Вместе с тем, конечно, нельзя отрицать и ценность образования как стартовой площадки в жизнь, особенно в наше время, в условиях, когда образование выполняет роль одного из «социальных лифтов». Поэтому в числе факторов, которые, по мнению Оренбургской молодежи, обеспечивают успех в жизни, образование лидирует с большим отрывом, и его позиции с 2003 года несколько снизилась (54,16 % в 2007 году и 57,11% - в 2003 г.). Некоторое снижение есть симптом все той же болезни – невостребованности выпускников ВУЗОВ в современном производстве, несовпадение номенклатуры выпускаемых профессий и профессий востребованных на производстве. Интересно, что вторую позицию в 2003 году по значимости занимал фактор «связи с «нужными» людьми (28,44%), говоривший тогда о росте прагматизма, приспособляемости молодежи к общественным условиям, но в 2007 году на второе место (34,70%) вышел фактор – уверенность в себе, в 2003 году – это была третья позиция в ранговом распределении предпосылок для жизненного успеха с результатом (24,75%), которая говорила о росте позиционной мобильности в психологии, самоопределении и жизненных установках молодежи. Это позиционирование нашло свое продолжение и в 2007 году, когда на 3 место (32,80%) ушли «связи с нужными людьми». Это показательный момент: в новых социально-экономических реалиях страны и Оренбуржья. В условиях стабилизации отношений структур образование помноженное на уверенность в себе это более 2/3 успеха молодого человека в жизни.
Среди наиболее лично наиболее значимых в настоящий момент проблем образовательные проблемы имеют различные ранги. Так, например в 2007 году в сравнении с 2003 годом:
- проблема получения профессионального образования – занимает 5 место 15,05%, ранее - 4 место 17,69% по значимости из 27 по списку;
- проблема получения высшего образования переместилась с 5 (17,47%) места на 10 - 8,63%;
- проблема получения общего образования переместилась с 12 (6,83%) на 10 место (8,63%);
- проблема личностного совершенствования поднялась с 19 (4,14%) на 15 (5,52%);
- проблема профессионального переобучения с 27 (1,0%) места поднялась на 23 (2,81%).
Сопоставив вышеприведенные данные, можно заключить, что при сохранении общего, достаточно высокого уровня значимости проблемы получения образования (в разных формах), тем не менее, за последние годы произошло некоторое снижение уровня его значимости, зато несколько поднялся рейтинг содержательно-целевой стороны образования – личностного совершенствования.
В последние годы высшая школа – лидер целевых устремлений большого контингента молодежи - сама пребывает в кризисной ситуации. В частности, для нее значительно обострилась проблема воспроизводства преподавательских и научных кадров. Если тенденция старения кадров сохранится, то средний возраст ученого к 2016 г. достигнет 59 лет (что равняется средней в России продолжительности жизни мужчин), а российская наука перестанет развиваться.
При этом особо актуальной проблемой является подготовка и повышение научной квалификации молодых преподавателей, особенно среди мужчин, в связи с существующей тенденцией феминизации преподавательских кадров.
Нынешние выпускники высшей школы делают свой выбор не в пользу научной и преподавательской карьеры, которая перестала быть престижной. Подобные настроения присущи не только студентам, но и значительной части аспирантов. Поэтому решение задачи воспроизводства преподавательских и научных кадров стало важным направлением модернизации системы образования.
Среди молодежи Оренбуржья тоже, несмотря на многие проблемы высшей школы, стремление к высшему образованию остается высоким. Хотя при этом молодые люди стали ниже оценивать собственные возможности при поступлении в учебные заведения. Однако если говорить об обучении на бюджетные средства, то надо признать, что для Оренбургской молодежи проблема возможностей для поступления в ВУЗы стоит не так остро, как в ряде регионов, и беспокоит ее меньше. Это, скорее всего, связано со значительным расширением вузовской базы в Оренбуржье в 90-х годах, увеличением числа ВУЗов, ростом студенческих контингентов, планов приема и т.п. Между тем как сомнения в отношении своих возможностей обучаться в ВУЗе присущи молодым оренбуржцам уже в сопоставимых характеристиках с молодежью других регионов России. Эти результаты свидетельствуют о том, что при оценке своих возможностей поступить в ВУЗ молодежь оценивает собственные знания и интеллектуальные способности, сопоставляя их с требованиями и планами приема в ВУЗы. А вот возможности обучения в течение 5 лет – это понимание необходимости пребывания все это время на содержании родителей, т.е. эта оценка уже касается материальных возможностей семьи, и здесь оптимизм заметно убавляется. Поэтому на всех уровнях администрирования – от федерально-государственного до муниципального и ВУЗовского (или иного образовательного учреждения) остается актуальной задача создания таких условий, при которых обеспечивались бы равные права и возможности в получении полноценного образования молодыми гражданами, в том числе из малоимущих и многодетных семей. И эти возможности учитывали бы не только способность поступить в учебное заведение, но и возможности (в первую очередь материальные) обучения в течение тех лет, когда учащийся молодой человек еще не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. То есть, это не столько вопрос права на образование, сколько возможностей для реализации этого права.
Вторая часть проблемы, при которой ощущение молодежью ограниченности своих возможностей в получении образования имеет объективные основания, заключается в том, что в целом положительная тенденция воспроизводства образовательного статуса все последние годы остается в противоречии с недостаточным финансированием этой сферы. Поэтому в стремлении к выживанию учебные заведения прямо или косвенно расширяют коммерческие формы образования и систему платных услуг. Иногда бесплатная форма обучения под различными благовидными предлогами заменяется коммерческой. Это касается ограничения приемов на популярные у молодежи специальности, превращения ряда специальностей, уровней или форм образования исключительно в платные, выведения ряда дисциплин в факультативные и доступные только на платной основе и т.д. В результате растет численность молодежи, для которой недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование.
Преимущественная ориентация в сфере образования на те слои населения, которые способны к материальному обеспечению работы образовательных учреждений, получившая распространение в последние 10 лет, в условиях низкой материальной обеспеченности большой части населения аморальна, а с точки зрения общества и государства бесперспективна и даже вредна. Продолжение подобной политики приведет к ограничению возможностей получения образования широкими слоями молодежи, ее маргинализацию и уход в криминал. А обратной стороной этого процесса, не считая роста криминализации общества, становится падение его трудового и деятельностного потенциала, снижение качества его человеческих ресурсов – главного богатства и средства обеспечения конкурентоспособности всех современных развитых стран.
Оренбургская молодежь на вопрос, чего больше всего хотелось бы добиться в жизни? В числе целевых приоритетов в 2007 году называет и хорошее образование. Однако цель «получить хорошее образование» – занимает только третье место (42,13%), после желания «достичь высокого материального положения» (48,57%) и «желания стать полезным людям и завоевать их уважение» (43,23%). Надо отметить, что за последние три года, если желание получить хорошее образование потеряло 2% сторонников, то достичь высокого материального положения приобрело – 3%, т.е. материальный приоритет растет значительно более высокими темпами, став за это время приоритетом № 1. Получить интересную профессию как самую большую цель в жизни высказали 19,46%.
Однако свои возможности и перспективы получения хорошего образования молодые оценили следующим образом:
Таблица 46
2003 г. | 2007 г. | ||||
Достаточно высокие | средние | Довольно низкие | Достаточно высокие | средние | Довольно низкие |
10,86 | 50,62 | 34,38 | 27,68 | 46,64 | 14,94 |
Наблюдается повышение положительных показателей в 2,5 раза по сравнению с 2003 годом и снижение отрицательных показателей в 2,3 раза. Учитывая изменившуюся ситуацию по сравнению с 2003 годом, можно сказать что, возможности в получении хорошего образования оцениваются довольно высоко, и достаточно высокими возможностями обладает каждый 4-ой, в то время как в 2003 году - только каждый 9-ый. Поэтому эта важнейшая сфера жизни молодежи, для большинства которой являющаяся пока главной, основной, оценивается достаточно высоко, по сравнению с другими сферами жизнедеятельности молодежи.
Таблица 47 - Степень удовлетворенности учебой (в % к общему числу респондентов)
2003 г. | 2007 г. | ||||
Удовл. | Частично удовл. | Совсем не удовл. | Удовл. | Частично удовл. | Совсем не удовл. |
33,15 | 57,1 | 11,2 | 44,03 | 39,72 | 7,12 |
Вместе с тем, как уже говорилось выше, помощь властей в получении образования является для молодежи наиболее ощутимой.