Смекни!
smekni.com

по ит в предметной области Введение Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)». (стр. 1 из 8)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрантка

кафедры телевидения и радиовещания

Камендова Виктория Леонидовна

Руководители:

к.ф.н., доцент Яконюк Д.Л.

старший преподаватель Кожич П.П.

Минск – 2007 г.

Оглавление

Выпускная работа по «Основам информационных технологий». 1

Оглавление. 2

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат по ИТ в предметной области. 4

Введение. 4

Глава 1. Обзор литературы.. 5

Глава 2. Методика исследования. 6

2.1 Взаимодействие телевидения и аудитории. 6

2.2 Проблемы взаимодействия телевидения и аудитории. 8

2.3 Пути использования ИТ в исследовании проблем взаимодействия телевидения и аудитории. 12

Глава 3. Основные результаты.. 15

3.1 Программы для обработки статистики. 16

3.2 Программы для количественного анализа. 17

3.3 Программы для качественного анализа. 19

Глава 4. Обсуждение результатов. 24

Заключение. 25

Список литературы к реферату. 27

Предметный указатель к реферату. 28

Интернет-ресурсы в предметной области исследования. 29

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 32

Граф (круг) научных интересов. 33

Презентация магистерской диссертации. 38

Список литературы к выпускной работе. 39

Приложения. 40

Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии

СМИ – средства массовой информации

ТВ – телевидение


Реферат по ИТ в предметной области

Введение

Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)». Однако для освещения в реферате по информатике я выбрала область проблемного поля взаимодействия телевидения и аудитории. Почему?

Массмедийные символы, в силу своей природы, являются одним из определяющих факторов нормального взаимодействия телевидения и аудитории. От них в значительной степени зависит, будет ли коммуникация между субъектами взаимодействия полноценной и взаимообогащающей, а статусные отношения – равнозначными, или же будут присутствовать негативные последствия неумелого использования массмедийных символов в эфире, например – один из коммуникаторов будет доминировать над другим.

К сожалению, белорусское телевидение не может похвастать безоблачными отношениями с телеаудиторией. Причин тому много, однако основная – неправильное выстраивание «политики общения» со зрителем – как с точки зрения формы, так и содержания.

Рассмотрению самой проблемы взаимодействия телевидения с аудиторией мы посвятим разделы 1 и 2 второй главы. Однако в целом реферат посвящён выявлению полезности и необходимости применения информационных технологий в исследованиях подобного рода.

В своём реферате я попробую предложить идеи для полноценного исследования проблемы взаимодействия аудитории и телевидения, причём решающую роль в реализации технической части исследования сыграют именно информационные технологии.

Поэтому основной целью данного реферата будет обнаружение информационных технологий, необходимых для проведения полноценного исследования проблем взаимодействия аудитории и телевидения.

Исходя из цели исследования, ставим задачи:

рассмотреть особенности взаимодействия аудитории и телевидения;

определить ключевые проблемы этого взаимодействия;

обозначить основные требования к информационным технологиям, применяемым в исследовании;

выявить на практике доступность, а также положительные и отрицательные качества существующих информационных технологий, их соответствие поставленным требованиям.

Глава 1. Обзор литературы

Без освещения темы взаимодействия телевидения и аудитории не обходится сегодня ни одно учебное пособие по тележурналистике.

Безусловно, должное отдаётся такому необходимому для телеэфира качеству, как интерактивность – возможность зрителей «реагировать» на телепередачи посредством телефонных звонков, голосования, и т.д.

Выходит немало литературы по дисциплине «Социология журналистики», в которой изложены основные принципы проведения социологических исследований для получения наиболее достоверной социологической информации о массовой телеаудитории. Цель подобных социологических исследований – узнать мнение большого количества людей, и согласно полученным результатам изменить телепередачи и поднять рейтинг телеканала.

Много говорится и о психологическом воздействии телевидения на аудиторию, однако, отметим, именно воздействии. Предполагается, что аудитория не может повлиять на телевидение в психологическом плане, в то время как высказать собственное мнение по поводу увиденного, повлиять на ход телеголосования, или подтвердить свои симпатии к определённым телеканалам и передачам у неё возможность хоть и изредка, но есть.

Однако, сами проблемы взаимодействия вряд ли можно назвать на сегодня изученными в той мере, которой они заслуживают.

В основном это критические статьи о телевидении или отдельных передачах, в которых гневно осуждается навязываемая телевидением стереотипизация вкусов, плоскость мышления, невысокие запросы аудитории, требующей «хлеба и зрелищ», и т.п.

Со стремительным развитием интеллектуальных технологий увеличивается и количество способов их применения в сфере СМИ, и особенно телевидения. В связи с этим предлагается немало решений (!) проблем (в основном, связанных с жесткими временными рамками, которые задаёт для своих зрителей ТВ, в то время как, например, в Интернете передачи можно скачивать и смотреть в любое время суток), однако напрямую проблемы при этом как таковыми не называются. Чаще всего говорится лишь, что использование достижений ИТ сделает просмотр телепередач для зрителей более удобным и комфортным. Например, телевидение в Интернете можно смотреть в «фоновом режиме», занимаясь параллельно какой-то другой нужной работой. Именно с этих позиций – т.е. повышения комфортности просмотра, а не оптимизации взаимодействия, рассматриваются эти решения.

Глава 2. Методика исследования

2.1 Взаимодействие телевидения и аудитории

«Взаимодействие» – значит взаимное действие, кооперация, сотрудничество. Это значит, что обе стороны прилагают усилия для достижения общей цели. Обе стороны взаимодействия – субъекты, и это значит, что отношения друг к другу у них должны быть равноправные. Это очень важный момент, и дальше мы к нему ещё вернёмся.

Говоря о телевидении, отметим, что в данном случае и телевидение, и аудитория выступают субъектами, и именно между ними происходит взаимодействие, в то время как объектом воздействия и преобразования со стороны субъектов является телепродукт (или – телепередачи, новости, шоу… В общем, всё то, что находится в телевизионном производстве).

В условиях рынка, в которых оказались и телевидение, и аудитория, когда обычная телевизионная телепередача становится «телепродуктом», можно смело назвать телевидение «производителем», а аудиторию – «потребителем».

Вспомним общие законы для производителей материальных ценностей: товар должен быть удобным в обращении и употреблении, он должен привлекать и нравиться как можно большему количеству людей, и, наконец, он должен удовлетворять потребности, запросы покупателей. При соблюдении всех этих правил товар будет раскупаться и пользоваться спросом.

Применим эти же законы к современному телевидению. Мы увидим, что оно движется именно по такому пути. Правда, одна деталь способна разрушить эту «идиллию». Удовлетворять запросы – значит, точно знать эти запросы, знать, чего именно хочет потребитель. Для этого нужна «обратная связь», способная отразить всеобщие интересы и настроения. В среде маркетинга изучение потребительских интересов – не новость, а ключевой фактор развития технологий и продукции. В борьбе за первенство среди симпатий покупателей возникает конкуренция. Но чтобы эти симпатии завоевать – среди рядовых покупателей проводятся всевозможные опросы, тесты, маркетинговые исследования, позволяющие отразить полную картину тенденций в современном обществе.[1] Именно это и можно назвать «обратной связью». Производитель борется за потребителя через сотрудничество с ним по производству действительно нужного товара, «советуясь» с ним, изменяя и дополняя продукцию.

А теперь нелишним будет вспомнить о функциях телевидения, о которых так много пишут во всех учебниках по тележурналистике.[2]

Информационная функция

Культурно-просветительская функция

Интегративная функция

Социально-педагогическая функция

Организаторская функция

Образовательная функция

Рекреативная функция

Как видим, все функции телевидения направлены на то, чтобы, глядя телевизор, человек развивал свои аналитические и интеллектуальные способности, наполнялся духовно, познавал новое, отдыхал «с умом», формировал своё собственное мнение и научился делать выбор. Предполагается (!), что у человека возникают именно такие – «высокие» потребности.

Возможно, отголоски этого можно найти в передачах советского телевидения.

Что касается телевидения западного – то и у него, безусловно, прописаны те же самые функции. Только раскрываются они и объясняются совсем по-другому! Именно поэтому и передачи «на Западе» совсем другие…