Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 52 из 86)

Однако нередко встречаются люди, бунтующие против сво­его сценария, пытающиеся делать противоположное тому, что «следует». Обычный пример: бунтующий подросток или жен­щина, которая говорит: «Вот уж чего я не хочу, так это быть похожей на свою мать». Подобные высказывания надо интер­претировать очень осторожно, ибо может быть несколько вари­антов. 1. Возможно, этот человек живет по антисценарию, нынешний его бунт — это не что иное, как сценарный прорыв. 2. Человек, наоборот, жил по сценарию, а в настоящий момент актуализируется его антисценарий. 3. Человек нашел «раскол-довыватель» и освободился от сценария. 4. Он получил разные директивы от отца и матери или разные директивы от разных «родительских наборов» и теперь переходит от одних директив к другим. 5. Он просто следует особой сценарной директиве, предписывающей бунт. 6. Речь идет о проваленном сценарии,

240

когда человек отчаялся реализовать сценарные директивы и махнул на все рукой. Это частая причина депрессий и возни­кновения шизофренических приступов. 7. Может быть, чело­век сумел освободиться и преодолеть сценарий своим собствен­ным усилием или с помощью психотерапии, но это следует отличать от «перехода на антисценарий».

Перечисленные альтернативы показывают, как осмотрите­лен должен быть сценарный аналитик, если он (и его пациент) хочет правильно понять причину поведенческих изменений. Если сценарий сравнить с компьютерной перфокартой, то ан­тисценарий — это та же карта, только с обратной стороны. Конечно, это грубая аналогия, но она попадает в точку. Разве мы не сталкиваемся с ситуациями, когда мать говорит сыну:

«Не пей»,— а он пьет еще больше? Если она говорит: «Прини­май душ каждый день»,— то он может вообще не мыться. Если она требует: «Учись прилично»,— он может вообще бросить учебу. Создается впечатление, что он любым способом добива­ется неудачи.

Однако, становясь неудачником, он как бы постоянно обра­щается к сценарной программе. Оказывается, не слушаясь материнских советов, он все же подчиняется родительской программе почти так же строго, как если бы выполнял все советы матери. Следовательно, там, где свобода ведет к пора­жению, она иллюзорна. Если человек перевертывает прог­рамму на обратную сторону, то он все равно остается запро­граммированным. Если он не порвал «карту», а только ее перевернул, то он действует по антисценарию.

Резюме

Сценарный аппарат неудачника состоит из предписаний, провокаций и «проклятия». Эти элементы надежно запечатле­ваются в сознании ребенка уже к шестилетнему возрасту. Для сопротивления ребенок наделен «демоном», а иногда «расколдовывателем». Позже он начинает воспринимать лозунги, со­ставляющие антисценарий. Все это время он усваивает пове­денческие образцы, которые одновременно служат и сценарию, и антисценарию. У победителя тот же самый аппарат, но он «запрограммирован» более адаптивно и обычно более автоно­мен, поскольку пользуется многими разрешениями. Но у всех людей в тайниках сознания копошится «демон», внезапно при­носящий человеку то радость, то горе.

241

Сценарные «орудия» — это те параметры или тот предел, которые ставят человеку границы в том или ином его деле. А модели поведения, которые он черпает из опыта родителей, в том числе родительских игр, дают ему возможность структури­ровать свое время, свои действия. Следовательно, сценарий в целом — это план, ограничивающий и структурирующий чело­веческую жизнь.

ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ

Сюжеты и герои

Возраст от шести до десяти лет в психоанализе называется латентным периодом. В это время ребенок старается увидеть, скорее, узнать как можно больше обо всем мире. В эту пору у него имеется лишь смутное представление о своих целях в жизни.

Большинство детей начинают свою сознательную жизнь с желания жить вечно и всегда любить своих близких. Но многие обстоятельства жизни через пять-шесть лет могут заставить ребенка взглянуть на эти проблемы иначе. И он может решить (что понятно из-за ограниченности его опыта) умереть моло­дым или никогда никого больше не любить. С помощью родите­лей и всей окружающей его среды он узнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания. Постепенно он узнает мир и, оглядываясь вокруг, мысленно спрашивает себя: «Что может произойти со мной в этом гро­мадном мире?» Он находится в постоянном поиске сюжета, к которому подошло бы его сценарное оборудование, а также героя, который указал бы ему надлежащую дорогу.

Сюжеты и герои живут в сказках и историях, содержащих­ся в книгах, которые он читал сам, которые читали или расска­зывали ему люди, пользующиеся его доверием,— мама, папа, бабушка, дедушка, приятели или детсадовский воспитатель, прошедший соответствующую педагогическую подготовку. Про­цесс рассказывания сказок сам по себе более реален и более захватывающий, чем уже рассказанная сказка. Что происходит между ребенком и матерью после сказанных ею слов: «А когда почистишь зубы, я расскажу тебе сказку» — и моментом, когда, закончив сказку и улыбнувшись со словами: «Ну, вот и все...», она плотно подтыкает под него одеяло? Каков его последний вопрос и как она подоткнет одеяло после каждой

242

рассказанной сказки? В эти моменты жизненный план обрета­ет плоть, тогда как рассказанная сказка или прочитанная история дает ему «скелет». В него входят как части «скелета»:

1) герой, на которого ребенок хочет быть похожим; 2) злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание; 3) тип человека, воплощающий в себе образец, которому он хочет следовать; 4) сюжет — модель событий, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую; 5) перечень персонажей, мотивирующих переключе­ние; 6) набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя вино­ватым, ощущать свою правоту или торжествовать. Если помо­гут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека может соответствовать плану жизни, сложившемуся на этой основе. Поэтому психотерапевту очень важно знать любимую сказку или историю из далекого детства пациента, ибо она может составлять сюжет его сценария со всеми недостижимы­ми иллюзиями и будто бы неизбежными трагедиями этого человека.

Излюбленная эмоция

В возрасте примерно до десяти лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Причем пред­варительно он как бы «экспериментирует», поочередно испыты­вая чувства злости, вины, обиды, испуга, недоумения, радости, торжества и т. д. На что-то в семье совсем не обращается внимание, что-то с негодованием отвергается, но что-то из этого «набора» «работает» и приносит свои результаты. Излюб­ленное чувство становится чем-то вроде условного рефлекса, который также может сохраниться на всю жизнь.

Поясним дело, прибегнув к теории, рассматривающей воз­никновение чувств по аналогии с выигрышем в рулетку. Пред­ставим себе поселок из 36 домов, выстроившихся по кругу у центральной площади, и представим себе, как где-то, где ро­ждаются дети, собирается родиться ребенок.

Большой Компьютер, ответственный за эти дела, раскручи­вает колесо рулетки, шарик падает на цифру 17. Большой компьютер возглашает: «Следующий ребенок идет в дом № 17». Колесо крутится снова, выпадает поочередно 23, 11, 26, 35, 31, и следующие пятеро детей идут в дома под этими номерами. Через десять лет дети научились реагировать каждый своим

243

собственным образом. Тот, кто из дома 17, говорит: «В нашей семье, когда назревает ссора, мы злимся». Тот, кто из дома 23, сообщает: «Когда назревает ссора, мы чувствуем себя оскорб­ленными». Дети из домов 26, 11 и 35 вместе со всеми их семьями чувствуют вину, испуг или недоумение. Тот же, кто попал в дом 31, говорит: «А мы, когда возникает ссора, стара­емся выяснить, в чем дело». Похоже, что номера 17, 23, 11, 26 и 35 станут неудачниками, а номер 31 — скорее всего, победи­телем. Но, предположим. Большой Компьютер раскрутил ру­летку и выпали другие номера, или те же, но в другом порядке. Ребенок А вместо дома 17 попал в дом 11 и стал пугаться вместо того, чтобы сердиться, а В из дома 23 поменялся местами с F из дома 31. Тогда не В будет неудачником, a F победителем, а наоборот.

Если отвлечься от сомнительной мысли о влиянии генов — будто излюбленные чувства усваиваются генетически — то можно представить, что пациент, привыкший, например, счи­тать себя виноватым, мог бы, воспитываясь в другой семье, быть из-за той же причины злым. А ведь каждый человек чаще всего считает свое излюбленное чувство естественным или даже неизбежным в той или иной ситуации. В этом заключает­ся одна из причин, вызывающих необходимость в работе психо­терапевтических групп. Если через двадцать лет те же шестеро встретятся в такой группе, и «ребенок» А, рассказав о своей неудаче, закончит словами: «Я, естественно, разозлился»,— ребенок В скажет: «Я бы почувствовал себя оскорбленным», С добавит: «Я бы считал себя виноватым», D испугался бы, Е — испытал недоумение. А «ребенок» Р (который, наверное, ста­нет к этому времени психотерапевтом) скажет: «А я бы выяс­нил, как можно поправить дело». Который из них прав? Каж­дый непоколебимо убежден в естественности своей реакции. Правда же в том, что ни одна из них не естественна; каждая усваивается или, точнее, избирается в раннем возрасте.

Страх, недоумение, обида и т. п.— все это разновидности излюбленных чувств, которые в любой группе с хорошим психотерапевтом легко определить в соответствии с создавшей­ся ситуацией. Каждое из них избрано индивидом из всех возможных чувств и постепенно стало «выигрышем», извлекае­мым из игр, в которых он участвует. Члены группы обычно это быстро схватывают и тогда уже знают, что один из них руко­водствуется чувством, определяемым как «гнев», другой — «оскорбление» и т. д.

244

Любой из членов группы будет шокирован даже предполо­жением о том, что его излюбленное чувство — не естествен­ная, универсальная и неизбежная реакция на ситуацию, с которой он столкнулся. «Злые» разозлятся на тех, кто усомнит­ся в искренности их чувств, а «оскорбляющиеся» почувствуют себя оскорбленными.