Таким образом, эстетическая диспозиция формируется в окружающей среде и закрепляется в институализованном образовательном процессе. Напротив, популярная диспозиция, также формируемая средой на сегодняшний день это среда медиатизированной популярной культуры противостоит институциональному воспитанию легитимных эстетических ценностей, которые в корне отличаются от популярных. Разрыв между ними составляет то пространство, в котором оказывается молодой человек, растущий в популярной среде. Но получающий определенную индокритнацию в учебном заведении. Как следует из анализа Бурдье, школа может сыграть лишь структурирующую роль в формировании эстетической культуры, но в данном случае речь идет скорее о деструктурации кодов, усвоенных в популярной среде, что практически невозможно, так как эти коды усвоены прочно по причине отработанных смыслопроизводящих механизмов популярной культуры. Для того, чтобы система институционального эстетического воспитания работала в позитивном направлении и эффективно, необходимо не только рассматривать ее содержательно, структурно, экономически и т.д. но и в сложном отношении с окружающей средой. Поэтому необходимо обратиться к анализу основных черт современной массовой/популярной культуры и выявить их связь со стратегиями в области эстетического воспитания.
Глава 4. Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры
Современное содержание понятия эстетический вкус связано на мой взгляд с некоторыми подчас очень существенными особенностями, а именно такими как "массовая и "популярная культура. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века
Конечно, в наши дни эстетика масс существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Одной из старейших философских и эстетических школ для масс прошлых веков была греческая школа - киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа - Аристипом. Эта школа создала этическое течение - гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявляется как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому. Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой культуры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и философ Зигмунд Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют многие их поступки. В своей теории бессознательного З. Фрейд исходил из того, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрустрацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивности индивидов возможностями, человек находит свой выход неудовлетворенным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности. XX век войдет в историю человечества как век страха. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов.
Обычно массовой культуре противопоставляется так называемая культура интеллигенции или элитарная культура. Но необходимо не противопоставление, а симбиоз. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде " Мир как воля и представление", завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то есть способные к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность)
В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872г.), "Человеческое, слишком человеческое" (1878г.), "Веселая наука" (1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная концепция проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью
В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название "Дегуманизация искусства", посвященное проблемам различного старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того "...радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Ортега, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения". Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. "Дегуманизация" - и есть основа нового искусства XX века. "Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.
Заключение
Вот мы и рассмотрели понятие эстетического вкуса и его назначение для жизни общества в целом и отдельного человека в частности. Резюмируем сказанное выше. Понятие эстетического вкуса обозначает способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия ("нравится" - "не нравится") дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетические и неэстетические объекты исследования, обнаружить в явлениях черты трагического и комического.
Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, напри мер, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует.
И все – таки наиважнейшая ценность сей работы помимо декларации особенностей и назначения для человека эстетического вкуса состоит в том, что если она хоть малейшим образом заставила вас задуматься о вечных вещах, попытаться стать лучше, стать добрей к людям – вот то, зачем реферат и был написан. По крайней мере я так рассматриваю его.Как говорил Джон Леннон Make Love not war, мне нравятся Битлы, а другому сообразно его эстетическим потребностям не хватает Раммштайна, но это эстетический вкус…
Литература:
1.БоревЮ.Б. Эстетика. М.:Политиздат, 1988.-496c.
2.МолчановаА.С. На вкус, на цвет…Теоретический очерк об эстеическом. вкусе. М.:Искусство, 1966.-199c.
3.Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. М.:Искусство, 1975.-175c.
4.Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. -Л.:Лениздат, 1979.-176c.
5.Левчук Л.Т. и др. Эстетика, Выща школа, Киев, 1991г.