Смекни!
smekni.com

По истории информатики на тему (стр. 5 из 7)

1. Отличная совместимость с DOS и Windows 3.x, сыгравшая с IBM злую шутку. Многие производители ПО аргументировали отсутствие версий своих продуктов для OS/2 тем, что написанные для DOS и Windows программы прекрасно чувствуют себя под OS/2.

2. Яростное противодействие Microsoft, которое нанесло наибольший урон OS/2. Не стесняясь никого и ничего, Microsoft применяла любые способы торпедирования OS/2, самыми эффективными из которых был шантаж OEM-производителей и независимых разработчиков ПО.

3. Слабая и невнятная поддержка со стороны самой IBM. Компания даже поставляла собственные компьютеры без предустановленной OS/2, что, конечно, никак не способствовало росту доверия пользователей к системе.

4. Бездарная маркетинговая политика IBM. Компания фактически не знала, как продавать OS/2. Исторически IBM прославилась (и весьма заслуженно) своей политикой при работе с корпоративными заказчиками (знаменитая «мертвая хватка» IBM за клиента), но массовая продажа программного обеспечения требовала совершенно иного подхода.

5. OS/2 была однопользовательской системой с отсутствием сколько-нибудь удовлетворительных средств разграничения прав пользователей. Отсутствие такого механизма сослужило далеко не самую хорошую службу.

Сентябрь 1996 года ознаменовался выходом OS/2 Warp 4.0 (чаще других версий OS/2, именуемый своим кодовым именем Merlin). Новые изменения и улучшения превратили Merlin в самого выдающегося представителя операционных систем семейства OS/2:

1. Встроенные возможности по управлению голосом и средства голосового набора позволили использовать голосовые команды при работе с системой (открыть веб-страницу, удалить объект и т. д.) и осуществлять голосовой ввод текста.

2. Графический интерфейс пользователя был кардинально переработан и улучшен. В дополнение к LaunchPad появился новый элемент WarpCenter, еще более упрощавший работу.

3. Встроенные средства для работы в Интернете также значительно изменены и улучшены.

4. В Merlin появилась встроенная виртуальная Java-машина. С учетом того, что реализация виртуальной Java-машины от IBM была самой лучшей на рынке, OS/2 приобрела важную способность запускать Java-приложения, обеспечивая отличную производительность.

Дальнейшие версии OS/2 фактически отличались от Merlin лишь включением в поставку различных дополнительных продуктов, добавлением особенностей наподобие новых файловых систем и исправлением ошибок.

У OS/2 была тяжелая жизнь, как вне, так даже и внутри IBM. Широко известны события времен выхода Windows 95, когда Microsoft оказывала невероятное давление на IBM PC Company (производившей компьютеры IBM PC), до последнего момента отказываясь подписывать договор по лицензированию на предустановку Windows 95 и в последний момент запросив за лицензию намного более высокую цену по сравнению с ценами для других производителей. Помимо неприятностей для IBM PC Company в сторону подразделения, работавшего над OS/2, бросались достаточно двусмысленные взгляды.

Трудно сказать, когда начался проект OS/2 for PowerPC, однако известно, что в самом начале девяностых IBM решила, что было бы очень неплохо иметь собственную десктоп-ориентированную операционную систему. Ее планировали как базирующуюся на микроядре объектно-ориентированную супер ОС, работающую на RISC-платформе (неплохая коллекция непонятных слов). Платформа должна была позволять запускать сразу несколько операционных систем одновременно. Сейчас уже никто не скажет, какие это должны были быть операционные системы, но в их число должны были входить OS/2, Windows NT, Solaris и MacOS.

В любом случае цели, задачи и названия проекта постоянно менялись, в итоге завершившись проектом OS/2 for PowerPC, назвавшимся в финальной стадии OS/2 Warp Connect, PowerPC Edition. IBM активно рекламировала продукт все время на протяжении между 1993 и 1995 годами. Было написано немыслимое количество статей и даже выпущены бета-версии набора разработчика под названием PowerPC SDK. Среди производителей ПО распространялись средства для переноса приложений из обычной OS/2 на новую платформу (скорее всего, сам перенос не был трудоемким, поскольку OS/2 2.0 изначально разрабатывалась с оглядкой на переносимость). С приближением выхода OS/2 for PowerPC рекламный шум постепенно начал утихать. И в тот момент, когда новая инкарнация OS/2 должна была вот-вот появиться на прилавках, IBM внезапно умолкла. На самом деле продукт был выпущен, и отдельные счастливчики даже смогли не только подержать его в руках, но и установить. Однако только клиенты, имевшие специальные контракты с IBM, могли купить OS/2 for PowerPC.

Причин краха OS/2 for PowerPC было множество – одни лежали вне IBM, но другие были полностью внутренними:

1. Не было никакой ясности, кому на самом деле была нужна OS/2 for PowerPC.

2. Организация проекта была просто отвратительной – чего стоит только то, что менеджеры среднего звена зачастую не сообщали своим начальникам о действительном состоянии дел в проекте и т. д.

3. Успех проекта напрямую зависел от успеха архитектуры PowerPC, который не состоялся.

Итогом стала потеря миллионов долларов, вложенных в разработку (хотя некоторые технологии OS/2 for PowerPC впоследствии были внедрены в OS/2 Warp 4). Можно только предполагать, что бы произошло, если бы все усилия и деньги были направлены на поддержку Intel версии OS/2.

Развитие операционных систем MacOS (Apple)

История эволюции персональных компьютеров Apple Macintosh началась в 1976 году, когда руками двух молодых энтузиастов из Лос-Анжелеса - Стива Джобса и Стива Возняка был собран первый экземпляр Apple, оснащенный 48 килобайтами оперативной памяти и процессором MOS 6502. Ранние модели Apple использовали простые консольные операционные системы, такие как SOS (Sophisticated Operating System) и DOS-3. Лишь в апреле 1984 года, выпустив на рынок компьютер Apple, компания смогла разработать и внедрить в серийное производство свою первую операционную систему с графическим оконным интерфейсом, которая получила название MacOS 1.0.

Данная платформа, впервые представленная на суд потребителей в январе 1985 года, стала настоящей сенсацией, поскольку до этого момента еще ни одной компании не удавалось создать настолько компактную, надежную и удобную в обращении систему. Рабочее пространство MacOS 1.0 включало панель задач, содержавшую набор из четырех выпадающих системных меню, корзину, в которую помещались удаляемые с диска объекты, диспетчер файлов, названный разработчиками "The Macintosh Finder", позволял пользователю производить различные операции с директориями и файловыми объектами. На рабочем столе размещались ярлыки системного диска и панели управления, включавшей диалоговую справочную систему и элементы настройки операционной среды, также оператор мог самостоятельно размещать здесь иконки папок и запускаемых программ. Управление MacOS 1.0 осуществлялось при помощи мыши.

Ярлык сменного диска самостоятельно появлялся на рабочем столе, как только пользователь вставлял диск в привод дисковода, для отображения хранящихся на внешних накопителях данных система генерировала отдельное окно с произвольно изменяющимся размером, оснащенное средствами управления и полосами прокрутки. Каждое окно можно было перемещать по всему пространству рабочего стола, захватывая его курсором мыши за поле заголовка. Процедура переименования папок или файлов была максимально упрощена: для этого оператору было достаточно лишь щелкнуть мышью на их названии и ввести в выделенное пространство новое имя. Впервые в MacOS был реализован принцип создания ярлыков, подразумевающий перемещение пиктограммы файла на рабочий стол, хотя сам файл физически оставался в другой директории диска. Как видите, практически все базовые принципы, разработанные для оконной графической среды программистами Apple, так или иначе применяются в современных операционных системах. По желанию пользователя иерархия файловой системы могла быть представлена в окне просмотра в виде списка файлов, отсортированных в алфавитном порядке по названию, размеру или дате создания. Однако, в отличие от других файловых менеджеров, Macintosh Finder позволял перетаскивать, копировать и переименовывать файлы из списка так же, как это осуществлялось с обыкновенными иконками.

Удобная панель управления открывала перед пользователем MacOS широчайший спектр настроек, включая громкость воспроизведения звука из встроенного динамика компьютера, который одним щелчком мыши мог быть отключен, скорость реакции клавиатуры на нажатие клавиш, общее быстродействие системы, фоновый рисунок рабочего стола и системное время, формат представления которого уже тогда позволял благополучно избежать проблемы 2000 года. Запущенные приложения могли отображаться как в отдельном окне, так и в полный экран, причем в обоих случаях MacOS позволяла загружать несколько программ одновременно, выполнявшихся в фоновом режиме. Помимо файлового менеджера, MacOS 1.0 включала в свой состав несколько дополнительных утилит, таких как калькулятор и игра "паззл". Обращает на себя внимание тот факт, что сама оконная оболочка в совокупности с набором программ, входивших в комплект поставки системы, требовали для запуска всего 128 килобайт оперативной памяти, высвобождая все остальное пространство ОЗУ для выполнения других задач.

26 ноября 1986 года Apple анонсировала выход графической оконной оболочки для компьютеров серии Apple II, которая была разработана на основе MacOS версии 1.0 и называлась Apple II Desktop. Данная оконная среда не содержала каких-либо серьезных отличий от первой версии MacOS, за исключением того, что Macintosh Finder был заменен разработчиками на более простой файловый менеджер под названием "Selector", позволявших производить элементарные операции с хранящимися на дисках данными и запускать на исполнение различные программы. Процедуры открытия и закрытия окон сопровождались теперь эффектами анимации, что делало интерфейс системы более приятным в использовании. Следует отметить, что программный комплекс Apple II Desktop не являлся самостоятельной операционной системой, он был лишь удобной графической надстройкой, позволявшей пользователям работать с содержимым дисков их персонального компьютера более комфортно.