники вод» (Откр. 7:17). Определенные образные детали, содер­жащиеся в гимне блаженству, еще раз встречаются в кон­це, при описании небесного Иерусалима. «Сидящий на пре­столе будет в них» — гласит ст. 7:15. В главе о небесном Иерусалиме (21) говорится о скинии (skene — жилой ша­тер, как в ветхозаветной пустыне; для иудейского уха со­звучно «shekhina», что значит «место пребывания Бога»): «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр. 21:3). В гл. 7 люди, лишившиеся плоти, являются в мире Бога, в «храме Его». У небесного Иерусалима храма нет (Откр. 21:22). То, что ко времени «старого неба» и «ста­рой земли» было, с одной стороны — храмом небесным, а с [Стр.120]

другой стороны — храмом земным, теперь в новом Иеруса­лиме стало единым - и небесным, и земным — Храмом. Небесный храм соединился с миром человека, с «городом» человека. Следует обратить внимание на одну тонкость в тексте, на различие предлогов: в ст. 7:15 употребляется слово «epi» («skenosei ep'autous»). Бог обитает «в них». Когда же речь идет о новом Иерусалиме, вместе «epi» стоит «meta» — «с, при». Божественное переживается как находящееся в не­посредственной близости. Таким образом, изображенное в гл. 7, по тайновидцу, еще открыто дальнейшим развитиям. Повторяется и другой, необычайно проникновенный об­раз: «и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:17 и 21:4). Явно это не просто повторение «того же самого». Если в но­вом Иерусалиме это переживание примирения со всею зем­ною скорбью и возобновляется, то все же определенно на более высоком уровне. Здесь также справедливо: «настанет время и настало уже». Иные переживания регулярно повто­ряются, однако на все более высокой ступени. Так и «бла­женство» может пройти разные ступени.

Мгновения глубокого блаженства могут наступить в религиозной жизни уже во время земного бытия. Они дают предвкушение грядущего, которое еще очень далеко. Преходящность таких мгновений не довод против истинности и жизненности их содержания. Однако до поры до времени они должны дать место также и другим, менее блаженным состояниям, через которые человек тоже должен пройти на пути к зрелости. Подобное справедливо, наверное, и для по­тустороннего существования, когда оно созерцается in con­crete. Освобождение от больного, приносящего мучения те­ла способно привести к истинному переживанию блаженст­ва с предвкушением существования вне границ телесности, но, несмотря на это, в дальнейшем «развитии» после смер­ти, при ретроспективе прожитой жизни и обратном прожи­вании ее от конца к началу могут с необходимостью возник­нуть и очень болезненные периоды, за которыми могут опять-таки следовать более светлые эпохи. Изображенные в Апокалипсисе блаженства христиан, пребывающих по ту сто­рону земной жизни, не исключают их нового вступления на путь земного воплощения. Мы уже говорили о том, что че­ловек не теряет себя в повторных земных жизнях, но в со- [Стр.121]

ответствии с интенсивностью своей душевной работы дела­ется все более подобен самому себе, все ярче проступая сквозь все природные оболочки,— в этом смысле и откры­тость Христу не пропадет втуне, а от одной земной жизни к другой будет свершаться все богаче и конкретнее. Самые дальние уголки человеческого существа, задуманного столь широкомасштабно и всеобъемлюще, смогут тогда один за другим открываться Христу. А очередная эпоха по ту сто­рону земной жизни послужит вызреванию в духовном мире плодов нового, недавнего земного опыта и созданию новых форм «блаженства». То, что молодой Гёте сформулировал так гениально — стремление «к далекому таинственному блаженству в этом мире»22, — вероятно, справедливо и для развитии в мире потустороннем.

В своей книге «Перевоплощение» Фр. Риттельмайер при­водит антропософское представление о происходящем по­сле смерти: «Каждая душа неотъемлемо несет в себе духов­ную "силу подъема", поскольку она сама в глубочайшей сво­ей сути приходит свыше. Однако от ее прошедших земных жизней зависит, как высоко, как скоро и как осознанно она сможет вступить в вышние и высшие миры, которые все ей открыты» (S. 30). «По силам притяжения, живущим в на­шей душе, становится ясно, принадлежит ли она нижним или вышним областям мира. Ей не выносится некий крат­кий внешний приговор, но постепенно, одна за другой, ме­няются ее сущностные характеристики, пока она не «очи­стится», т. е. пока в ней не отомрет все, что более не может жить в вышних сферах. Таким образом, душа поднимается все выше и выше, к тому «небу», куда она сама определи­ла себя своей земной жизнью» (S. 29—30). Такое пережи­вание «неба», каким бы высокодуховным и блаженным оно ни было, все еще относительно и протекает в известных гра­ницах, смотря по предшествующей земной жизни. Оно еще не абсолютно и не окончательно. Каждый раз это некое «настало уже» как предвкушение грядущего окончательно­го «настанет время». Чтобы оказаться на высоте этого по­следнего и окончательного события, понадобятся новые, ве-

___________________________________________________________

22 И.В. Гёте. Стихотворения польского еврея. Перевод С. Герье.— Собр. соч. в XIII тт., т. X. [ Стр.122]

дущие вперед импульсы, каковые могут быть пережиты толь­ко на земле человеком воплощенным.

Рассмотрим теперь, в каких местах великой драмы Апо­калипсиса обнаруживаются созерцательные видения, гово­рящие о дальнейшем развитии уже лишившегося плоти христианина, о развитии «psychai», «душ», пребывающих в вышнем мире. Оказывается, эти видения образуют три группы, вплетаясь при этом в главные семеричные ритмы апокалиптических событий.

Подобно тому как книга Бытия излагает сотворение ми­ра в рамках семидневной недели, так и Апокалипсис разде­ляет ход времен вплоть до конца на три семичастные эпохи, как бы музыкальные октавы. За прелюдией семи посланий к церквам Асии следует эпоха снятия семи печатей, затем одна за другой трубят семь труб, и, наконец, изливаются семь чаш гнева Божия.

Христиане, находящиеся по ту сторону бытия, впервые являются провидческому взору Иоанна при снятии пятой пе­чати (6:9), как бы в некоторой «первоначальной» стадии посмертного существования {«под жертвенником души уби­енных»), однако затем в мощной сверхчувственной форме бытия — в грандиозной картине гл. 7 («в белых одеждах»), между шестой и седьмой печатью. После того как воструби­ли трубы, взор снова обращается к земле и остается на­правлен туда до тех пор, пока не прозвучит седьмая труба. В ее отзвуках опять становятся зримы и слышимы христиа­не, живущие по ту сторону земного бытия. Они, «победив­шие зверя и образ его» (Откр. 15:2) и научившиеся «новой песни», стоят ныне на стеклянном море как певцы эсхато­логической песни Спасения, одаренные властью и способ­ностью играть на «гуслях Божиих». Это возрастание сверх­чувственной мощи — результат выстраданного и свершен­ного на земле в эпоху звучания труб.