Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 6 из 86)

Люди, не умеющие хорошо исполнять ритуалы или чувству­ющие себя при этом неуютно, иногда стараются избегать их, заменяя процедурами. К этой категории, например, относятся гости, которые любят помогать хозяйке готовить и разносить угощения во время званых вечеров.

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ

Времяпрепровождения (как способ проводить время) можно рассматривать на социальном и временном фоне с учетом

1Земмельвеис, Игнац Филипп (1818—1865) — венгерский акушер, впер­вые добившийся резкого снижения смертности от родильной горячки (родового сепсиса) благодаря тщательному мытью рук и дезинфицированию их. Его метод был встречен врачами очень враждебно

29

различных степеней сложности, соответственно имея в виду различные уровни сложности процесса.

Однако если принимать за единицу общения трансакцию, можно выделить из всех относящихся сюда ситуаций некото­рую сущность, которую мы и назвали времяпрепровождением. Определим его как серию простых, полуритуальных дополни­тельных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени. Начало и конец такого интервала мы обычно обозна­чаем процедурами или ритуалами. При этом трансакции при­способлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данно­го интервала. Чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш.

Времяпрепровождения, как правило, составляют основное содержание, например, различных вечеринок или времени ожи­дания перед самым началом какого-нибудь официального соб­рания. Причем структура и динамика человеческих взаимоот­ношений в обоих случаях одинаковы. Времяпрепровождения в эти периоды могут принимать форму «болтовни» или серьезно­го обсуждения какой-либо проблемы.

Компания гостей, приглашенных на коктейль, подчас пред­ставляет собой своего рода выставку разнообразных способов времяпрепровождении. В одном углу могут играть в «Родитель­ский комитет», обсуждая вопросы воспитания детей, в дру­гом — собрались любители психиатрии, в третьем углу обсуж­дают того или иного человека, а четвертая группа может быть поглощена вопросом: «Какая машина лучше?» Женщины обыч­но говорят о проблемах кухни и гардероба.

Наблюдения подтверждают, что такого рода мероприятие практически ничем, кроме имен присутствующих там людей, не отличается от десятков подобных же вечеринок, происходя­щих в то же самое время и в такой же среде. Для различных социальных слоев типичен разный набор времяпрепровождения.

Времяпрепровождения можно классифицировать многими способами. Характеристика по внешним параметрам основана на социальных признаках (пол, возраст, семейное положение, национальная принадлежность, культурный уровень, благосос­тояние). Такие темы, как «Какой автомобиль лучше?», «Кто выиграл спортивные соревнования?» и т. п., относятся к «муж­ским разговорам». А к «женским разговорам» относятся темы:

30

«Покупки», «Кухня», «Гардероб» и т. п. Подростки чаще всего играют в «Ухаживание», а наиболее распространенная игра для людей среднего возраста — «Доходы и расходы». К этой груп­пе, представляющей собой вариации «светской болтовни», от­носятся: «Как это делается» (прекрасно подходит для коротко­го авиапутешествия); «Почем?» (любимое времяпрепровождение в барах среди людей среднего достатка и ниже); «А вы бывали когда-нибудь в...?» (ностальгическое, популярное среди «быва­лых» людей); «Вы знакомы с (таким-то)?» — времяпрепровож­дение для одиноких людей; «А что стало» (со стариной Джо)? (часто играют те, кому повезло или, наоборот, не повезло на финансовом поприще); «На следующее утро» (Похмелье) и «Коктейль» (Я знаю рецепт получше) — времяпрепровожде­ния, типичные для честолюбивых молодых людей определен­ного типа.

Структурно-деятельностную классификацию времяпрепро­вождении мы основываем на личностных характеристиках. В «Родительский комитет», например, можно играть на трех уровнях. На уровне Ребенок — Ребенок игра принимает вид: «Что делать с упрямыми родителями?» На уровне Взрослый — Взрослый: «Родительский комитет» (в собственном смысле слова) — это времяпрепровождение, популярное среди обра­зованных молодых матерей. У более старшего поколения это времяпрепровождение обычно принимает назидательную фор­му: «Преступность среди несовершеннолетних» (уровень Роди­тель — Родитель). Некоторые супружеские пары играют в «Скажи им, дорогой», в которой жена говорит от лица Родите­ля, а муж подыгрывает ей как не по годам развитый ребенок.

Еще более убедительна психологическая классификация времяпрепровождении. Например, и в «Родительский комитет», и в «Психиатрию» можно играть в так называемой проецирую­щей и интроецирующей форме. На схеме 6а дан анализ время­препровождения уровня «Родительский комитет» проецирую­щего типа, основанного на конструкции Родитель — Родитель.

А: Если бы не разводы, не было бы такой преступности среди подростков.

В: Дело не только в этом. Сейчас детей даже в благополуч­ных семьях не учат хорошим манерам, как это было в наше время.

«Родительский комитет» интроецирующего типа соответ­ствует конструкции Взрослый — Взрослый:

31

С: Мне кажется, я просто не могу быть хорошей матерью.

D: Как бы вы ни старались, дети все равно вырастают не такими, как хочется. Вам только и остается, что гадать: пра­вильно ли вы поступаете и какие ошибки успели совершить?

«Психиатрия» проецирующего типа (уровень Взрослый — Взрослый):

Е: По-моему, его поведение — результат подсознательной фрустрации.

F: Мне кажется, вам прекрасно удалось сублимировать ваши агрессивные наклонности.

На схеме 66 показана «Психиатрия» интроецирующего типа. Это времяпрепровождение на уровне «Взрослый — Взрослый».

N: Для меня эта живопись символизирует порочность и грязь.

Н: Что касается меня, занятия живописью — это попытка угодить отцу.

Схема 6. Времяпрепровождения

Времяпрепровождения не только создают структуру време­ни и обеспечивают участникам взаимно приемлемые «погла­живания», но и выполняют функцию социального отбора. В процессе времяпрепровождения Ребенок в каждом участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их воз­можности. К концу вечеринки каждый игрок выберет себе нескольких человек, с которыми ему захочется познакомиться поближе, отбросив других участников, независимо от того, насколько интересными или привлекательными они были в

32

течение вечера. Избранники обычно представляют собой наи­более вероятных кандидатов для более сложных взаимоотноше­ний, то есть для игр. Такую систему отбора, несмотря на наше желание дать ей рациональное объяснение, мы считаем в большой степени интуитивной и бессознательной.

В некоторых случаях в процессе отбора Взрослый берет верх над Ребенком. Например, рассмотрим ситуацию, в кото­рой страховой агент старательно учится разного рода социаль­ным времяпрепровождениям. В процессе игры его Взрослый прислушивается к возможным клиентам и выделяет их из остальных партнеров как людей, с которыми ему хотелось бы познакомиться поближе. Причем его выбор, как правило, со­вершенно не зависит от их умения играть или от ощущения внутреннего родства с ними, а основывается на второстепен­ных факторах, в данном случае на их готовности платить.

Между тем времяпрепровождения обладают одной специ­фической особенностью — они взаимно исключают друг друга. Например, «мужской разговор» и «женский разговор» никогда не смешиваются. Компания, увлеченно играющая в «А вы бывали когда-нибудь... (там-то)?», с раздражением отнесется к назойливому гостю, который хочет играть в «Сколько стоит...?». Игрокам в «Родительский комитет» проецирующего типа не понравится вторжение интроецирующих игроков, хотя их недо­вольство не будет столь сильным, как в обратной ситуации.

Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе. Например, компания женщин, каж­дое утро собирающаяся по очереди в чьем-нибудь доме, чтобы выпить кофе и поиграть в «Непутевого мужа», скорее всего окажет весьма прохладный прием новой соседке, которая хочет играть во «Все замечательно». Каково им, без конца твердя­щим, что у них отвратительные мужья, слышать, как новая соседка расхваливает своего мужа, утверждая, что он — само совершенство. Вряд ли они будут долго терпеть ее в своей компании. Если на вечеринке кто-то из компании хочет перей­ти от беседующих в одном углу в другую группу, то он либо должен присоединиться к новому времяпрепровождению, либо суметь переключить эту группу на новую тему. Хорошая хозяй­ка, безусловно, всегда владеет ситуацией. В случае необходи­мости она объявит программу: «Мы тут играем в „Родитель­ский комитет" проецирующего типа. Хотите принять участие?» Или: «Ну, девочки, вы, должно быть, уже наигрались в „Гарде-

33

роб?"» Или: «Познакомьтесь, мистер N — писатель (политик, хирург). Я уверена, что он с удовольствием сыграет в „Смотри, мама, какой я молодец!" Не правда ли, мистер N

Времяпрепровождения способствуют подтверждению ролей, избранных человеком, и укреплению его жизненной позиции. Понятие «роль» сходно с тем, что Юнг1 называл persona, с той только разницей, что это понятие более глубоко коренится в фантазиях. В «Родительском комитете» проецирующего типа один из игроков может взять на себя роль сурового Родителя, другой — добродетельного Родителя, третий — роль снисходи­тельного Родителя, а четвертый — роль Родителя-помощника. Все четверо ощущают Родительское состояние Я и действуют в соответствии с ним. Однако все четверо его ощущают по-разно­му. Если роль каждого из них признается другими, то есть не вызывает антагонизма, или в ответ на любой антагонизм толь­ко укрепляется, или встречает одобрение людей некоторого типа (что выражается в «поглаживаниях»), то это означает, что данная роль встречает поддержку.