Апофеоз игры и фантазии
Интерьеры и архитектура того времени также обрели новые черты. Ярким образцом французского рококо стал знаменитый Овальный салон в парижском отеле Субиз, созданный около 1732 г. Жерменом Бофраном и Шарлем Жозефом Натуаром. Это своего рода апофеоз фантазии и театрализованной игры форм. Никогда еще убранство парадных залов не обретало столь изящный и грациозный образ.
Мастера рококо, отдавая должное в первую очередь декору интерьеров, одновременно придавали им и более интимный, камерный характер. Но они практически не затрагивали архитектурную композицию фасадов и конструктивную сторону старой архитектуры. Таков известный дворец
Сан-Суси в Потсдаме, возведенный Георгом Кнобельсдорфом в
1745-1747 гг. Эта резиденция прусского короля - одноэтажный, совсем небольшой дворец с невысоким куполом, обильно украшенный фигурами кариатид и атлантов. Размещенные по фасаду между окнами, они придают дворцу необычайно нарядный вид. Капризная игра форм, легкость, декоративность умножают впечатление архитектурного образа. Но главным все же становится живописный, капризный и уютный интерьер, в котором даже парадные залы уподобляются будуару. Отсюда исчезло все массивное, строгое и серьезное. В оформлении комнат появляются криволинейные, иногда асимметричные формы.
Выдающимся сооружением рококо стал прелестный дворец Амалиенбург в Нимфенбургском парке, построенный в 1734-1739 гг. под Мюнхеном талантливым французским архитектором Франсуа Кювилье. Очень скромное по размерам сооружение, можно сказать, парковый павильон для интимного уединения создан в строгом французском вкусе. На этот раз очень скупой декор фасада составляют рустованные стены, дополнением к которым служат изогнутые карнизы и круглые ниши с бюстами.
3ато интерьеры Амалиенбурга представляют совсем иное зрелище. На смену более темным цветам и пышной, тяжелой позолоте барокко приходят светлые тона - нежно-розовые, голубые, зеленые, с большим количеством белых деталей. К тому же архитектор дворца так насытил все его пространство декором, покрыв сплошным ковром лепных украшений стены и часть потолка, что кажется, будто стены находятся в каком – то непрерывном, беспокойным движении.
3десь же большие зеркала, создающие игру призрачных отражений, живописные панно в позолоченных рамах сложного рисунка. Усиливают впечатление изящной роскоши вычурные асимметричные картуши на наличниках дверей.
Неудержимая игра поражает. 3десь слышатся пряный аромат любовной игры, фривольные забавы их обитателей, кажется, здесь царят Вакх и Венера. В планировке особняков теперь все подчиняется удобствам. Жилая часть нередко отделяется от парадной, появляются дополнительные коридоры для изолирования помещений. В их декоре обычно используются лепные узоры, завитки, рокайли, маски - головки амуров, всевозможные рельефы и живописные панно (десюдепорты).
Таково изысканное убранство Малого Трианона, выстроенного в Версале зодчим Жаком Габриелем в 1763-1769 гг. и рождающего иллюзию беспечного рафинированного мирка. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, причудливые завитки в интерьере впечатляют своей расточительной роскошью, лег· костью и сказочным изобилием и контрастируют с относительно строгим внешним видом здания.
Как правило, такие дворцы были окружены живописными парками, где можно было побродить, наслаждаясь свежестью затейливых фонтанов, ароматом благоухающих цветов и пением «райских» птиц. Кажется, здесь все предназначалось для блаженства и услады души.
Интересно, что стиль рококо был весьма популярен в центральной Европе вплоть до конца XVIII века, тогда как во Франции интерес к нему ослабел уже к концу 1760х гг. На смену аристократической эстетике шел новый, буржуазный, более упрощенный художественный вкус.
К этому времени стиль будуаров стал восприниматься как символ легковесности, и его начинает вытеснять торжественный неоклассицизм.
Вместе с рококо эффектно уходила ста· рая дворянская эпоха, создавшая свой неподражаемый мир утонченной изысканности.
Используемая литература
Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»
№1 (313), 1 -15 января 2005 г.