Смекни!
smekni.com

Игры, в которые играют люди 2 (стр. 74 из 86)

338

Бабушка Отец Пациент Сын Внучка

Схема 14. Семейный парад

внучки показывают, что и ей судьба не сулит ничего хорошего. Пациентка и психотерапевт понимают, что эта цепь из пяти поколений должна быть где-то разорвана, иначе линия неудач может продолжиться в неопределенном числе поколений. Для пациентки это мощный стимул к выздоровлению1, ибо она может освободить сына от навязанных ему предписаний, кото­рые она, вопреки даже собственному желанию, всегда подкреп­ляла. Тогда и сыну будет легче, так как он в свою очередь окажет благотворное влияние на будущее внучки, а может быть, и ее будущих детей.

Одним из последствий брака оказывается снижение интенсивности действий предписаний и провокаций, поскольку муж и жена происходят из различной среды и дают своим детям различные указания. Этот эффект почти всегда похож на генетический. Если «победитель» женится на «победительни­це» (как это обычно бывает), их отпрыск может стать еще большим «победителем». Если «неудачник» женится на «не­удачнице» (как это чаще всего и случается), отпрыск может оказаться еще большим «неудачником». Если брак «смешан­ный», то можно ждать «смешанного» результата. Но в жизни всегда сохраняется возможность возвратного движения в том или ином направлении.

1С помощью «семейного парада» удалось проследить сценарий одной из пациенток (прабабушка которой была еще жива и сохранила память) до эпохи наполеоновских войн и предсказать его преломление в ее внуках до двухтысяч­ного года.— Прим. автора.

339

Культурное наследование

На схеме 15 показана передача «рецептов», моделей и средств сценарного контроля в пяти поколениях. В этом случае нам повезло, и мы располагаем информацией о «хорошем» сценарии, сценарии «победителя», а не о плохом — «неудачни­ке». Жизненный план называется «Мой сын будет врачом». Он осуществляется применительно к лекарю в маленькой деревуш­ке, в джунглях, на одном из островов южных морей. Дадим краткое объяснение этой схемы.

Начнем с отца и матери. Отец, представитель поколения «5», родившийся в 1860 году, женился на дочери вождя племе­ни. Их сын (поколение «4»), родившийся в 1885 году, поступил так же. Их внук, родившийся в 1910 году (поколение «З»), следовал тому же сценарию. Его сын, представляющий поколе­ние «2», родившийся в 1935 году, пошел несколько иным путем. Вместо того чтобы занять почетное место лекаря, как все его предки, он окончил медицинскую школу и приобрел

Сценарий — «Мой сын будет врачом»

ОР и МР: «Будь хорошим врачом»

0В: «Вот они — секреты профессии» «будь победителем»

Схема 15. Культурное наследование

340

звание врача-ассистента. Он так же женился на дочери вождя племени, и их сын (поколение «I»), рожденный в 1960 году, собирался последовать примеру отца, и действительно, он стал врачом-ассистентом. Это означает, что он сможет даже стать квалифицированным врачом. Итак, сын становится отцом (О) в каждом последующем поколении, а его жена становится ма­терью (М).

Каждые мать и отец передают от их собственного Родителя Родителю их сына один и тот же совет: «Будь хорошим вра­чом». Взрослый отца передает Взрослому сына секреты профес­сии, которыми мать не обладает. Но мать знает, чего она хочет от сына: с детских лет она усвоила, что ее сын должен быть либо вождем, либо врачом. Поскольку ему явно предстоит стать врачом, она передает от своего Ребенка его Ребенку (от своих ранних детских планов его детским планам) благожела­тельный совет: «Будь победителем, будучи врачом».

В этом случае на схеме 15 «семейный парад» представлен в более полном виде, чем на схеме 14. Отцовские наставления и инструкции, полученные от матери, образуют две параллель­ные линии, соединяющие череду поколений от 1860 к 1960 году. Материнские наставления и предписания («Не будь неудачни­ком») так же параллельны и на схеме изображены линиями, присоединяющимися сбоку к кружкам, обозначающим состоя­ния Я представителей разных поколений. В результате перед нами графическое изображение передачи культуры в течение примерно ста лет. Подобным образом можно изобразить пере­дачу любого элемента культуры, любой роли в социальной структуре семьи.

Если взять «семейный парад» дочерей, чьи роли — быть матерями преуспевающих врачей, схема будет выглядеть точно так же, лишь отцы и матери поменяются местами. Если мы имеем дело с семьей, в которой дяди, свекрови и другие родственники играют важную роль в формировании сценария ребенка, схема усложнится, но принцип ее останется неиз­менным.

В «параде победителей» сценарий и антисценарий совпада­ют (лучший способ для родителей обеспечить ребенку карьеру «победителя»). Но если мать, например, из поколения «З», окажется дочерью вождя-пьяницы, она может передать своему сыну плохое сценарное предписание. Это уже опасно, ибо возникает конфликт между сценарием и антисценарием. Ее Родительское Я стремится воспитать сына хорошим врачом, в

341

то время как ее Ребенок захлебывается от восторга, повествуя о пьяной удали дедушки. Сына впоследствии могут выгнать за пьянку из медицинского училища, и он проведет остаток своей жизни, разыгрывая роль Алкоголика, причем разочарованный отец будет выступать в роли Преследователя, а ностальгиче­ская мамаша — в роли Спасительницы1.

Влияние прародителей

Одной из главных задач, возникающих в ходе применения сценарного анализа на практике, мы считаем возможность проследить влияние прародителей. Это можно пояснить схе­мой 16, представляющей собой более детально разработанный вариант схемы 7. Здесь видно, что РРе матери делится на две части: ОРРе и МРРе. ОРРе отражает влияние отца на нее в раннем возрасте (Родитель-Отец в ее Ребенке), соответственно

Схема 16. Влияние прародителей

1 Описанный «семейный парад» частично основывается на антропологичес­ком и историческом материале, а частично — на изучении генеалогического дерева нескольких американских врачей.— Прим. Автора.

342

МРРе отражает влияние матери (Родитель-Мать в ее Ребенке). На первый взгляд это разделение кажется сложным и непрак­тичным, однако это только для человека, не привыкшего разби­раться в состояниях Я. Пациенту, например, вовсе не требует­ся много времени, чтобы научиться различать ОРРе и МРРе в самом себе. «Когда я была маленькая, папе нравилось доводить меня до слез, а мама одевала меня, как куколку»,—говорит миленькая плаксивая и легкомысленная женщина. «Папа хо­тел, чтобы я была умницей, а мама — чтоб я хорошо одева­лась»,— говорит изящно одетая, преуспевающая женщина. «Папа жалел, что я девочка, а мама одевала меня, как мальчишку» — слова испуганной девушки в мальчишеской одежде. Каждая из этих трех женщин хорошо видит, что в ее поведении и образе жизни обусловлено ранним влиянием отца (ОРРе) и что — матери (МРРе).

Теперь, если вспомнить, что сценарные ограничения полу­чаются в основном от родителей противоположного пола, легко заключить (посмотрим еще раз схему 7), что «электрод» мате­ри — ОРРе, а «электрод» отца — МРРе. Поэтому сценарные указания, которые мать дает своему ребенку, она сама получи­ла от своего отца; это означает, что источником сценарной программы мужчины может быть его дедушка по материнской линии. Указания, которые отец дает дочери, сам он получил от своей матери; это значит, что источником женского сценария чаще всего является бабушка по линии отца. Роль «электрода», следовательно, играет мать (дедушка) в сознании мужчины и отец (бабушка) — у женщины. Если посмотреть с этой точки зрения на трех названных выше женщин, то окажется, что бабушка легкомысленной женщины много раз выходила замуж и все мужья оказывались с ее точки зрения подлецами, бабуш­ка преуспевающей женщины, возможно, была известной писа­тельницей, а бабушка мужеподобной девушки сражалась за права женщин.

Теперь ясно, почему в «семейном параде», изображенном на схеме 14, поколения чередуются по признаку пола: бабушка — отец — женщина-пациент — сын — внучка. На схеме 15, наоборот, показано, как подобную диаграмму приспособить для анализа только мужской или только женской линии потомства. Эта универсальность как раз и делает сценарную матрицу столь ценным исследовательским инструментом. Она обладает свойствами, о которых не подозревал даже сам ее создатель. Здесь мы видим, что сценарная матрица позволяет понять и

343

проанализировать такие сложные явления, как история семьи, передача культурной традиции и психологическое влияние пра­родителей.

Эписценарий

Передача сценария может осуществляться при двух услови­ях. Ребенок должен быть способен, готов и расположен к восприятию сценария, а у родителей должно быть желание передать его ребенку.

Ребенок способен к восприятию сценария, поскольку его нервная система сконструирована как программирующаяся сис­тема: она воспринимает чувственные и социальные стимулы и строит из них устойчивые модели, которыми управляется пове­дение. По мере того как тело и разум обретают черты зрелости, возрастает готовность ко все более сложным формам програм­мирования. И ребенок расположен к принятию сценария, так как сценарий нужен ему как способ структурирования и упоря­дочения деятельности. Он не просто хочет сценария, он жаж­дет его, поскольку он ведь не пассивный компьютер. Он обла­дает стремлением к завершенности, потребностью заканчивать начатое; кроме того, его вдохновляет великое человеческое свойство — сознание цели.

Ребенок начинает с бессмысленных движений, а потом он понимает, что нужно говорить после того, как сказал «здрав­ствуйте». Сначала его реакции самоцельны. Мы находим зачат­ки умений, свойственных взрослым, удовольствие от действия и его успешного завершения. Это — донесение ложки до рта, несколько самостоятельно пройденных шагов и т. п. Сначала у ребенка цель в том, чтобы идти, позже — в том, чтобы идти к чему-то. Направляясь к какому-то человеку, он должен знать, что делать, когда дойдет. Сначала его встречают улыбки и объятия матери. Все, что должен сделать он сам,— это схва­титься руками и прижаться плотнее к матери. От него больше ничего и не ждут, главное — он дошел. Позже формируются ожидания и ребенок учится говорить «здравствуйте». Скоро и этого становится недостаточно: от него ждут большего. Он учится вырабатывать стимулы, чтобы получить в ответ положи­тельные реакции. Наверное, поэтому он, порой даже этого не осознавая, остается вечно благодарен родителям: они научили его обращаться с людьми так, чтобы получить желаемый от­клик. Это жажда структурирования, жажда устойчивой моде-