Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 45 из 86)

207

4 а. Я «-» Ты «-» Они «+». Позиция льстивой зависти, а иногда и политического действия: «Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они».

4 б. Я «-» Ты «-» Они «-». Пессимистическая позиция циников или тех, кто верует в первородный грех: «Хороших людей уже нет».

Существуют неопределенные трехсторонние позиции, а так­же подвижные, дающие третьей стороне возможность изме­ниться.

1 «?» Я «+» Ты «+» Они «?». Позиция евангелиста: «Я и Ты в порядке, но о Них мы ничего не знаем. Они должны показать, каковы они, или перейти на нашу сторону».

2 «?» Я «+» Ты «?» Они «-». Аристократическая классовая позиция: «Другие люди в большинстве своем дурны. Что же касается тебя лично, то в этом еще надо разобраться».

Итак, мы имеем четыре двусторонние позиции и восемь трехсторонних, всего — двенадцать, а также математическую возможность того же количества подвижных позиций с одним вопросом, шести — с двумя вопросами (Я «+» Ты «?» Они «?» Я «-» Ты «?» Они «?» и т. д.) и одной — с тремя вопросами. В этом случае речь идет о человеке, которому трудно строить свои отношения с окружающими. Всего — тридцать один воз­можный тип позиций, то есть вполне достаточно, чтобы каждо­му человеку было интересно жить, чтобы жизнь его была насыщена приятным общением.

Позиции-предикаты

Простейшие позиции, с которыми труднее всего иметь дело и которые опаснее всего для общества,— это те, которые основаны на полярных противоположностях типа хороший — плохой, черный — белый, богатый — бедный, честный — хит­рый. Каждая из этих пар понятий может быть «разложена» на четыре варианта. В любой семье один из них может выделяться и благодаря раннему «программированию» лечь в основу всей жизни. Так, противоположность богатства и бедности разлага­ется на следующие варианты в соответствии с установками родителей:

1. Я богатый «+», Ты бедный «-» (снобизм, высокомерие).

2. Я богатый «-», Ты бедный «+» (бунтарство, романтика).

208

3. Я бедный «+», Ты богатый «-» (зависть, революцион­ность).

4. Я бедный «-», Ты богатый «+» (снобизм, раболепие).

В семьях, где деньги не являются главной ценностью жиз­ни, позиции «богатый — бедный» не воспринимаются как про­тивоположности, и эта схема для них неприменима.

Чем больше прилагательных включается в каждый плюс или минус, тем более сложной и подвижной оказывается пози­ция и тем больше нужно терпения и демократичности, чтобы в ней разобраться. Прилагательные могут усиливать друг друга («не только, но и...»), могут смягчать одно другое («но он по крайней мере и...»), могут иметь различную ценность («но что важнее?») и т. д. Особый подбор местоимений Я, Ты и Они, плюс, минус или вопрос могут определить судьбу индивида, в том числе и завершение его сценария, независимо от того, какие прилагательные или предикаты он использует для плюса или минуса. Так, люди с позицией Я «+» Ты «-» Они «-» очень часто заканчивают свою жизнь в одиночестве (в том числе в келье отшельника, тюрьме, больнице).

Человек с позицией Я «-» Ты «+» Они «+» к концу жизни чаще всего начинает чувствовать свое ничтожество, причем неважно, в какой конкретной сфере жизни. Следовательно, от местоимений во многом зависит завершение сценария победи­телей и неудачников. А от предикатов зависит тема сценария, жизненный стиль человека, его религия, материальное положе­ние, сексуальные отношения и т. д. Но они не имеют отноше­ния к результату.

Надо признать, что во всем этом рассуждении нет ничего такого, чего не понял бы даже шестилетний ребенок на основе собственного опыта, например: «Мама сказала, что я не дол­жен играть с тобой, потому что ты грязный и глупый» (позиция Я «+» Ты «-»). «С тобой я буду играть, а с ним не хочу, потому что он обманывает» (позиция Я «+» Ты «+» Он «-»), на что исключенный из игры ребенок реагирует так: «А с вами я вообще не собираюсь играть, потому что вы маменькины детки» (позиция Я «+» Ты «-» Они «-»). Требуется, однако, достаточно сообразительности (к сожалению, больше, чем есть у большинства людей), чтобы понять ключевой принцип пози­ций: считаются только местоимения и знаки («+» «-»). Пре­дикаты или прилагательные существуют лишь для удобства структурирования времени. Предикаты дают людям только тему для разговора после того, как они поприветствовали друг друга,

209

но они не оказывают влияния на ход событий, на то, насколько плохо или хорошо будет прожита жизнь и каков будет в конце концов выигрыш или проигрыш.

Позиции очень важны в повседневных социальных взаимо­действиях людей. Первое, что люди чувствуют друг в друге,— это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире («+» «+»), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен. Люди, чувствующие собствен­ное превосходство («+» «-»), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И поскольку, как говорят наблюде­ния, бедность любит компанию, то бедные также собираются вместе, чаще всего в барах. Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий («-» «-»), обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего свидетельствует о жизненной пози­ции значительно ярче, чем о социальном положении. Так, одни люди («+» «+») одеваются аккуратно и неярко. Другие («+» «-») любят «форму», украшения, драгоценности, изысканные вещи, что подчеркивает их превосходство. Один человек(«-» «+») одет бедно, не совсем аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую «форму», а другой («-» «-») ходит в своей «форме», как бы демонстрирующей прене­брежение к любой одежде, ко всему, что за этим стоит. Встречается так называемая шизофреническая «униформа» («-» «-»), где заношенное платье соседствует с элегантным бантом или галстуком, а драные туфли — с бриллиантовым кольцом.

Мы уже говорили об упорстве, с которым люди цепляются за свои позиции, тем более тогда, когда обстоятельства жизни изменяются. Наиболее яркий пример этому: бедная девушка, на которую «свалилось» большое наследство, не почувствовала от этого себя богатой. Это упорство в повседневной жизни может смущать или раздражать, так как человек как бы гово­рит: «Я ведь хороший». Занимающий такую позицию рассчиты­вает на то, что с ним будут обращаться именно как с хорошим человеком. Если же он встречает обратное, то чувствует себя оскорбленным.

Подобные позиции нередко являются источником раздоров между супругами. Например, Марти настаивает на том, что муж ее подруги очень хороший, несмотря на то, что каждую субботу, напившись, он бьет свою жену. И еще более удиви­тельно то, что жена того мужчины — Скотти — это поддержи-

210

вает: «Как можно сердиться на человека, который приносит цветы на Рождество?» Скотти полностью убеждена в своей исключительной честности, хотя лжет и к тому же крадет деньги из бумажника мужа. А он всю неделю поддерживает жену в этой позиции. Только по субботам, когда она обзывает его бездельником, он кричит: «Лгунья!» Поскольку брак, безус­ловно, основан на двустороннем соглашении, а именно: не замечать своего несоответствия, то каждый из супругов воз­мущается тогда, когда другой его нарушает. Если же угроза основной позиции становится слишком большой, то следует развод. Разводы случаются еще и потому, что один из супругов не может вынести, чтобы его видели таким, каков он есть, а другой супруг уже не может с честным лицом врать. Такие супруги чаще всего всячески избегают подлинного открытия друг друга, продолжая всю жизнь создавать вид супружеской пары.

Отбор сценария

Следующий шаг в развитии сценария — это поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос: «Что случается с такими, как я?» Ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, как он должен воспринимать людей, как будут относиться к нему другие люди и что означа­ет «такие, как я», так как всему этому его учили. Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь «таком, как я». Это может быть сказка, прочитанная ему матерью, история, рассказанная бабушкой, или рассказ о каком-то мальчишке, услышанный на улице. Но где бы он ни услышал эту историю, которая произведет на него такое сильное впечатление, он сразу поймет и скажет: «Это я!» Услышанная история может стать его сценарием, который он будет пытаться осуществлять всю жизнь.

Так на основе самого раннего опыта ребенок приобретает свои убеждения и выбирает позиции. В дальнейшем из того, что человек читает и слышит, он формирует «предсказание» и дальнейший жизненный план. Это и есть первый вариант жизненного сценария. Теперь мы можем рассмотреть различ­ные воздействия и элементы, из которых конструируется сце­нарий. Но для этого надо иметь сценарный аппарат, с которым можно работать.

211

ПЛАСТИЧНЫЕ ГОДЫ

Когда ребенку исполняется шесть лет, у него завершается дошкольное образование и он оказывается в гораздо менее снисходительном большом мире. Теперь ему уже самому надо разбираться в отношениях с учителями, другими мальчиками и девочками. К счастью, теперь он уже не беспомощный младе­нец, выброшенный в мир. Из родительского дома он прибыл в огромную суетливую школу, вооруженный набором своих соци­альных реакций, которые будут приложены к окружающим его людям. В его сознании уже намечены собственные способы овладения обстоятельствами или, по крайней мере, выживания, а его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священни­ки и учителя средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно». Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.

Судьба любого человека во многом зависит от его развития в дошкольном возрасте, когда он почти ничего не знает о мире, когда в его голове и сердце содержится в основном то, что вложили туда родители и другие его воспитатели. Но именно этот «чудо»-ребенок определяет то, что может произойти с ним в будущем. У него еще нет способа отличить истину от обмана, поэтому многие повседневные явления получаются у него иска­женными. Он еще верит, что солнце «ходит» по небу, и ему нужны годы, чтобы понять, что это он «ходит» вокруг солнца. Он еще путает живот с желудком, он еще слишком юн, чтобы ответить на вопрос, более сложный, чем: «Что ты хочешь съесть на ужин?» И, тем не менее, он уже хозяин своей жизни.