ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Этрусская цивилизация»
Исполнитель:
специальность
группа
Руководитель:
Москва
Содержание
Введение……………………………………………………………...3-4
Архитектура………………………………………………………….5-8
Живопись……………………………………………………………9-10
Гончарное искусство…………………………………………………11
Скульптура………………………………………………………...12-15
Заключение……………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………….17
Введение
Цивилизация (от латинского языка – государственный, гражданский) – особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической, политической и культурной спецификой.
Этрусская цивилизация – это предшественница Древнеримской цивилизации, она является первым периодом в развитии художественной культуры Древнего Рима. Цивилизация этрусков возникла в 7-4 вв. до нашей эры. Этруски появились на северо-западе Аппенинского полуострова на рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры. Занятая ими территория стала называться Этрурией (современная Тоскана). В древности этрусков называли “народы моря”, потому что они наводили ужас и трепет на средиземноморских торговцев и моряков. Споры о происхождении этрусков ведутся до сих пор. Возможно, они прибыли из Малой Азии, возможно – из Лидии, но это только предположение. Какой расе принадлежат этруски тоже не известно. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что ученые до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне, освободившись от власти этрусков в 4в. до нашей эры, стерли с лица земли их города.
Известно много этрусских памятников, но неизвестно содержание мифов, которые в них воплощены. Имеется много этрусских надписей, но прочитать их очень сложно, хотя этруски и использовали греческий алфавит. Они писали с права налево и без интервалов между словами. Этрусские боги очень похожи на греческих, а имена богов, по всей вероятности, со временем используют и римляне, чтобы называть своих, например: Уни – Юнона, Менрва – Минерва, Тини – Юпитер. Многочисленные изображения этрусских богов встречаются на зеркалах, монетах, керамических вазах (функции этих богов особенны и до конца не изучены). Слугами богов были многочисленные демоны-лазы. Вселенная представлялась этрускам в виде трех ступеней – неба, земли и подземного царства, соединенные между собой ходами и разломами в земной коре, по которым души мертвых, спускались к Аиду. Подобием разломов были ямы для жертвоприношений подземным богам и душам предков, существовавшие в каждом городе. Точно известно и то, что римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои и травлю зверей, сценические игры и обряды жертвоприношений, гадания и веру в злых и добрых духов. Этруски, как и египтяне, верили в жизнь после смерти, поэтому основные памятники, сохранившиеся после этрусков, связаны с погребением.
Архитектура
Этруски оставили после себя целые “города мертвых” – кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. Создавалось такое впечатление, что жизнь происходила именно здесь, может другая, потусторонняя, но жизнь. У этрусков существовал культ мертвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. Культ предков и почитание умерших способствовали у этрусков развитию особого типа гробниц, которые представляли собой скорее жилище с богато обставленными покоями. Единственное, что напоминало о предназначение этих сооружений, были находящиеся в них погребальные урны в форме человеческой фигуры, в виде дома и так далее или монументальные саркофаги со скульптурными изображениями умерших на крышках. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар (по всей вероятности, имеющие сходства с умершими) за дружеской беседой или за трапезой. Обнимая друг друга, они весело жестикулируют, что-то бурно обсуждают, забывая о том, что их ложе – это ложе смерти и им с него никогда не подняться. НО они не верят в смерть, а ждут только перехода в не менее радостный, чем земной потусторонний мир.
Гробницы этрусков были великолепно убраны, украшены красочными фресками с изображениями сцен смерти, путешествия в загробном царстве, суда над душами умерших. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни – празднества с музыкой и тацами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Гробницы были уставлены мебелью и богатой утварью, в них было много роскошных погребальных даров, даже повозки, а умершие были осыпаны украшениями из золота. Этрусские гробницы были разнообразны по форме – камерные с насыпным курганом (насыпные курганы – тумулусы), скальные, шахтовые. Гробницы этрусков имели геометрические формы, и это не случайно. В древности форма предметов несла в себе глубокий смысл, например: квадрат – был символом земли, а круг – символом неба. Если умершего хоронили в круглой гробнице, значит, в глазах живых он уже был жителем неба, то есть богом. Поэтому история этрусского искусства начинается и заканчивается гробницами.
Точно известно, что этруски первыми начали использовать при строительстве города регулярную планировку, а вот от греков они переняли
планирование городских кварталов в шахматном порядке, где в самом высоком месте города возводился акрополь, с храмами и алтарями.
Их города (Тарквиния и т.д.) были обнесены мощными стенами из огромных каменных блоков. Это у них римляне научились строить мосты и арки, мостить дороги и осушать болота.
На основе греческих образов этрусками был создан тип храма, стоявшего на подиуме (т. е. высоком пьедестале), с навесом перед входом в здание или галереей арками. Храмы этруски строили из дерева и кирпича. Этрусский храм был квадратным в плане, с трех сторон украшен колоннами (деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга), крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глиняных плит. Стоял храм на высоком основании (каменном фундаменте) и имел глубокий портик, который открывался в глубь храма сразу тремя помещениями. Это было связано с тем, что этруски почитали богов триадами – тройками.
Главной триадой были – Тиния, Менрва, Уни. Если провести аналогию с греками и римлянами, получится следующее – Зевс, Гера, Афина и Юпитер, Юнона, Минерва. Этрусский храм все сокровенное таил внутри себя, и это было не доступно и не зримо. Стены храмов были украшены терракотовыми рельефами на сюжеты, заимствованные из греческой мифологии или связанные с жертвоприношениями и кровавыми схватками. Волю богов могли толковать и доносить до людей только жрецы и прорицатели, которые владели искусством гадания по полетам птиц, по молниям, по внутренностям животных. Придания говорят, что главную святыню у римлян – их первый храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (один из 7 холмов, на которых построен Рим) – создали этруски. Вероятно, он мало отличался от этрусских строений и по архитектуре, и по выбранному материалу для строений. Также в наследство римлянам этруски оставили – технику выведения сводов. Таким образом, римляне достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.
Живопись
Этруски были не только искусными ваятелями, их гробницы пестрят яркостью красок фресковой живописи. Стены этрусских гробниц украшались фресками. Сюжеты часто представляли пиршества этрусков после
торжественных похорон знатных людей. Здесь есть также и сцены конных состязаний, кулачных боев, фехтовальных игр, охоты и рыбной ловли. Есть даже изображения блаженства душ в царстве мертвых. И если бы не фигуры плакальщиков или жрецов, напоминающих о погребальном значении росписей, об этом можно было бы просто забыть, так как человеческие фигуры на фресках переполнены кипучей энергией и радостью жизни. Пирующие люди, наслаждающиеся праздником; ловящие рыбу; охотящиеся; занимающиеся спортом, - живут и радуются в потустороннем мире. Среди них есть на фресках и бог Фуфлунс – этрусский Дионис, который наделен особой властью, даровать бессмертие. Интересно, что, например, в гробнице “леопардов” (около 520 года до нашей эры) в Тарквиниях, бог Фуфлунс изображен не в человеческом облике, а в виде огромного кратера в центре одной из настенных фресок. В другом месте той же гробницы Фуфлунс представлен в виде столба, которому покланяются леопарды, - отсюда и название гробницы. Все это говорит о том, что роспись этрусских гробниц нельзя воспринимать только как “картинки из жизни”. В них заложена, строго выстроенная сложная религиозно-мифологическая система, которая еще пока во многом не ясна. Росписи этрусских гробниц по своей технике близки к греческим, периода архаики. Тот же контур линий, выполняющийся различными красками. Контур этрусского рисунка не столь изящен и тонок, как у греков, но все же достаточно выразителен. А вот в остальном этруски намного уступают грекам. Их живопись лишена того чувства меры, которым славилось искусство Греции. Фресковые фигуры этрусских гробниц то видны на светлых тонах штукатурки стены, то вдруг чье-то одеяние “выпрыгивает” ярким пятном из всей композиции. У этрусских художников изображения человеческих фигур не оживают. Для этрусков эта задача оказалась неразрешимой. Их фигуры или застывают в вечном покое, или напрягаются в мнимом действии.
Гончарное искусство
Этруски свою керамику украшали пластикой и лепкой. Погребальные сосуды, предназначенные для праха умершего, так называемые канопы, этруски украшали крышками в виде человеческих лиц, по всей вероятности, не лишенных портретных черт – “лицевые” урны. Этрусская канопа – сложное соединение в одно целое сосуда и человеческой фигуры. Мастер канопы стремился очеловечить сосуд, то есть превратить его в памятник умершему человеку, отсюда и столь странное смешение форм. Особенной была и этрусская керамика. До нашего времени сохранились сосуды очень сложной формы с лепными ручками, лепным или гравированным декором и поверхностью, которое создает впечатление, что перед нами сосуд, выполненный из металла. На самом деле, этруски владели особой техникой изготовления керамических сосудов, они получались у них черного цвета с поверхностью, отливающей матовым блеском, такой стиль получил название буккеро. Еще более древним был способ, когда керамика имела темно-красный цвет с таким же матовым отливом. Такая техника называлась импасто.