Смекни!
smekni.com

«королева» (стр. 2 из 3)

Третья работа Ковалевской относится к вопросу о форме кольца Сатурна. Как известно, планета Сатурн опоясана кольцом, которое имеет вид тора (своего рода баранки). Но каково поперечное сечение кольца? Является ли оно кругом или ограничено некоторой сплюснутой кривой? Великий французский математик, физик и астроном Лаплас решил эту задачу в очень упрощенном виде. Предположив, что кольцо Сатурна слагается из нескольких тонких колец, и исходя из этой гипотезы, он нашел, что поперечное сечение кольца Сатурна ограничено эллипсом (сплюснутой окружностью, симметричной относительно двух взаимно перпендикулярных осей). Ковалевская решила эту же задачу более точным путем и установила, что поперечное сечение кольца Сатурна должно иметь яйцевидную форму, то есть форму овала, симметричного лишь относительно одной прямой. Это исследование Ковалевской было напечатано в немецком астрономическом журнале в 1884 году. Уже после ее смерти начатые ею исследования были продолжены другими учеными, и было доказано, что жидкое кольцевидное тело может существовать лишь при отсутствии каких бы то ни было внешних влияний, в противном же случае неизбежно должно распасться. Таким образом, вопрос о кольцевидной форме небесного тела был исчерпан, и известная доля заслуги здесь принадлежит С.В. Ковалевской.

4.Возвращение на Родину

После возвращения в Россию в сентябре 1874 года Софья Васильевна тщетно пыталась найти применение своим знаниям на Родине, однако самое большее, на что в то время могла претендовать женщина-математик - преподавание арифметики в начальных классах женской гимназии. В течение нескольких лет она работала в редакции газеты "Новое время", откуда ей пришлось уйти в связи с приближающимися родами. В октябре 1878 года у Ковалевских родилась дочь, которую назвали также Софьей. На некоторое время Софья Васильевна полностью посвятила себя дочери. Но уже через год она возвращается к активной научной работе, постоянно общается с одним из крупных российских математиков того времени академиком П.Л. Чебышевым. Именно по его настоянию она выступила с докладом на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей. Вскоре после переезда в Москву Ковалевская - первая из женщин - была избрана членом Московского математического общества.

5. Научная работа

В 1881 году Софья Васильевна уезжает в Берлин (для консультаций с Вейерштрассом), а затем в Париж для проведения исследования "О преломлении света в кристаллах". А два года спустя - в апреле 1883-го, не выдержав банкротства своей компании и предстоящей угрозы суда, покончил жизнь самоубийством Владимир Онуфриевич Ковалевский. Софья Васильевна тяжело пережила известие о смерти мужа. Она уединилась в своей комнате и в течение пяти дней отказывалась от приема пищи, и только когда она потеряла сознание, врачи смогли оказать ей помощь.
Выехав в Россию, Ковалевская приложила все силы, чтобы восстановить честное имя своего супруга. Наделенная даром аналитического мышления и проявив себя неплохим аудитором, она доказала, что в разорении компании виновен не Владимир Онуфриевич, а его нечистоплотные компаньоны.
В ноябре того же 1883 года Софья Васильевна уезжает в Швецию, в Стокгольм, где начинает работать в качестве приват-доцента университета. Здесь она проявила себя не только как талантливый математик, но также как прекрасный лектор и педагог. И уже через полгода, весной 1884-го она была избрана профессором университета на пять лет с твердым окладом. Стокгольмский период был самым плодотворным периодом в жизни Софьи Ковалевской. Именно в это время были написаны работы, которые прославили ее имя и поставили в один ряд с выдающимися математиками конца Х1Х века. Речь идет о работах, посвященных задаче о вращении тела вокруг неподвижной точки. Не вдаваясь в подробности, отметим, что это одна из классических задач механики - ее пробовали решать многие математики, но были найдены решения лишь для некоторых частных случаев.
Парижская Академия наук неоднократно объявляла конкурсную премию "за дальнейшее усовершенствование задачи о вращении в каком-нибудь существенном пункте". Однако, даже несмотря на увеличение первоначальной суммы с 3000 до 5000 франков, эта премия оставалась не присужденной. В 1887 году снова был объявлен конкурс, на который было представлено 15 работ. Победу одержала работа под условным девизом "Говори, что знаешь, делай, что должен, и пусть будет, чему быть", под которым выступала русский математик С.В. Ковалевская. Продолжая исследования задачи о вращении, она получила еще ряд существенных результатов, за что ей в 1889 году была присуждена также премия Шведской Академии наук.

6. Литературная деятельность

Наряду с научной и педагогической деятельностью Софья Васильевна в этот период активно работает в качестве редактора в журнале "Acta mathematica", занимается переводом работ П.Л. Чебышева, пробует себя в литературном творчестве - пишет стихи, пьесы, повести, очерки, мемуары. Одним словом, блистает всеми гранями своего таланта.

Предлагаем вашему вниманию стихи, написанные о Марсе первой в истории женщиной-профессором. Напомним, что в те времена многие ученые всерьез считали Марс населенным разумными существами…
Софья Ковалевская
МАРСИАНЕ
Путешественник по всей Вселенной,
Наш профессор говорил не раз.
Как похож на уголек нетленный,
Умирал и возрождался Марс.
Города заносит жгучей пылью.
Прах засыпал пашни поселян.
Но не зря тысячелетья жили
Поколенья дальних марсиан.
Может быть, предвидя битву эту,
Разум их - так в детстве думал я -
Стройкой отвоевывал планету
У великой тьмы небытия.

Нет давно у них ни гроз, ни ливней,
Но, сплетая с ветром голоса,
Ровным строем вдоль каналов линий
Встали марсианские леса.
И уже сочится влагой лето,
Брызжет к Солнцу легкая трава
Смерти обреченная планета
Ныне силой разума жива.
И плывет опять под звездным скопом
В голубой воздушный океан.
И дивятся люди в телескопы
Дерзновенной стройке марсиан

7. Признание Софьи Ковалевской на Родине

Постепенно наметился прогресс с признанием Ковалевской на Родине. В ноябре 1889 года она была избрана членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по физико-математическому отделению. В следующем году у Софьи Васильевны появился серьезный шанс быть избранной на вакантное место действительного члена Академии наук. К этому времени она была лауреатом двух крупных научных премий и ее достижения получили международное признание. Но, к сожалению, закулисные игры и нравы, существовавшие в то время в российской академической среде в отношении представительниц "слабого" пола, не позволили С.В. Ковалевской стать первой женщиной-академиком.
В конце января 1891 года С.В. Ковалевская вновь отправилась в Швецию после непродолжительного отпуска, проведенного в России. По дороге она сильно простудилась. Будучи все еще нездоровой, Софья Васильевна 4 февраля прочла студентам лекции в Стокгольмском университете и приняла участие в научной встрече в обсерватории, где внезапно ей стало плохо. Возвращаясь домой, она по ошибке села не в ту конку, и ей пришлось долго ехать в холодном вагоне, что обострило простуду. В результате Софья Васильевна получила сильное воспаление легких и вскоре скончалась в возрасте 41 года…
Она покинула жизнь в расцвете творческих сил и таланта.

Фриц Леффлер, брат Миттаг-Леффлера, написал стихотворение “На смерть С. Ковалевской”, в котором есть такие заключительные строки:

Прощай! Со славою твоей
Ты, навсегда расставшись с нами,
Жить будешь в памяти людей,
С другими славными умами

Покуда чудный звездный свет,
С небес на землю будет литься,
И в сонме блещущих планет
Кольцо Сатурна не затмится!

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что за свою короткую жизнь она написала всего около десятка научных работ, все они получили широкую известность и вошли в золотой фонд мировой математики. Ее имя прославило Россию и входит в круг самых значительных математиков прошлого столетия. С.В. Ковалевская оставила также интересное литературное наследие в жанре беллетристики и сыграла заметную роль в общественном движении, создав тем самым предпосылки для участия женщин в научном творчестве и образовании.