Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 19 из 86)

Игра «Дорогая» наряду с игрой «Судебное разбирательство» наиболее часто встречается в супружеских психотерапевтиче­ских группах. Чем более напряженной становится ситуация, тем ближе момент разоблачения игры, тем с большей горечью произносится слово «дорогая», пока раздражение говорящего не становится для всех очевидным. Тщательный анализ позво­ляет увидеть сходство данной игры с «Растяпой», так как в ней есть тот же важный момент: миссис Уайт обязательно прощает мистеру Уайту его раздражение, которое она изо всех сил старается не заметить. Соответственно антитезис «Дорогой» строится по тем же законам, что антитезис «Растяпы»: «Ты можешь рассказывать порочащие меня истории, но, пожалуй­ста, не называй меня „дорогая"». Этот антитезис чреват той же опасностью, что и антитезис «Растяпы». Более изощренный и менее опасный антитезис состоит в том, чтобы отвечать: «Да, милый».

В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена, вместо того чтобы согласиться с ним, может сама рассказать что-нибудь подобного типа о муже, тем самым как бы говоря: «Ты тоже небезупречен, дорогой».

Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносят­ся, но внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант игры «Дорогая».

ИГРЫ В КОМПАНИЯХ

Компании людей созданы для времяпрепровождении, а вре­мяпрепровождения — для компаний. По мере углубления зна­комства в ход все более начинают идти игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора. Узна­ют друг друга: «Гость-растяпа» и его жертва, «Большой и сильный папа» и «Я бедняжечка» и другие.

В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для повседневной ситуации группового общения: «Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа» и «Почему бы вам не...— Да, но».

1. «Подумайте, какой ужас!»

Тезис. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три времяпрепровождения — для родителей, для взрослых, для детей — и игру. Во времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные чувства.

1. Времяпрепровождение «Нынешние» представляет собой компанию Родителей, отличающихся самодовольством, созна­нием собственной правоты и даже злонамеренным стремле­нием покарать всех, кто живет не по их правилам. С социо­логической точки зрения такое использование своего времени типично для определенной категории пожилых женщин, обла­дающих небольшим, но независимым источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила ходить в психотера­певтическую группу после того, как ее первый ход был встре­чен молчанием окружающих, а не возбужденными одобритель­ными возгласами, к которым она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой группы, умудренные анализом игр, проде­монстрировали отсутствие «чувства локтя» по отношению к этой женщине. Особенно это было заметно, когда все промол­чали на замечание миссис Уайт: «Кстати, о доверии к людям...

89

Сейчас никому нельзя доверять. И это неудивительно. Я явля­юсь домовладелицей. Недавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов, и вы не поверите, что я там обнаружила...» Она знала ответы на все острые социальные вопросы: юношес­кой преступности (нынешние родители слишком снисходитель­ны), разводов (нынешним женам делать нечего), роста пре­ступности (в наши дни чересчур часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние бизнесме­ны слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама отнюдь не снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.

Времяпрепровождение «Нынешние» отличается от обычных сплетен девизом: «Неудивительно». Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым: «Говорят...» Когда это времяпрепро­вождение осуществляется не ради сплетни, то в нем может быть направление, завершение, нередко предлагается и «объяс­нение». А обычные сплетни чаще всего пересказывают в компа­нии, перескакивая с одного сюжета на другой, и, в конце концов, теряют нить.

2. «Рана» принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых времяпрепровождении. Девиз: «Какая жалость!», хотя его скрытые мотивы столь же непривлекательны. Здесь непре­менно речь идет о болезнях, о крови, о страшных случаях. Компания представляет собой как бы импровизированный ме­дицинский коллоквиум. Любой его участник вправе сделать сообщение о каком-либо медицинском происшествии, и чем оно ужаснее, тем лучше. Все детали жадно обсуждаются. Типич­ные темы: разбитое в кровь лицо, полостная операция, трудные роды и т. п. Это времяпрепровождение отличается от обычных сплетен тем, что каждый стремится превзойти других рассказ­чиков и обнаружить большую медицинскую компетентность. Собеседники систематически обсуждают патологическую ана­томию, диагнозы, прогнозы и сравнивают различные истории болезней. В обычных сплетнях благоприятный прогноз может приветствоваться, но в этом времяпрепровождении постоянная демонстрация оптимистического взгляда (если только его неис­кренность не бросается в глаза) может в конце концов привес­ти к изгнанию участника, который играет не по правилам.

3. К времяпрепровождениям для Ребенка относятся «Пере­кур» и «Чаепитие» (на работе). Их девиз: «Что хотят, то и делают». Это вариант для учреждений. Вечером он может превращаться во времяпрепровождение «За стойкой бара»,

90

состоящее в поверхностном обсуждении экономических или политических вопросов. Здесь обычно фигурирует некий персо­наж со смутными очертаниями, держащий в своих руках все козыри, который зовется «они».

4. Игра «Подумайте, какой ужас!» достигает наиболее дра­матического выражения у людей, во что бы то ни стало стремящихся прооперироваться. Их трансакции позволяют вы­делить основные признаки игры. Эти люди «покупают» докто­ров и активно стремятся к операции, даже несмотря на сильное противодействие врачей. Положение хирургического больного (госпитализация и операция) само сулит ему «вознаграждение». Оперированное тело служит для него источником внутреннего психологического «вознаграждения». Внешнее психологичес­кое «вознаграждение» возникает у таких людей в результате отказа от близости, от всякой ответственности — они пол­ностью подчиняются хирургу.

Забота медсестер олицетворяет биологическое «вознаграж­дение». Медперсонал (врачи, сестры), окружающие больные обеспечивают внутреннее социальное «вознаграждение». После выписки из больницы пациент получает внешнее социальное «вознаграждение», вызывая у окружающих сочувствие и благо­говение перед его страданиями. В эту игру в ее крайнем проявлении весьма профессионально играют люди, ложно или искренне утверждающие, что они являются жертвой врачебной ошибки. Они могут зарабатывать себе на жизнь тем, что намеренно приводят себя в недееспособное состояние или не сопротивляются такой возможности. После этого, в отличие от любителей, они требуют не только сочувствия, но и возмеще­ния ущерба. Следовательно, «Подумайте, какой ужас!» стано­вится игрой в том случае, когда на словах игрок испытывает отчаяние, а в глубине души ликует, предвидя, сколько удоволь­ствия он сможет извлечь из своего несчастья.

Мы считаем, что людей, которым постоянно не везет, можно разделить на три группы: а) те, кто не желают навлечь на себя неприятности, а если и навлекают их, то неумышленно; они могут воспользоваться или не воспользоваться участием, с большой готовностью предлагаемым им окружающими; некото­рая эксплуатация своего положения в подобных случаях впол­не естественна, и к этому следует относиться с обычной любезностью; б) некоторые люди навлекают на себя несчастья неумышленно, но принимают их с благодарностью за предос­тавленные им возможности; в этом случае игра не планируется

91

заранее, а является, по терминологии Фрейда, «добавочным урожаем»; в) те, кто сами напрашиваются на несчастья, напри­мер люди, которые во что бы то ни стало хотят лечь на операцию, ходят от хирурга к хирургу, пока не найдут такого, который бы согласился их прооперировать; в этом случае поведение такого человека с самого начала является игрой.

2. «Изъян»

Тезис. Эта игра является источником мелочных склок в обыденной жизни. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка «Я никуда не гожусь», которую его защитный меха­низм превращает в Родительскую позицию «Они никуда не годятся». Трансакционная задача игрока состоит в доказатель­стве последнего тезиса. Поэтому игроки в «Изъян» не чувству­ют себя спокойно с новым человеком, пока не обнаружат у него какой-нибудь изъян.

В своей тягчайшей форме «Изъян» может стать политиче­ской игрой, проводимой авторитарной личностью с тоталитар­ных позиций. В этом случае игра может иметь серьезные исторические последствия. Здесь становится очевидным род­ство этой игры с времяпрепровождением «Нынешние». Пози­тивное укрепление позиции достигается игрой «Как я справля­юсь», а «Изъян» обеспечивает негативный способ укрепления своей позиции. Ниже мы частично проанализируем эту игру, чтобы прояснить некоторые ее элементы.

Исходные предпосылки «Изъяна» могут варьировать от мел­ких и поверхностных («На ней прошлогодняя шляпка») до самых циничных («У него нет 7000 долларов в банке»), злове­щих («Не стопроцентный ариец»), эзотерических («Не читал Рильке»1), интимных («Он импотент») или рефлексирующих («Что он этим пытается доказать?»). С психодинамической точки зрения чаще всего основой игры является сексуальная неуверенность, а ее целью — самоутверждение. В трансакционном плане мы в основном имеем дело с нездоровым любопыт­ством и стремлением совать нос в чужие дела. Причем удоволь­ствие, которое при этом испытывает Ребенок, иногда маскируется филантропической озабоченностью Родителя или Взрослого. Внутреннее психологическое «вознаграждение» игры состоит в защите от депрессии, а внешнее психологическое