Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 4 из 27)

нее раскрыть его перед тем Сильнейшим, что придет вослед. Этому Сильнейшему предстояло затем ввести земного че­ловека в еще более высокие и «небесные» формы бытия, ко­торые угадываются в воздушно - веющем (pneuma) и в огненном субстрате. Ищущий спасения человек обнаруживает се­бя на земле сначала в земной стихии. Крещение водой, Духом Святым и огнем посвящает его более высоким посвящени­ем. В беседе Иисуса с Никодимом речь идет о крещении водой и Святым Духом (pneuma) (Ин. 3:5).

Христос, нисходящий в «sarx», в своем собственном не­бесном существе несет «огонь» и «дух» («pneuma»), чтобы «крестить» ими людей. Сам Он, следовательно, в таком кре­щении не нуждается. Ведь быть окрещенным — означает погружение, посвящение в некую стихию бытия, которая до тех пор была вовне. Тому, Кто сходит с небес, необхо­димо погрузиться в стихии низшего бытия, накладываю­щие отпечаток на земное существование, — в воду и зем­лю, причем «вода» еще являет известное небесное свойст­во и еще не столь «земна», как тот элемент, по имени которого названа вся планета — Земля. Нисхождение Хри­ста есть путь к земле, вплоть до самого «сердца земли» (так дословно: Мф. 12:40). Крещение в Иордане — это кре­щение водой. Христос обретает связь с текучей жизнен­ной стихией земного мира. Но полное вхождение в собственно «земное» для Него впереди, хотя в принципе Он уже обладает земным телом. На первом этапе своих деяний в Палестине Он отдает предпочтение Галилее, приозерному краю. Расположенный на берегу озера Капернаум так пря­мо и называется «Его городом» (Мф. 9:1). Там происходит великий лов рыбы (Лк. 5:1), усмирение бури, насыщение у озера, хождение по водам. Когда Христос, уже отправив­шись в последний путь к Иерусалиму (Лк. 9:51), говорит о предстоящем Ему «крещении», Он имеет в виду вовсе не крещение в Иордане, но будущее окончательное «посвя­щение» в стихию «земли». Но это есть опыт смерти в зем­ном теле. Предвидя это «крещение», Он говорит: «И как Я томлюсь, пока сие совершится», дословно: «Я стеснен, сжат». Это — переживание давящего стеснения. Здесь нет речи о чувстве страха в обычном смысле слова, но — об ужасающей «стесненности», которую испытывает жившее [Стр.20]

прежде в просторах света духовное существо, скованное в земном, обреченном смерти, теле.

Этому соответствует образ смерти на Голгофе как «крещения Бога землей» в отличие от крещения в Иордане. Над крещением в Иордане отверзается небо: слышен Божий глас, значащий свыше. Иисус стоит в текущей воде Иордана. На древних церковных изображениях он прямо-таки написан в водяном «колоколе». Насколько же иначе все происходит на Голгофе! Каменистая Иудея. Скалистая местность, называемая «череп», «лобное место». На грубом кресте висит обнаженное земное тело. Происходит небесное затмение. Однако Божий глас: «Ты Сын мой возлюбленный», — раздав­шийся с небес над иорданским крещением, теперь эхом откликается с земли. Представитель столь сильно обращен­ного к земному Рима, римский сотник восклицает: «Воисти­ну Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Он восклицает так под впечатлением землетрясения, произошедшего в ответ на смерть Христа. «И земля потряслась» (Мф. 27:51). Во вре­мя крещения в Иордане отверзлись небеса, — Марк говорит разверзлись» (Мк. 1:10), — теперь же отверзается земля. «И камни расселись; и гробы отверзлись».

Это полностью завершающееся на Голгофе нисхождение Христа в «sarx» несет на себе отчетливые черты «неповторцмости» Голгофа — событие, произошедшее «раз и навсегда», на чем упорно настаивает Послание к Евреям.

Религиозно-историческая наука обратила внимание на мифы и культы античности, где важную роль играло умирающее. божество-«спаситель». Но это не ставит под сомне­ние неповторимость Голгофы, поскольку античные спасители оставались в надземной, эфирной области созерцания. По-настоящему они не вступали на землю, как Христос, который действительно был распят «при Понтийском Пила­те», в грубой земной реальности: исторически, и вместе с тем мистически прозрачно, как проявление глубоких тайн человеческого существа. Крест как таковой, три креста, с Иисусом посредине, «Лобное место», терновый венец, затмение солнца — все это одновременно знаки, символы. Это событие земной истории обладает прозрачностью мистериальной драмы, культового действа. Лессинг сокрушался по поводу основания христианства на «случайных исторических [Стр. 21]

истинах». Он не отдавал себе отчета, что тем самым исхо­дит из научно недопустимой предпосылки, будто все исто­рические события непременно носят характер «случайно­сти». События и происшествия истории тоже различаются степенью значимости, выстраиваются в иерархическом по­рядке. Как раз в важные моменты истории события порой обнаруживают тенденцию принимать наглядно-значимый характер. Пришествие Христа на землю — Свершение Христа — в своей неповторимости есть историческое свер­шение наивысшего порядка, а потому оно изъято из случай­ности. Оно могло произойти только так, как произошло, — история, в которой сплавлены ритуал и символ. Это Слово, явившееся во плоти.

Неповторимость события Голгофы исключает вся­кое приложение идеи перевоплощения ко Христу, схо­дящему в плоть.

Воскресение

Сойдя на Землю и через смерть «постигнув» земно­го человека, Христос ныне, начиная с Пасхального утра, предшествует человеку в стремлении к будущему как «На­чальник (archegos) жизни» (Деян. 3:15). «Воскресение Хри­ста есть решающий факт этой высочайшей и с обычной точ­ки зрения, конечно же, непостижимой истории. Такие фак­ты, как воскресение Христа, подобны молниям, которыми высочайшая, т. е. истинная, внутренняя история прорыва­ется в историю внешних событий» — так говорит Шеллинг в своей «Философии Откровения» (32-я лекция).

Воскресение есть больше чем проявление умершего, ко­торый оказывается Существующим. Опыт переживания ма­нифестаций такого рода имелся в человечестве и раньше. Воскресение же касается тела.

Событие того Пасхального утра есть нечто внезапное, как молния. Все четыре евангелиста обходят эту тайну бла­гоговейным молчанием, воздерживаются от всякого выска­зывания по поводу этого события как такового. Произошед­шее воскресение первоначально живет в сознании лишь сверхчеловеческих духовных существ и приходит к челове­ку сперва как ангельская весть. Уже вечером Пасхального [Стр.22]

воскресенья она эхом откликается в сознании земных лю­ден; «Господь истинно («ontos», «сущностно») воскрес» (Лк. 24:34). А спустя семь недель, на Пятидесятницу, Петр в своей проповеди не только сообщает слушателям этот факт, но открывает им внутренний доступ к этому Событию, хотя оно и бесконечно превосходит всякое понимание. Между непостижимостью и возможным «уразумением» этого пасхального факта нет никакого «или—или». Человеческому созна­нию доступно по крайней мере выйти на стезю, которая, как можно предугадывать, приведет однажды к мистерии, как бы далеко она ни была сокрыта. Эта первая христианская проповедь Петра о Христе вовсе не является апостольски авторитарным сообщением о неслыханном факте, претендующим на беспрекословное приятие. К словам «...Бог вос­кресил Его, расторгнув узы смерти» он прибавляет: «пото­му что ей [смерти. — Р.Ф.] невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24). «Потому что... невозможно было по-друго­му— так не говорят о событии, безнадежно превосходя­щем всякое человеческое понимание. Так можно говорить, лишь когда имеется хотя бы первоначальное, зачаточное прозрение, но именно прозрение. Петр дает обоснование этому в следующих за словами «Ибо Давид говорит о Нем...» стихах из 16-го псалма (Деян. 2;25)6. Этот псалом позволя­ет заглянуть в душу ветхозаветного праведника, который благодаря силе своей религиозной внутренней жизни при­ходят к чрезвычайным перспективам надежды. Псалмопе­вец начинает с того, что он «видел <...> пред собою Господа всегда». Из такой жизни в постоянном единении с Богом рождается в его сердце глубокий восторг, который излива­ется даже и в плоть, где обитает преданная Богу душа: «Да­же и плоть моя упокоится в уповании»*. И это «упование» открывает невиданную перспективу: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты, дал мне познать путь жизни...» (Деян. 2:26—28; Пс. 16:9—11). В том, что Петр читает 16-й псалом, можно, ве­роятно, увидеть отзвук тех наставлений, какие Воскресший, по Евангелию от Луки (Лк. 24:44), дал ученикам: что «в на-

______________________________________________________________________

6 Ср.: Frieling, R. Aus der Welt der Psalmen, Stuttgart 1958, S. 177 ff. * В славянской Библии: «Еще же и плоть моя вселится на уповании». [Стр.23]

писанном о Мне» (ta peri emou) они найдут у Моисея, у про­роков и — впрямую добавляется — в псалмах. То, что пра­ведник в своем сердце, исполненном религиозной силы, по­знает уже здесь, в земной жизни, содержит одновременно гарантию будущего, которая позволяет ему надеяться про­нести душу и тело невредимыми через смерть. Таким обра­зом набожный человек вступил на путь, ведущий в конеч­ном итоге к воскресению. То, что начинается в духовном средоточии его сердца, его «я», таит в себе силу, которая когда-нибудь скажется на душе и теле. Там, где есть хотя бы только предвосхищение этого, с полным правом может быть сказано о воскресении Христа: «потому что <...> не­возможно было» иначе.