«...но это только полнеба, понимаешь ты, а ещё полнеба скрыты землёй под ногами, никогда не увидишь всего, никогда, а может быть, там, где ты ничего не видишь, и происходит главное, главное и страшное.»
Андрей Лазарчук, "Все способные держать оружие".
Реферат
На основе материалов, аккумулированнных на п213 за 2002-2007 гг.
РОЙ
Компьютерная графика, галереи Сети, оп-арт
и
мирмикантропия
| Студент: рыбы, рыбы... Значит, рыбы! Если бы у рыб была шерсть, в ней водились бы блохи. И сейчас я о них подробно расскажу! Анекдот
|
Оставив графику на сладкое - нет, лучше на прираву - я торжественно обещаю повести читателя в прозу жизни. Воспеть её, - и поискать изнанку. Но что такое компьютерная графика? За «указующем перстом», как одной из форм воплощения курсора во всем известных «Форточках» стоит башня слоновой кости – до неба! – тысячилетния традиции, великие архетипы и трансцендентальный смысл полыхают там невидимым профану солнцем. Да и бог с ним. Как человек, которого когда-то принимали в юные ленинцы, я прямо вопрошу: а для кого все эти чудеса? Для людей, для них, родимых, человеков! Поэтому я так думаю: про них-то и надо писать, раскрывая человеческую тему на графического искусства материале.
Интро: о чём речь пойдёт.
1-ая сюжетная линия: профессионал. Вот, у Джоржда Лукаса в «Звёздных войнах» главный злодей: что он делал, когда ещё был хорошим? Научился махать мечом хитро и махал себе. Что он делал, когда стал плохим? Ровно тоже самое: красиво работал. Только раньше он махал за одних, а потом осознал, что не за тех, и стал махать за других. Вся коллизия. А что творческий путь в одну серию не уместился – ну, так сложилось: успел много чего сделать. Не было б у человека профессионального роста, было б короче. Ну и среда благоприятная оказалась, – для интересностей благоприятной, а не для всяких разных. Короче, у меня всё про г-на Вейдера. Сегодня, мне так думается, перспективны другие профессии; одну из них для примера и возьмём. Чтобы от частного к общему. А потом от общего к частному.2-ая сюжетная линия: бытие и сознание. Одна цитата только: «Сегодня умение создавать и воссоздавать мифы, интерпретировать символы и манипулировать значениями становится едва ли не основной политической технологией. Пресловутый PR, которому поклоняется наше политическое сообщество, есть не что иное, как стыдливое технологическое наименование манипулятивной мифологии. Порою кажется уже, что нет ничего кроме семиосферы, а сама семиосфера поделена между полусферой тотемических зверей и полусферой магических табу.» (Ярослав Добролюбов).
Итого: считается, что человек может быть счастлив в двух случаях: пребывая в личном раю и пребывая в царстве Геббельса; к человеку, построившему личный рай в царстве Геббельса, слово «счастье» применять в либеральных режимах не принято. Мол, пир во время чумы. Или хуже. Тотемы и табу, как движитель духовного прогресса – хитрО, мне и не выговорить.
Итак, пара страниц вступления: «Лошади кушают "Геркулес"...»
А потом и к основному блюду приступим.
Часть I: «Обыкновенное чудо»
Под «компьтерной графикой» часто понимают «немыслимые навороты» - то, что не реализуемо «в ручную». Однако именно путь «оп-арта» - живой пример создания поистине кэрроловских парадоксов на простой бумаге или холстине, совершенно традиционными средствами: и карандашом, и акварелью, и мелками, и маслом...
Поговорим о массовой «интернет-культуре», о мировосприятии с точки зрения рядового пользователя – кем мы все начинали и в известной степени остаёмся; специальные знания, конечно, накладывают отпечаток на отношение к оформлению контента интернет-ресурсов, но все равно остаются - если не на всегда, то на долгое время - некие «темные углы», - оказавшись в которых – в пространстве и времени - мы не придирчиво-зоркие критики, а нажиматели кнопок и получатели вожделенного: результат! – среди миллионов прочих не-специалистов; принципиально профессиональный подход к визуальной базе и эффектам – дело не двух- или четырех – летней программы обучения...
Поэтому начну с компьтерной графики. Ее современная форма настолько обыденна для пользователя паутины, что на восприятии некоторых форм, как было сказано, просто «замылился глаз».
Курсор, простой, меняющийся при наведении на интерактивные поля, текстовый; кнопки, разных цветов, с подсветкой, с меняющимися изображениями; иконки. Организация акцентов и функций текста – гипертекста, практически для любого документа Сети, - от выделения гиперссылки среди прочих слов до фона страницы, фонового цвета или фонового изображения, в свою очередь – изображения назначенного «в натуральном виде» или измененного для нужд конкретной концепции оформления; культ и культура «обоев»...
Все это – область задач современных текстовых и графических редакторов. Надо особо отметить, что современные редакторы - собственно говоря, уже не их первое поколение – инструмент совершенно общедоступный: и в том значении, что первые и вторые входят в базовый пакет программ операционной системы, и в том – что принцип «plug-n-play» (совершил действие – и сразу увидел его примененным) делают такие редакторы очень простыми в обращении - даже если речь идет о выполнении сложных задач, многие операции ТР или ГР выполняет сам, в то время как пользователь задает собственно императив: вставить тег, задать его значения и закрыть – многоходовая операция часто осуществляется в одно нажатие кнопки на экране; и научится нажимать нужную кнопку – из двух десятков основных – можно буквально за считанные часы. Р-раз – и ты уже можешь создавать!
Не говорю – быть, но стать «художником-оформителем с компьютером» очень просто: для «неуверенных пользователей» создаются обширные списки возможных операций, о существовании некоторых технических или художественных приемов узнаешь прямо из меню своего редактора, - и тут же применяешь его: иногда с первого же раза без «клякс»! Библиотеки разнообразнейших кнопок, где одних виртуально-металлических покрытий десяток сортов, и которым можно назначить любой собственный размер - вот пример того, что остается вне фокуса беглого взгляда на сайт и сайтостроительство: пришел, уведел, нажал – всего делов! Все меньше людей, которые с ужасом смотрят на прикладную компьютерную графику, завороженные автогипнозом «для меня слишком сложно»; «для меня слишком привычно,» - жалуются, передразнивая потребителя, дизайнеры: конкретные творческие изыски теряются на фоне множества множеств других поисков себя в этом творчестве; зрители-читатели скорее фиксируют для себя то, на чем глаз споткнулся, - и заказчики настроенны на оформление «как у всех». И все больше число людей, пробующих свои силы на поприще веб-дизайна; кто-то ограничевается шаблонами для оформления, идущими в бесплатном преложении к хостингу – для своего «хомячка»; кто-то становится мастером и от работ «для себя» переходит к осуществлению творчества в более строгих рамках заказа. «Я пользуюсь интернетом, следовательно я существую» - для половины нашего общества это также естественно, как дверь с ручкой и электрическая лампочка в каждом помещении. Подчеркну еще раз – здесь: придуманный свет и такие же двери, - много дверей!
Такая «бытовая» компьютерная графика, «графика стен и дверей» - существенный количественно и значимый качественно элемент современной культуры. Реализуемая через компьютерную графику интерактивность – новое, отличительное качество современной традиции. «Поиск по интернету» и производная от него ирония «а что, Яндекс отменили?» - внечеловеское, машинное знание (пусть и мёртвое без человека), шагнувшее качественно вверх от бумажных каталогов и библиотек, как мастодонт, проэволюционировавший от кистепёрой рыбы – это не только новая игрушка но и
новый инструмент.
Чей? Ну, эволюции, скажем. Или рока. Или Бога. Или Князя мира сего. Или Великого Шушпанчика. Дело не в терминах, дело в функции.
« - Что такое "естественный ход вещей", господин? - Совокупность вторичных причин, направляемых силою судьбы для достижения предначертанного ***, - ответил Иеронимус ещё более скучным тоном, и Рехильда утратила охоту задавать ему вопросы.»
(Елена Хаецкая, «Мракобес»)
Часть II: «Я не стараюсь предсказать будущее, я стараюсь его предотвратить»
Компьютерная сеть – это приземленный аналог Сферы Разума, ноосферы; это возможный будущий дом пост-человеческой цивилизации. В этом свете – программисты и веб-дизайнеры выступают демиургами, без всяких натяжек.Смотрите: «электронно-вычислительные машины» за полвека выросли от супер-абака, ультрабыстрых костяных счет, востребованных только высокой наукой, и для повседневности выступающих даже не великой фигурой умолчания (это – позже), а символом века НТР (вроде державы и скипетра для монархистов, – т.е. двух кусков золота с камнями для остальных), – выросли до предмета общекультурной значимости: от средства к новым материальным ценностям до портала к ценностям духовным. (Вопрос «что есть истинная духовность» я пропускаю.)