Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 59 из 86)

Если человек не интересуется условиями своей жизни, то он может пойти другим путем, например стать алкоголиком или наркоманом. Это уже бывает залогом собственного су­ществования в пожизненный заклад, с которым человек может никогда не рассчитаться.

Игроки и наркоманы

Прямой путь к состоянию неудачника ведет через преступ­ления, азартные игры, алкоголь и наркотики. Преступники бывают профессионалами, которые считают себя «победителя­ми», так как они попадают в тюрьму реже тех, кто, вставая на преступный путь, все же следует родительскому наставлению:

«Жизнь — не забава». Свою долю «забав» они получают пока находятся на свободе, а затем тлеют, согласно своему сцена­рию, долгие тусклые годы в тюрьме, считая себя неудачниками. Если их выпустят в связи с отбытием срока, условно или по амнистии, то они очень часто умудряются попасть туда обратно.

Среди игроков тоже есть победители и неудачники. Победи­тели обычно играют осторожно, копят или вкладывают деньги в надежное дело. Они умеют остановиться, будучи в выигрыше. Неудачники же испытывают судьбу и проверяют приметы.

271

Если они случайно все же выигрывают, то могут очень скоро спустить эти деньги.

У некоторых типов наркоманов отчетливо проявляется ма­теринское влияние. Их побуждает лозунг легкомысленной ма­тери: «Я знаю, что сын любит мать, а больше меня ничто не интересует». Людям, увлекающимся наркотиками, необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по-своему. На этом прин­ципе основана система излечения наркоманов, которая называ­ется Синанон1, где сценарное предписание матери гласит: «Не покидай меня!», а Синанон предлагает: «Останься здесь!»

Это относится также и к алкоголикам. Известно, что почти каждого алкоголика, пытаясь вылечить, подвергают анализу, порой грозят или упрашивают его, но очень редко просто говорят: «Перестань пить». Психотерапевты борются с ними чаще всего под лозунгами: «Посмотрим, почему вы пьете?», «Почему вы не бросаете спиртное?», «Вы погубите свое здо­ровье» и т. п. Эффект от таких вопросов значительно меньший, чем от императивного: «Перестаньте пить!» Человек, играющий «Алкоголика», охотно проводит годы за выяснением, отчего он пьет, и с жалостью к самому себе готов без конца рассказывать о том, как он скатился по наклонной плоскости. Угроза потери здоровья — самая слабая и неэффективная мера воздействия, ибо это как раз то, чего алкоголик нередко добивается, следуя своему сценарному предписанию: «Убей себя». Ему это даже может нравиться, ибо ему мерещится возможный успех на этом пути. Что действительно требуется для излечения алко­голика? Вначале для него необходимо разрешение не пить (если, конечно, он способен его воспринять), а затем четкое и безусловное обещание Взрослого держаться (если он способен его дать).

Драматический треугольник

В период зрелости человека нередко обнаруживается дра­матическая природа многих сценариев. Драма в жизни, как и в театре, чаще всего основана на «поворотах». Эти «повороты» точно отражены на простейшей диаграмме, которую можно назвать «Драматический треугольник» (схема 11).

1Синанон — система излечения от наркомании и основанная на ней наркологическая служба в странах Запада

272

Схема 11. Драматический треугольник

Обычно герой в драме или в жизни выступает в одной из трех главных ролей: Спаситель, Преследователь и Жертва. В это же время другой важнейший исполнитель (Антагонист) берет на себя какую-либо из оставшихся ролей. Когда наступа­ет кризис, исполнители могут сдвигаться по периметру треу­гольника, меняя роли, осуществляя «повороты». Один из важ­нейших «поворотов», или «переключении», в жизни происходит при разводах. Например, будучи в браке, во время конфликта муж может быть Преследователем, а жена — Жертвой. Когда жена подаст заявление о разводе, то они поменяются ролями:

Преследователем становится жена, Жертвой — муж, а адвока­ты с обеих сторон будут состязаться в роли Спасителей.

Жизненная борьба по своей сути есть движение по перимет­ру «треугольника» в согласии с требованиями сценария. Напри­мер, преступник преследует свою жертву. Жертва подает в суд и становится истцом, то есть Преследователем, а преступ­ник — Жертвой. Если его ловят, то в роли Преследователя выступает полиция. Затем он нанимает профессионального Спасителя — адвоката, который защищает его от полисменов. Волшебные сказки, если их рассматривать как драму, обнару­живают те же черты. Так, Красная Шапочка — Жертва волка, преследовавшего ее до тех пор, пока не появился Спаситель-охотник, после чего она сама становится Преследователем.

Второстепенные роли в сценарной драме мы называем «Пос­редником» и «Простаком». Они всегда под рукой у каждого из главных персонажей. «Посредник» — это человек, предостав­ляющий все необходимое для «переключения» ролей, обычно не даром, а за соответствующее «вознаграждение». Он обычно полностью осознает выполняемую им роль. Это может быть продавец спиртного, торговец наркотиками, оружием и т. д. Оружие иногда называют «уравнителем», так как оно превра-

273

щает труса (Жертву) в опасного нахала (Преследователя), перешедшего в наступление. «Простак» всегда под рукой и служит либо предотвращению «переключения», либо ускоре­нию его. Классического «Простака», на наш взгляд, играют присяжные. «Простака»-мученика обычно играют матери, не сумевшие спасти своих сыновей от тюрьмы. Иногда «Простак» пассивен и дает лишь повод для «переключения», как, напри­мер, бабушка Красной Шапочки. Отметим, что переключение, о котором здесь идет речь,— это то, что входит в игровую формулу, данную ранее в настоящем издании.

Ожидаемая продолжительность

Жизненные планы большинства людей предполагают опре­деленную продолжительность своей жизни. Один из вопро­сов психотерапевта пациенту: «Как долго вы собираетесь про­жить?» — обычно дает определенную информацию. Сыну или дочери человека, умершего в сорокалетнем возрасте, может казаться, что они последуют примеру отца. Тогда четвертый десяток лет их жизни проходит в каком-то смутном ожидании. Человек постепенно может внушить себе собственное намере­ние умереть до сорока лет.

Люди с сильным характером обычно отгоняют эту мысль и хотят прожить дольше, чем их рано умерший отец. Во всяком случае, человек, у которого рано умерли оба родителя, может чувствовать себя неспокойно, когда ему исполняется столько же лет, сколько было отцу или матери в год их смерти. Возьмем для примера человека, обратившегося к психиатру в поисках средства борьбы со страхом смерти: ему тридцать семь лет, а в этом возрасте умер его отец. Врач помог пациенту. Как только ему исполнилось тридцать восемь лет, он прекратил лечение, считая, что теперь он в безопасности. Он был готов к жизненной борьбе и ставил своей целью прожить до семидесяти одного года. Выбор этой цифры он долго не мог объяснить. Его героем, то есть человеком, кому он всю жизнь стремился подражать, был всем известный в стране гражданин. Психо­терапевт выяснил, что последний скончался в семидесятилет­нем возрасте. Пациент был хорошо знаком с биографией своего героя и теперь вспомнил, что когда-то давно решил обязатель­но его пережить.

Описанные явления можно отнести к неврозам. Их устране­ние мы считаем несложным процессом. Психотерапевт должен

274

дать пациенту разрешение жить дольше, чем его отец. Успех в таких случаях определяется не снятием у человека каких-то внутренних конфликтов, а тем, что аналитическая ситуация дает как бы убежище и защиту в критические годы. Конфлик­тов, подлежащих снятию, в данном случае просто нет. Плохое самочувствие после смерти отца вовсе не патологично для Ребенка. Это лишь частный случай невроза выживания, кото­рый в определенной степени проявляется у людей после смерти родного, близкого человека. В этом в основном заключаются причины неврозов в военные годы, так называемые «военные неврозы», «неврозы Хиросимы» и т. д. Выжившие в войну люди почти всегда чувствуют вину перед погибшими, которые умер­ли «вместо них». Именно это и отличает человека, видевшего, как на войне убивают людей, от других людей, не переживших все ужасы войны. От этого нельзя вылечить, так как Ребенок таких людей выздороветь не может. Остается лишь поставить эти чувства под Взрослый контроль, чтобы человек мог нормально существовать, получив разрешение наслаждаться жизнью.

Старость

Жизнелюбие в старости определяют в первую очередь три фактора: а) крепкая конституция; б) физическое здоровье; в) тип сценария. Ими же обусловливается приближение и наступление старости. Так, некоторые люди достаточно жиз­нестойки и в восемьдесят лет, а другие уже к сорока годам ведут растительное существование. Мощную конституцию нельзя изменить даже родительским «программированием». Физиче­ские недостатки, конечно, могут быть врожденными, но иногда и сценарным итогом. Например, в сценарии «Калека» имеются одновременно элементы обоих факторов. Инвалидом человек может стать в результате тяжелой болезни, но в дальнейшем болезнь может быть частью сценария и исполнением материн­ского предписания: «Ты будешь инвалидом». Такое часто про­исходит в случае полиомиелита в детском возрасте, когда мать не надеется на выздоровление ребенка. Люди более старшего возраста иногда даже не расстраиваются из-за какой-либо бо­лезни, потому что она освобождает их от обязанности выполне­ния многих сценарных директив.

Инвалидность, наступившая у ребенка в раннем возрасте, может отлично лечь в сценарий матери или, наоборот, пол­ностью его изменить. Когда болезнь укладывается в сценарий,

275

то ребенка воспитывают как профессионального калеку, полу­чая помощь от соответствующих организаций, предоставляю­щих средства детям-инвалидам. Причем государственная по­мощь прекращается, если ребенок выздоравливает. Мать при этом мужественно смотрит в лицо жизни; она учит тому же и своего ребенка. Если же болезнь не укладывается в материн­ский сценарий, то она не учит ребенка «смотреть фактам в лицо». Если сценарий матери не предполагал ребенка-калеку, а болезнь оказалась неизлечимой, то ее жизнь превращается в трагедию. Если же по ее сценарию предполагался ребенок-ка­лека, а болезнь оказалась излечимой, то трагедией становится жизнь ребенка, «испортившего» материнский сценарий.