Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 33 из 86)

«А я ответила: „Вы мне тоже нравитесь"». Не нужно боль­ше тратить время, играя с новым знакомым в игру «Картинная галерея», хотя при желании она могла бы это сделать.

В свою очередь, и психотерапевту нет необходимости иг­рать в «Психиатрию». У него было несколько случаев обсудить с пациенткой проблемы защиты, переноса и символической интерпретации, но он опустил их, не испытывая при этом никакого беспокойства. Однако для дальнейшего обсуждения, наверное, было бы полезно уточнить, какие именно ответы она вычеркнула в своей экзаменационной работе. К сожалению, в дальнейшем, в течение часа, отведенного на прием, 17 процен­тов Ничтожества в пациентке и 18 процентов его же в психо­терапевте давали себя знать время от времени.

Подводя итог, можно сказать, что приведенный выше разго­вор представляет собой деятельность, расцвеченную неболь­шим количеством времяпрепровождении.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Ощущение независимости достигается, как мы считаем, высвобождением или пробуждением трех способностей: «вклю­ченности в настоящее», «спонтанности» и «близости».

«Включенность в настоящее» означает умение видеть что-то определенное или слышать, например, как поют птицы, причем делать это так, как умеешь именно ты, а не так, как тебя учили. У нас есть все основания полагать, что маленькие дети видят и слышат совсем не так, как взрослые, что в первые годы жизни их отношение к миру более эстетично и менее интеллек­туально.

...Маленький мальчик с восторгом смотрит на птиц, слушая их пение. Вдруг приходит «хороший» отец. Он чувствует необ­ходимость принять участие в развлечениях сына и начинает его «развивать». Отец говорит: «Это поет сойка, а сейчас чирикает воробей». Однако, как только мальчик пытается раз­личать птиц, он перестает их видеть и слышать их пение. Теперь он должен видеть и слышать только то, чего хочет его

150

отец. Позиция отца, впрочем, вполне оправданна, так как он понимает, что сын не будет всю жизнь только слушать пение птиц. Чем раньше мальчик начнет свое «образование», тем лучше. Может быть, он станет орнитологом, когда вырастет? Однако лишь немногие люди могут сохранить свою детскую способность видеть и слышать. Наверное, поэтому большин­ство представителей человеческого рода навсегда утрачивают возможность стать живописцами, поэтами или музыкантами, так как они очень рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того, что они полу­чают всё из вторых рук.

Обретение способности вновь видеть и слышать непосред­ственно мы называем «включенностью в настоящее». По своей психологической природе «включенность» представляет собой восприятие, родственное эйдетическим образам1. Возможно, у некоторых индивидов такое восприятие существует в области вкусовых и обонятельных ощущений, что открывает большие возможности в соответствующих сферах деятельности, напри­мер, кондитерам, косметологам, поварам, чья вечная проблема состоит в том, чтобы найти аудиторию, способную оценить их произведения.

«Включенность» предполагает жизнь в настоящий момент, а не где-то в прошлом или будущем. Рассмотрим в качестве иллюстрации человека за рулем машины, который спешит на работу. Этот пример позволит нам проанализировать некото­рые возможности, характерные для американского образа жизни. Три следующие распространенные ситуации представ­ляют собой ответы на главный вопрос: «Где находится созна­ние человека за рулем, в то время, когда его тело в машине?»

1. Главная забота человека за рулем: приехать на работу вовремя. Он — дальше всех от жизни «здесь и сейчас». Пока его тело находится в машине, а сознание уже у дверей учреж­дения, этот человек совершенно не замечает своего непосред­ственного окружения, если только оно не служит препятствием на его пути к цели. Это — «Ничтожество». Главная его забо­та — как он будет выглядеть в глазах начальства. Если же он все-таки опоздает, то может постараться предстать перед на­чальством запыхавшимся и выбившимся из сил. В это время

1Эйдетизм (гр. eidos — образ) — в психологии — разновидность образной памяти, способной к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.

151

командует угодливый Ребенок, играющий в «Видишь, как я старался». Пока человек правит машиной, он практически пол­ностью лишен независимости, так как ни жив, ни мертв от страха. Весьма возможно, что это наиболее благоприятные ус­ловия для развития коронарной недостаточности и гипертонии.

2. Человек-Брюзга озабочен не столько тем, чтобы прибыть вовремя, сколько поиском уважительных причин для опозда­ния. Неприятные случайности: часто и не вовремя загорающий­ся красный свет светофора, неумелая езда или глупость окру­жающих прекрасно вписываются в его схему, и в глубине души он рад им, так как они способствуют игре «Видите, до чего они меня довели», в которую играют его взбунтовавшийся Ребенок или праведник-Родитель. Он тоже не замечает ничего вокруг себя, за исключением того, что вписывается в его игру, так что он как бы «жив наполовину». Тело этого человека — в машине, а его сознание рыщет в поисках недостатков и несправедливости.

3. Гораздо реже встречается так называемый «водитель по призванию», для которого вождение машины — любимое заня­тие и настоящее искусство. Быстро и умело пробираясь вперед в толпе машин, он сливается в одно целое со своим автомоби­лем. Он замечает окружающее лишь в той мере, в которой оно предоставляет ему возможность показать свое искусство: это является ему «вознаграждением». Кроме того, он глубоко чув­ствует себя и свою машину, которой он так блестяще управля­ет, и в этой мере он живет. Такое вождение машины формаль­но представляет собой времяпрепровождение для Взрослого, но Ребенок и Родитель тоже могут при этом получать удоволь­ствие.

4. К четвертой категории относятся люди, «включенные» в окружающее, которые никуда не торопятся, потому что живут в настоящем, как бы в гармонии со всем окружающим их миром: небом, деревьями и ощущением движения. Торопить­ся — значит пренебрегать этим миром и думать только о том, чего еще не видно за поворотом дороги, или о самых обыкно­венных препятствиях, или исключительно о себе. Как-то один китаец спешил на электричку. А сопровождающий его европе­ец заметил, что они могут сэкономить двадцать минут, если сядут на экспресс. Они так и сделали. Когда они сошли у Центрального парка, человек, спешивший на электричку, к большому удивлению своего друга, уселся на скамью. «Если мы сэкономили двадцать минут,— объяснил он,— то можем позво­лить себе посидеть эти двадцать минут здесь, наслаждаясь

152

пейзажем». Человек, «включенный» в окружающее, знает, что он чувствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что после его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит, поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой, на которую способен.

«Спонтанность» означает возможность выбора, возможность свободно самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и каким образом их выражать. «Спон­танность» означает освобождение от принуждения играть в игры и владеть только теми чувствами, которые были воспитаны.

«Близость» представляет собой спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, осознающего окружа­ющее, освобожденно, эйдетически воспринимающего мир гла­зами неиспорченного Ребенка, который со всей искренностью живет в настоящем. Можно экспериментально показать1, что эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а чисто­сердечие мобилизует позитивные чувства. Известен даже такой феномен, как «односторонняя близость». С ним хорошо знакомы люди, умеющие пленять своих партнеров, оставаясь при этом невовлеченными. Человек добивается этого, поощряя собеседника смотреть ему в лицо, высказываться свободно и чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнитель­ница) лишь делает вид, что их чувства взаимны.

«Близость», по существу, является функцией естественного ребенка, хотя и имеет сложную психологическую и социологи­ческую основу. Она, как правило, не приводит к неприятнос­тям, если не вмешивается какая-нибудь игра. Обычно близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влия­нию. Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают существами любящими, а это и есть истинная природа близости.

Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого влияния ребенку нелегко, посколь­ку оно обычно бывает глубоко укоренившимся. К тому же в первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для биологического и социального выживания.

1Эффективное экспериментальное использование трансакционного анали­за требует специального образования и опыта. Отличить игру от времяпрепро­вождения порой ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты.— Прим. автора.

153

Освобождение от родительского влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает независимости, то есть приобретает умение жить «включенным» в настоящее, действовать спонтан­но и достигать близости с другими людьми. Кроме того, в это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из родительского наследия он хочет оставить себе. На ранних этапах жизни человек решает, как он намерен приспособиться к родительскому влиянию. Его адаптация представляет собой последовательность решений, и именно поэтому при благопри­ятных обстоятельствах решения бывают обратимыми. Причем ниспровержение никогда не бывает окончательным: непрерыв­ная борьба против возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.

Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свой­ство — «включенность» в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирова­ние,— спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры,— близость. Но все эти три свойства для неподготовлен­ных людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в чувстве общности с другими людьми. Это может означать, что для многих представителей рода человеческого впереди прекрасные надежды и большие перспективы.