"Возраст согласия" (т.е. возраст партнера, после наступления которого добровольный половой акт не влечет уголовной ответственности) установлен в 16 лет как для гетеро-, так и для гомосексуальных отношений. При этом насильственные гомосексуальные контакты между женщинами считаются половым преступлением только с 1997 г.
Сексуальные меньшинства и трудовые отношения.
Трудовое законодательство РФ запрещает дискриминацию при приеме на работу и увольнении, однако, в перечень оснований дискриминации сексуальная ориентация не включена. Неизвестны факты обращения в суд в связи с нарушением трудовых прав на основании сексуальной ориентации, хотя на практике такая дискриминация имеет место.
В Америке вопрос трудовых взаимоотношений между геями и гетеросексуалами решается достаточно успешно, и в первую очередь, из-за активной позиции гей-общины [9].
В начале 90-х не более 20 компаний и университетов США предоставляли различные льготы гражданским партнерам своих сотрудников. Но уже 7 сентября 1999 года крупнейшая американская правозащитная лесбигей-организация "Human Rights Campaign" ("Кампания по правам человека") в докладе "Состояние дел на рабочих местах" сообщила, что уже почти 2900 частных компаний, колледжей, университетов, муниципалитетов и магистратур штатов предоставляют медицинское страхование гражданским партнерам своих работников.
Большинство американских экспертов в области труда едины в том, что список критериев, по которым оценивается "дружелюбное" отношение компаний к геям, выглядит так:
письменно зафиксированная политика против дискриминации сотрудников, в том числе по признаку сексуальной ориентации;
пособия для гражданских партнеров сотрудников;
постоянные семинары по проблемам различных меньшинств;
образовательные мероприятия по вопросам сексуальной ориентации;
маркетинговые кампании, направленные именно на геев и лесбиянок.
Но, естественно, одна лишь письменная фиксация политики против дискриминации ничего не даст, если директор предприятия ее игнорирует, а твой непосредственный начальник - убежденный гомофоб. И, наоборот, во многих местах геям и лесбиянкам работается легко, хотя там и не предоставляют никаких пособий для гражданских партнеров сотрудников. Конечно, идеалом было бы, когда есть и то, и другое, и третье…
Сейчас шесть штатов, семь государственных организаций местного уровня (например, библиотеки) и 60 городских и окружных правительств предлагают медицинское страхование для гражданских партнеров своих сотрудников.
Почти 280 колледжей и университетов запрещают дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Среди них 44 из 50 лучших университетов и 26 из 40 лучших гуманитарных колледжей согласно списку лучших учебных заведений США 1999 года, составленному журналом "U.S. News and World Report".
Ну, так что - геям, лесбиянкам и транссексуалам Америки работать стало легче? Далеко не так. Многие суды считают, что о равных правах для геев и лесбиянок не может быть и речи. Атаки на права гомосексуалов идут постоянно - и не всегда безуспешно: в 1999 году консервативным политикам удалось отменить закон штата Мэн, запрещавший дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.
Тем не менее, "компании, позитивно относящиеся к геевским проблемам, обычно также доброжелательны к другим группам меньшинств и чаще предоставляют возможности сотрудникам для повышения квалификации - одним словом, обычно объединяют в себе много достоинств" - говорит Сюзан Гор (Susan Gore) из фирмы Mentor Group, специализирующейся на консалтинге в области организации труда. Пример 25 крупнейших компаний Америки, среди которых American Express, Bank Boston, Eastman Kodak Co., IBM, Polaroid, Xerox, Ford Motor Co., United Airlines, American Airlines, Apple Computer, Intel, Levi Strauss & Co., The Walt Disney Co., которые проводят активную антидискриминационную политику по отношению к любым меньшинствам, вот лучшее подтверждение, что общество меняет свое отношение к геям и лесбиянкам.
Гомосексуализм и семейные отношения.
Возможность заключать "настоящие браки" (в смысле такие же, как и традиционные гетеросексуальные) у партнеров одного пола появилась сравнительно недавно, да и то всего лишь в нескольких странах. Но тенденция к признанию подобных союзов уже заметна и стремительно распространяется по всему цивилизованному миру [10].
За границей.
А началось все в 1989 году, когда в Дании был принят первый в мире закон о "зарегистрированных партнерствах". Датчане поступили просто и демократично: основная статья закона провозглашала, что "двое людей одного пола могут зарегистрировать свое партнерство", а остальные статьи подтверждали, что все законодательные положения о браке должны точно так же относиться и к зарегистрированному партнерству, включая взаимные финансовые обязательства, право наследовать после партнера, право на социальные выплаты и т.п. Датские геи получили такие же права, как и состоящие в браке "натуралы", кроме права усыновления детей и возможности оформления браков в церкви.
Увидев, что введение "партнерств" не привело к необратимому разрушению датского общества, примеру последовали соседние страны: в 1993 году такой же закон появился в Норвегии, спустя год - в Швеции, а еще чуть позже - в Исландии и Нидерландах. Причем исландские и нидерландские законы уже разрешали "зарегистрированным партнерам" усыновлять детей.
Немцы, с присущей им педантичностью, не удовлетворились коротеньким скандинавским вариантом, а приняли в 2001 году специальный закон с длинным названием "Закон о прекращении дискриминации однополых пар: пожизненные партнерства", который подробно регулирует мельчайшие детали заключения, существования и прекращения "пожизненных партнерств". Закон предусматривает, в том числе, что партнер может принять фамилию своего друга, а также разрешает партнерам немецких граждан или постоянных жителей Германии иммигрировать в Германию. Однако однополые новобрачные не получат это налоговых льгот, предусмотренных молодоженам, а также новый закон не гарантирует однополым супругам налоговых льгот и социальных пособий, которые выплачиваются обычным парам [11].
Во Франции пошли другим путем: с 2000 года предоставили гей-парам возможность заключать особый гражданско-правовой договор - "пакт гражданской общности" (PaCS). Этот "пакт" не меняет семейного статуса партнеров, но регулирует их имущественные отношения. Впрочем, объем предоставляемых прав сильно ограничен - например, не разрешено усыновлять детей, иммигрировать, наследовать после партнера при отсутствии завещания. Подобные положения существуют также в Португалии и некоторых испанских регионах (например, в Каталонии и Арагоне).
Все большие города США - Сиэтл, Миннеаполис, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Атланта, Чикаго - еще с середины 80-х годов начали принимать местные законы о "домашних партнерствах". Чтобы заключить домашнее партнерство, надо просто подать совместную декларацию в мэрию о своем намерении. В обмен получаешь право наследовать аренду квартиры после партнера, посещать его в больнице или тюрьме, а также некоторые социальные выплаты. Такие "партнерства" признаются в штате Гавайи и в штате Вермонт, в котором Верховный суд постановил, что, по конституции штата, однополые пары должны иметь точно такие же права и защиту, как и женатые разнополые пары.
В середине 2004г. сенат США отказался поддержать поправку к Конституции, запрещающую однополые браки: в ходе процедурного голосования в Сенате предложение перейти к вопросу о поправке в Конституцию не получило необходимого минимума в 60 голосов [12]. Таким образом, решение по этому вопросу отложено на неопределенный срок. Любопытно, что абсолютное большинство сенаторов, как республиканцев, так и демократов, отрицательно относится к гомосексуальным бракам. Тем не менее сенаторы решили не идти против "культурного и общественно-политического мейнстрима" и фактически дали "зеленый свет" легализации однополых браков.
Идея принять конституционную поправку, фактически запрещающую однополые браки, была озвучена президентом США Джорджем Бушем в начале 2004 года. Предполагалось законодательно закрепить положение, согласно которому браком может считаться только союз между мужчиной и женщиной. Заявление Буша, инициированное консервативно настроенными республиканцами, было вызвано фактической легализацией гомосексуальных браков в штате Массачусетс в конце 2003 г. Тогда Верховный суд штата признал запрет на однополые браки неконституционным. В результате Массачусетс превратился в центр паломничества гомосексуалистов. Гомосексуальные пары прибывали в этот штат на восточном побережье для того, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. Легализация однополых браков в Массачусетсе вызвала "цепную реакцию" в других штатах. В феврале этого года мэр "самого свободного" города США, Сан-Франциско, Гэвин Ньюсом разрешил официальную регистрацию однополых браков, подтвердив статус города как гомосексуальной столицы Америки, хотя согласно калифорнийским законам такие союзы запрещены. Свое решение г-н Ньюсом обосновал тем, что "запрет на однополые браки является формой дискриминации". Общественная дискуссия вокруг легитимности гомосексуальных союзов привела к ряду курьезов. Так, например, в округе Бентон штата Орегон в марте 2004 г. были запрещены вообще все браки, в том числе и обычные гетеросексуальные, чтобы избежать дискриминации. Власти округа посчитали, что "если в законе нет четкого определения относительно возможности гомосексуалистов и лесбиянок вступать в браки, то и обычным гражданам этого делать не следует".