Смекни!
smekni.com

Рудольф Фрилинг (стр. 7 из 27)

Христос своим вочеловечением восстанавливает изначальное соотношение между верхом и низом. Исходя из древнего видения Иакова, он говорит о небе, которое отныне вновь будет отверсто над землей, и об Ангелах Божиих, «восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Он сам, во всем величии и неповторимости, свершает предназначенное человеку восхождение и нисхождение. Его исчезновение ведет к смерти на Голгофе и к «аду»; в своем пасхальном движении вверх, в вознесении, Он несет в небеса отвоеванное у земли тело воскресения.

Его исчезновение «из вида» учеников не следует понимать таким образом, будто бы оно противоречит слову Воскресшего: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Скорее вознесение является как раз предпосылкой к тому, чтобы это обетование могло осуществиться. Во время своей Иисусовой жизни на земле Христос был только для тех людей, которые, живя тогда в Палестине, встречались на пути. Когда же о Нем однажды спрашивают греки, Христос воспринимает это как знак, что «пришел час прославиться (doxazein) Сыну Человеческому» — через преображение, через великое преображение он приобретает та- [Стр.33]

кую форму бытия, в которой Он может стать сущим для всех людей (Ин. 12:23). Тело воскресения, проникаясь не­бесным началом, беспредельно освобождается. И тогда оно приобщается к духовному миру как вознесенное над всем пространственным силовое образование, которое бла­годаря своей духовной надпространственности способно «повсюду» воздействовать на пространственное. К этому нам еще предстоит вернуться.

Теперь, рассмотрев в воскресении и вознесении «восхо­ждение» Христа в его неповторимости и окончательно­сти, мы, как н после рассмотрения нисхождения (с. 22), опять должны констатировать, что в рамках этих событий для перевоплощения безусловно нет места, ведь благода­ря Пасхе и вознесению Христос уже осуществил в отноше­нии Самого Себя то, что для человека есть далекая цель в день Страшного суда.

Впрочем, можно бы еще обратиться к «второму при­шествию Христа» («parousia») — нет ли здесь какой-либо связи с перевоплощением? Ключ здесь дает рассказ о возне­сении. Когда Христос исчезает из вида учеников, апостолы слышат слова ангелов, что Он вернется «таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Как он исчез в облаках, так же в будущем Он снова предстанет из облаков 9 взору людей (Мф. 24:30; 26:64; 1 Фес. 4:17; Откр. 1:7; 14:14), Царство облаков, где постоянно происходит воз­никновение и перетекание обликов,, одновременно являет­ся как бы образом окружающей нашу землю сферы «воз­можностей». Это такая часть земли, где все существует еще в пластическом и податливом, формирующемся бытии, где все еще доступно становлению; с другой стороны, эта часть земной природы воспринимает излучение, излияние ближ­него неба. В этой сфере, где встречаются земное и небесное, в этой области возможного в будущем, с момента вознесения царит Христос. Находясь в этой форме бытия, он может для. всех людей существовать беспредельно освобожденным образом: «Я с вами во все дни до скончания века». На первых порах эта новая форма бытия превосходила созерцающее сознание апостолов. Но обетование вторичного «пришест-

_____________________________________________________________

9 Ср. мотив облаков в кн.: Benesch, Friedrich. Das Ereignis der HimrtH&ehrt
Christi. Stuttgart 1974. [Стр.34]

вия» так же мало противоречит словам «Я с вами во все дни», как и вознесение; пришествие Христа есть «пришест­вие в человеческое сознание» Его уже мотивированного при­сутствия. Ведь утверждение «Он с нами» не означает еще, что «мы с Ним», — так человек, сидящий подле больного и стерегущий его сон, находится с больным, тогда как тот в своем сознании не находится с этим человеком, пока не про­снется и не осознает этого факта. Присутствие Христа с момента вознесения поначалу сокрыто для человечества. Обетование возвращения указывает на грядущее пробуж­дение человечества к этому таинственному присутствию. Он «придет таким же образом, как вы видели Его восходя­щим на небо». Созерцающее сознание в будущем проснется и продолжится именно с того места, где некогда оборвалось у апостолов. «Пришествие» принесет с собой «расширение сознания» у людей, которые тогда сами непосредственно по­стигнут действительность Христа, как Павел на пути в Да­маск сам непосредственно постиг ее. Слова о том, что при­шествие произойдет в сфере облаков, совершенно явно го­ворят, что речь идет не о возвращении Христа в земную плоть, «sarx». Ведь относительно достигнутого в теле вос­кресения последнего совершенства это было бы абсолютно бессмысленно.

То, что Христос воплотится снова не в плотском теле, бы­ло решающим пунктом разногласий, приведших в 1912—1913 годах к разрыву между Рудольфом Штайнером и Теософ­ским обществом, в рамках которого, хотя и вполне само­стоятельно, он действовал, на первых порах. Примечатель­но, что основоположник современного антропософского учения о перевоплощении настоятельнейшим образом под­черкивал: о втором пришествии Христа во плоти, какого ожидали тогда в теософских кругах, не может быть и речи — такой подход совершенно исключает истинное по­знание существа Христа в его неповторимости.

Итак, относительно «второго пришествия» сохраняет си­лу тот же вывод: к самому Христу идея перевоплощения неприменима.

Краеугольным фактом христианства является Сам Хри­стос и Его деяния. Но эти деяния, ставши реальностью, нуж­даются в свободном человеческом признании, одобрении и [Стр.35]

внутреннем постижении. Общее понятие «христианство» включает также, что как ответ на вочеловечение Христа должно произойти еще и пришествие человека ко Христу. И теперь мы перейдем к этой другой стороне христианства, чтобы затем вновь вернуться к вопросу о перевоплощении.

Становление Христова начала в человеке

В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет: «<...> не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (3:12). В Первом Соборном послании Иоанна Богослова чи­таем: «Но еще не открылось, что будем» (3:2). В Нагорной проповеди есть такие невероятные слова: «...Будьте совер­шенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Не должно быть никакого сомнения в том, что станов­ление христианином есть действительно «становление», де­ло роста, и что оно подлежит развитию. Новый Завет по­лон указаний на внутреннюю работу, вследствие которой все то, что в «прежнем» человечестве существует как несо­вершенное, поистине как «сырье», в силу соединенности со Христом должно быть преобразовано. Ведь неслучайно апо­стол Павел, который так упорно предостерегает от фари­сейского зазнайства, в заблуждении своем полагающего, что к Богу можно приблизиться «добрыми делами», выдвигает такое требование: «Ибо в вас должны быть те же чувство­вания, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). В Евангелии от Иоанна на вопрос о том, какие добрые дела нужно де­лать, дается ответ: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29). «Веровать» означает здесь — открыться Христу, чтобы Его существо могло влить­ся в человека. Отсюда и происходят с высочайшей естест­венной необходимостью, без особого нажима, «добрые де­ла». Но они должны (произойти — в противном же случае с верой было бы не все ладно. Вера ни в коем случае не исключает элемент волевого «упражнения». «Упражняй [по- греч.: «gymnazein». — Р.Ф.] себя в благочестии» — так Па­вел наставляет Тимофея (1 Тим. 4:7). Послание к Евреям го­ворит о «чувствах» (aistheteria) высшего рода, которые «навыком [т. е. упражнением.- Р.Ф.] приучены» (Евр. 5:14). [Стр. 36]

Без активного содействия проникнутого верой человека не свершается то, что Павел во Втором послании к Коринфя­нам (3:18) описывает как отражение образа (eikon) Христа нашим открытым лицом, — без собственного активного воления человек не сможет, так сказать, «подставить» себя из­лучению этого первообраза, чтобы стало возможно преобра­жаться «в тот же образ от славы в славу». И слово «успех» (prokope) в Послании к Филиппийцам (Фил. 1:25) и к Тимо­фею (1 Тим. 4:15) относится у Павла к внутреннему хри­стианскому развитию, равно как и понятие «ступень» (bath-mos), передаваемое по-латыни словом «gradus» (1 Тим. 3:13).

Переживание милости Господней не исключает собст­венных усилий, и даже более того, они как раз и способ­ны раскрыть человека к осознанию этой милости. Взаимо­проникновение целеустремленных человеческих усилий и Божией милости Павел классически сформулировал в ви­де парадокса в Послании к Филиппийцам: «...со страхом и трепетом совершайте (katergazesthe) свое спасение, по­тому что Бог производит в вас и хотение и действие (energein) no своему благоволению» (Фил. 2:12). Точно так же и в Евангелии от Иоанна: «Старайтесь (erga'zesthe) не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27). Старай­тесь о том, что будет дано!

В развитии человека-христианина речь идет не только о следовании образцу, который как таковой остается вне устрем­ляющегося к нему, и это отчетливо показывают Павлова и Иоаннова формулы присущности. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Рал. 2:19—20). «Вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20). Человеческое «я», в котором осознанно постигается собственная личность, есть высшая инстанция человеческого существа. Если Христос приемлется в это «я», то Его преобразующее воздействие мало-помалу пронизывает всего человека и достигает в кон­це концов его телесных глубин. «Кто во Христе, тот новая тварь» («ktisis», «тварь», 2 Кор. 5:17). Говоря о становлении Христова начала в человеке, мы говорим о таком, охваты­вающем всего человека, единении с существом Христа, о принятии в себя совершенно конкретного влияния сущест­ва Христа, что находит выражение в Святой трапезе, ко- [Стр.37]