Таким образом, в этой картине мира фактически представляющей собой космогонию, полностью отсутствуют боги и божественные силы, без которых не обходилась ни одна мифологическая космогония (поэтому к ней применим термин "теогония" - происхождение богов). То есть Анаксимандр попытался объяснить происхождение и устройство мира из его внутренних причин и из одного материально-вещественного начала.
Анаксимандр говорит также и о происхождении человека: само живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые сбросили с себя чешую и стали "сухопутными". Но человек у Анаксимандра произошел от морского животного; он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым ребенком, человек вышел на сушу.
Другой милетец, Анаксимен рассматривал в качестве первоначала «беспредельный воздух». Именно из воздуха образуются все вещи: разряжаясь от нагревания, воздух превращается в огонь, а сгущаясь от охлаждения – в воду, а затем – в камень. Анаксимен принял воздух за начало, поскольку считал, что воздух – это то вещество, в котором скрыто содержатся противоположные качества, например, горячее и холодное. Вторая причина, по которой был выбран именно воздух, заключалась в том, что философ полагал: воздух родственен нашей душе, представляющей из себя тонкое дуновение. И подобно тому, как наша душа объемлет и оживляет тело, так и воздух объемлет и приводит в движение всю вселенную.
Таким образом, мыслители из Милетской школы рассматривали природу как самопорождающее начало, поэтому они стремились найти такое материальное вещество, которое лежало бы в основе всего остального. Природа вообще была главным предметом из размышлений, поэтому их называли «философами природы», натурфилософами.
Эфесская ветвь. Гераклит Эфесский (ок. 530 - 470 гг. до н.э.)
Помимо милетской ветви Ионийской школы, существовала также эфесская, родоначальником которой был Гераклит из Эфеса. Основное отличие его учения состоит в том, что он акцентировал внимание на текучесть и изменчивость мира. Поэтому в качестве первоначала взял огонь – подвижное начало, подчиняющееся внутреннему закону – логосу. Гераклит утверждал: «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим»[2]. Огонь – и первовещество, и разум, и закон, поскольку в их основе лежит «закономерное беспокойство» огня. Мир, по мнению Гераклита, постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Даже «мировой пожар», которым должен завершиться каждый цикл мирового движения, не есть абсолютное уничтожение. Всякая борьба, завершаясь, предполагает возможность повторения. Огонь, логос, постигается только с помощью разума. Разум – свидетельство силы человека, он приближает его к началу мира.
Элейская школа
Парменид (540/538 – 515), Зенон Элейский (кон. VI – первая пол. V в. до н.э)
Еще один, и очень существенный шаг на пути освобождения философии от родимых пятен мифологического сознания был сделан представителями Элейской школы. Собственно, именно у элатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Парменид своим известнейшим изречением "Бытие есть, а небытия нет" фактически заложил основы парадигмы онтологизма как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления.
Если разум у Гераклита – это вершина человеческих возможностей, пользование им – способ приблизиться к огню – логосу, не теряя себя, то разум Парменида рассекает человека надвое. Человек, опирающийся на свой разум, «исчезает» в своей телесности, иллюзорности, подвижности, «небытии» и рождается заново. Человек должен выбирать – либо иллюзорное бытие, по существу небытие, мир чувственно-воспринимаемого, либо – подлинное бытие, неподвижное, существующее вне пространства и времени, нераздельное, безначальное, единое.
Что же такое бытие для Парменида? Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом и есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". В этом положении Парменида утверждается тождество бытия и мышления. Бытие - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme).
Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида "О природе". Вот фрагмент стихотворного ее перевода:
"...Ибо мыслить - то же, что быть...
Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь
Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.
...люди, лишенные знания,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
В их груди заплутавшим умом, а они в изумлении
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими "быть" и "не быть" одним признаются и тем же
И не теми же, но все идет на попятную тотчас.
Нет, никогда не вынудить этого: "не-сущее суще".
...Один только путь остается,
"Есть" гласящий; на нем - примет очень много различных,
Что не рожденным должно быть одно и не гибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу
"Есть", одно, сплошное"[3].
Ещё одним представителем Элейской школы является Зенон Элейский, ученик Парменида. Защищая и обосновывая взгляды своего учителя и наставника, он отвергал мысленность чувственного бытия, множественности вещей и их движения. Впервые применив доказательство как способ мышления, как познавательный прием, Зенон стремился показать, что множественность и движение не могут мыслиться без противоречия, поэтому они - не суть бытие, которое едино и неподвижно.
Метод Зенона был методом не прямого доказательства, а был методом "от противного": Зенон опровергал или сводил к абсурду тезис, противоположный первоначальному, пользуясь "законом исключенного третьего", который был введен Парменидом и является одним из основных логических законов в европейской культуре. Такой спор, в котором посредством возражений противник ставится в затруднительное положение и его точка зрения опровергается - прообраз диалога, прообраз субъективной диалектики; этим же методом пользовались софисты. Рассуждения Зенона получили название "апория" (дословно "затруднение", "безвыходное положение").
Апория - это трудноразрешимая проблема, заключающаяся в противоречии между данными опыта и мысленным анализом. Наиболее известны 4 апории Зенона: “Дихотомия”, “Ахилл и черепаха", "Стрела" и " Стадион"; они дошли до нас благодаря "Физике" Аристотеля. Первая апория гласит, что движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен сначала дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца, но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины ("дихотомия" - дословно "деление пополам"), и так - до бесконечности. То есть чтобы попасть из одной точки в другую, нужно пройти бесконечное множество точек, а это абсурдно.
Значение элатов в истории мировой философии и духовной культуры вообще огромно. Можно сказать, что Парменид и Зенон - первые философы в отличие от "физиков"-мудрецов, так как они ввели доказательства и аргументацию в размышление, ввели и попытались осмыслить само понятие бытия, заложили основы классической (формальной) логики, а апории Зенона не утратили своего значения и сейчас - для современной науки.
Пифагорейская школа
Пифагор (570 – 500), Экфант
V век до н.э. - насыщенный "философскими событиями" период в жизни античной Греции. Кроме учения мудрецов-милетцев, Гераклита и элатов достаточную известность получает пифагореизм, без которого невозможно представить ни античную философию, ни античную культуру в целом.
Большинство греческих авторов родиной Пифагора называют остров Самос, который Пифагор вынужден был покинуть из-за тирании Поликрата. По совету якобы Фалеса Пифагор отправляется в Египет, где учится у жрецов, затем в качестве пленного (в 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами) оказался в Вавилонии, где также учился у жрецов. После 34 лет обучения Пифагор возвращается в "Великую Элладу", в город Кротон, где и основывает Пифагорейский союз как научно-философское и этико-политическое общество единомышленников.
Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение - тайным. Пифагорейский образ жизни опирался на иерархию ценностей: на первом месте - прекрасное и благопристойное (к чему относили и науку), на втором - выгодное и полезное, на третьем - приятное. Пифагорейцы вставали до восхода, проделывали мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, затем шли на берег моря встречать восход. Затем обдумывали предстоящие дела, делали гимнастику, трудились. В конце совершали купание, все вместе ужинали и совершали "возлияние богам", после чего было общее чтение.
В основе Пифагорейской этики лежало учение о "надлежащем" как победе над страстями, как подчинении младших старшим, как культе дружбы и товарищества, как почитании Пифагора. Такой образ жизни имел мировоззренческие основания - он вытекал из представлений о космосе как упорядоченном и симметричном целом. Но считалось, что красота космоса открывается не всем, а лишь тем, кто ведет правильный образ жизни. О взглядах самого Пифагора можно достоверно сказать лишь следующее. Во-первых, "число владеет вещами", в том числе нравственными: "Справедливость есть число, помноженное само на себя". Во-вторых, "душа есть гармония", а гармония - это числовое соотношение. Душа, по Пифагору, бессмертна и может переселяться, то есть у Пифагора была идея дуализма души и тела. В-третьих, положив в основу космоса число, Пифагор наделил это старое число новым смыслом: число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, которая лишь познаваема. Таким образом, число - это упорядоченное числом мироздание.