Этим ответом на второй вопрос философии определяется, по Пиррону, и ответ на её третий вопрос: результатом, или выгодой, из обязательного для скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей будет та самая невозмутимость, безмятежность, в которой скептицизм видит высшую цель доступную философу счастья.
Однако воздержание от догматических суждений вовсе не означает полной практической бездеятельности философа: кто живет, тот должен действовать, и философ - так же, как и все. Но от всех прочих людей философ-скептик отличается тем, что он не придает своему образу мысли и действиям значения безусловно истинных. Более поздняя античная литература сохранила немало рассказов и легенд о моральном облике самого Пиррона, о его убежденности в своей правоте, о поразительной стойкости характера и невозмутимости, проявленных им не раз в минуты испытаний и опасностей.
Одним из наиболее обстоятельных писателей позднего скептицизма был Секст, получивший от Диогена Лаерция прозвище Эмпирик. Сексту принадлежат "Три книги Церроновых положений", пять книг "Против догматических философов" и шесть книг "Против ученых". Обстоятельность изложения, характерная для всех работ Секста, позволяет квалифицировать его творчество как общий итог, все его работы свидетельствуют о тесной связи его скептических аргументов с данными современной ему медицинской науки. В его трудах прослеживается стремление представить скептицизм как совершенно беспрецедентное и оригинальное философское учение, не допускающее не только смещения, но и сближения с другими учениями.
Стоицизм
Стоицизм возник в конце IV века до н.э. и просуществовал до III века н.э. В течении стоицизма принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Посидоний), Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий).
Стоики своей философией опирались на учение Гераклита, усилив в нем черты материалистичного гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности универсума):мир целиком есть единое тело, живое и расчленнённое, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием ("пневмой"). Множеству атомов Эпикура они противопоставили учение о строжайшем единстве бытия. Мир – единый организм, части его – «органы» - не ведают единого плана строения этого организма, он для них выступает как судьба, слепой и неотвратимый рок. Мир един, гармоничен, целостен, он наделён смыслом, он как бы постоянно погружен в себя, сосредоточен на себе. Согласно стоикам, Бог не отделён от мира, он наполняет мир, как мёд пчелиные соты. Бог – это пневма, огненное дыхание, пронизывающее мир[9].
В вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни философия стоиков существенно отличается от философии Эпикура. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из "железных оков необходимости", то для стоицизма необходимость ("рок", "судьба") непреложна, и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно. Действия людей отличаются не по тому, каким образом - добровольно или по принуждению - сбывается и исполняется неотвратимая во всех случаях и, безусловно, предназначенная всем необходимость. Судьба "ведет" того, кто неразумно и безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководствуется разумом. Настроение в котором он живет, есть смирение ,покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь есть жизнь добродетельная, и ее результат есть "апатия" - отсутствие страданий, бесстрастие, безразличие ко всему внешнему. Именно со стоицизмом связывается афоризм "Философия ест наука умирать". Но несмотря на такой явный пессимизм этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашия перед ударами судьбы, в то время как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на свою утонченность и "просвещенность".
Третий период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.)
Философские учения этого периода были представлены в основном философией неоплатонизма.
Философия неоплатонизма (III – VI вв. н.э.) возникает как развитие и систематизация идей Платона. Однако взаимодействие с философскими школами этого периода, сложные взаимоотношения с христианством придают неоплатонизму особую значимость. Деятельность этой философской школы была прекращена в 529 году, когда император Юстиниан издал декрет о закрытии языческих философских школ. Неоплатонизм представлен такими именами, как Плотин, Прокл, Порфирий, Ямвлих и другими.
Первоначало неоплатонизма, исходное первоединство, Бог, недоступен разуму, он «сверхбытиен». Постичь это единое можно, только став на путь апофатизма – абсолютной отрицательности, осознания невозможности приписать Единому какие-то конкретные свойства. Постичь это первоединство можно только путём мистического экстаза, исхождения из тела. Творение мира не есть целенаправленный процесс, Единое не похоже на Бога-творца христианства. Вторая нижестоящая ступень – это умопостигаемое бытие, это Ум. Он раздваивается на субъект и предмет. Одна сторона обращена к Единому, другая направлена вниз, на многое. Следующая ступень эманации – Мировая душа. Она также имеет две стороны, одной обращена к Уму, другой – к чувственному миру, к Природе. Душа относится к идеям как внешним по отношению к ней, она существует во времени, но нематериальна, она является источником изменений. Природа своей высшей стороной выступает как затенённая сторона души, низшая же её сторона рождает материю. Материя – это угасание света, исходящего от Единого, это недостаток добра, тепла. Материя не ведёт абсолютно самостоятельное существование, о ней можно говорить только как об абсолютном недостатке света. Душа человека также имеет две стороны, также стремится к свету и может упасть во мрак.
Заключение
Таким образом, в греческой философии была категория «иного», «инобытия», ставшая одной из центральных в современной философии. Однако это «иное» было присуще первоначалу, но не было человеческой характеристикой. В греческой философии, в отличие от более поздних периодов, человек не казался себе «царём природы». Но в античной философии не было и Абсолютной личности – Бога. Абсолютен лишь Космос – чувственно осязаемый, живой, одушевлённый. Греки не могли подойти к человеку как к неприродному, «неестественному» существу, как к личности. Хотя саму природу они наделяли человеческим характеристиками, но человек эти свои отчуждённые характеристики воспринимал натуралистически, как природные. Поэтому можно согласиться с Х. Ортегой-и-Гассетом, который сказал, что хотя Европа до сиз пор околдована Грецией, но «наше ученичество у греков кончилось: греки не классики, они просто архаичны…Они перестают быть нашими учителями и становятся нашими друзьями. Давайте станем беседовать с ними, станем расходиться с ними в самом основном»[10].
Библиография
1. Философия. Справочник студента / под ред. Г. Г. Кириленко. – М., 1999.
2. Материалисты древней Греции. – М., 1955.
3. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М., 1989.
4. Лурье С.Я. Демокрит. - Л.,1970.
5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991.
[1] Философия. Справочник студента / под ред. Г. Г. Кириленко. – М.: Издательство АСТ, 1999. – С. 40.
[2] Материалисты древней Греции. –М., 1955. – С. 44.
[3] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. -М.: Наука,1989. - С.296.
[4] Лурье С.Я. Демокрит. - Л.,1970. - Фрагмент 51.
[5] Философия. Справочник студента / под ред. Г. Г. Кириленко. – М.: Издательство АСТ, 1999. – С. 44.
[6] Философия. Справочник студента / под ред. Г. Г. Кириленко. – М.: Издательство АСТ, 1999. – С. 45.
[7] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991. – С.26.
[8] Философия. Справочник студента / под ред. Г. Г. Кириленко. – М.: Издательство АСТ, 1999. – С. 57.
[8] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991. – С.26.
[9] Философия. Справочник студента / под ред. Г. Г. Кириленко. – М.: Издательство АСТ, 1999. – С. 63.
[10] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991. – С.154.