Смекни!
smekni.com

«Разработка модели взаимодействия национальных художественных культур: русское искусство Средних веков и Петровской эпохи в контексте западноевропейской ‘системы ценностей‘» (стр. 2 из 2)

4. В 1430–1440-е гг. появляются первые в новгородской земле каменные храмы в погостах. Кроме того, документы начала XVII в. (роспись 1615 г.) упоминают многочисленные каменные погостские храмы, не исключено, что некоторые из них были построены еще в XV в.

5. Зодчие Ионы Отенского применяют для перекрытия основного объема храма деревянные перекрытия; в двух памятниках 1460-х гг. (церкви св. Дмитрия Солунского и св. Симеона Богоприимца) мы встречаемся с необычной формой покрытия фасадов (на шестнадцать скатов).

6. В архитектуре Евфимиевского времени, прежде всего, в постройках Владычного двора, нам встречаются некоторые готические приемы, до той поры не применявшиеся в памятниках новгородского зодчества (слепые ниши, нервюрные своды, лусковая кирпичная кладка и т.п.).

7. В середине – второй половине XV в. несколько меняются и принципы оформления фасадов. Если в XIV — начале XV в. основными элементами, образующими декоративное целое фасадов новгородских храмов, были закладные и кирпичные кресты, розетки, короткие отрезки декоративной кладки, а также сочетание окон различной формы (со стрельчатым завершением, с горизонтальной перемычкой), то в середине – второй половине XV в. происходит смена ориентиров — доминируют окна одного типа, причем они расположены стандартно, фасады украшают ряды декора, в котором чередуются три основных мотива: бегунец (кирпичи, поставленные на угол), поребрик (кирпичи, поставленные на тычки) и зубчики (низкий поребрик — кирпичи, поставленные на ложки). На смену асимметрии, свойственной фасадам храмов второй половины XIV — начала XV в., приходит симметрия, декор имеет строчный характер, помимо общей вертикальной оси, которой подчиняется построение фасадов всех памятников новгородской церковной архитектуры, появляется и вторая, горизонтальная ось.

8. Фасады некоторых храмов (Никольская церковь Вяжищского монастыря, церковь св. Михаила на Михайловой ул., св. Сергия) приобрели дополнительные горизонтальные членения — отливы. Эта черта необычна для новгородской архитектуры, где в XII–XIV вв. отсутствуют горизонтальные членения фасадов. Надо, впрочем, отметить, что большого распространения в зодчестве XV в. эта особенность не получила.

9. Новациями отмечена и технико-технологическая сторона зодчества: меняется тип кирпичей и характер известкового раствора, появляются постройки, возведенные только из кирпичей (церкви св. Сергия, св. Симеона Богоприимца), из практики строительства постепенно уходит ракушечник, ранее применявшийся в качестве основного строительного материала. Нельзя не отметить, однако, ухудшение качества строительства — некоторые постройки 1430–1450-х гг. разрушались вскоре после окончания строительных работ.

Архитектурная тема была освещена также на византийском и западноевропейском (готическом) материале. Изучение происхождения трехлопастных форм в готическом искусстве стало еще одним подтверждением формирования готики под воздействием различных художественных традиций, преобразовывая которые западные мастера и создавали свои неповторимые произведения. Позаимствовав форму трифолиев из арабских памятников, а классическую трехлопастную форму из Византии, они выработали на их основе стрельчатую трехлопастную форму, которая и послужила толчком к созданию новых форм в период зрелой и поздней готики.

Важным дополнением к исследованию трехчастных форм в архитектуре стали работы по изучению средневековой традиции обрамления миниатюр с помощью трехлопастных форм. Исследование было проведено на материале византийских, западноевропейских и древнерусских памятников X – XVI веков и позволлило включить данную структуру в тотальную образность в богословском и искусствоведческом смыслах, связав ее с христианскими идеями восхождения, иерархии и триединства

Результатами работы по первому этапу проекта стали:

1. Теоретический анализ методологических и теоретических аспектов взаимодействия культур в западноевропейском и русском искусстве, включающий в себя

a. разработку системного подхода к терминологии в художественном, эстетическом и техническом формообразовании;

b. определение связей и различий методики системного подхода и междисциплинарных исследований в искусствознании;

c. анализ теории прогрессивного циклического развития искусства в российском искусствознании и истоки ее формирования и перспектив развития;

d. исследование проблемы композиции в отечественном искусствознании XX века;

2. Сбор материалов и обобщение данных по истории и семантике трехчастные формы в искусстве Византии, Западной Европы и Древней Руси, включающий в себя:

a. Исследование трехлопастных форм в готическом искусстве Западной Европы;

b. Исследование трехлопастных обрамления средневековых миниатюр Византии, Западной Европы и Древней Руси;

c. Анализ трехлопастной формы на основе психологии восприятия

3. Сбор материалов и анализ типологии деревянного зодчества Северной Руси, включающий в себя:

a. Изучение эволюции деревянного зодчества Северной Руси;

b. Обоснование актуальности изучения русского деревянного зодчества;

c. Разработку периодизации и вариантов классификации деревянных культовых сооружений

4. Сбор материалов и анализ самобытности Новгородской архитектуры XV века

5. Сбор и обобщение материалов по вопросам теории, истории и проблем преподавания искусствоведения, включающий в себя:

a. Изучение «теории двух установок зрения» и методики преподавания искусства

b. Изучение русской школы декоративно-прикладного искусства как одиного из источников системы современного дизайнерского образования

Ряд результатов работ по первому этапу проекта был внедрен в систему высшего образования. В частности, подготовлен учебный план дисциплины «Деревянное зодчество Скандинавии, для магистрантов первого года обучения по направлению «Искусствоведение. История искусства». Данный курс, впервые внедряющийся в систему гуманитарного образования России, затрагивает не только проблематику деревянного зодчества Северной Европы, но и ставит вопрос о соприкосновении и взаимовлиянии строительных технологий в приграничных регионах Руси и Скандинавии. Подобный ракурс становится одним из аспектов разрабатываемой модели взаимодействия художественной культуры Древней Руси и тех стран, с которыми ее контакты были наиболее интенсивными. Курс рассчитан на один семестр и включает 17 двухчасовых тем.

Подготовлено к публикации развернутое учебно-методическое пособие «Русское деревянное зодчество», в котором затрагиваются основные аспекты истории русского деревянного зодчества, наиболее полно представленного в церковной архитектуре Русского Севера. Памятники традиционно делятся на основные типологические группы – клетские, шатровые, кубоватые, ярусные и многоглавые, характеризующие наиболее распространенные объемно-пространственные решения в церковном деревянном зодчестве. Вместе с тем предлагается и дополнительная, региональная классификация построек, при которой учитывается местная специфика, зачастую влияющая на архитектурное формообразование и задающее целые направления в его развитии.

Рассмотрение памятников архитектуры Русского Севера предваряется историческим экскурсом, посвященным особому месту деревянного зодчества в древнерусской художественной культуре, а также развернутой систематической библиографией русского деревянного зодчества, планируемой в качестве отдельного Приложения к пособию.

Предполагаемое издание имеет не только учебно-педагогическую направленность, но и предназначена для исследователей древнерусского искусства и русской национальной культуры в целом. Содержательная составляющая более подробно освещена в Разделе 3 Промежуточного отчета.

В дальнейшем необходимо интегрировать результаты исследований в учебные дисциплины подготовки магистров искусствоведения, разрабатывать специальные курсы и разделы общеобразовательных курсов для искусствоведов, историков, культурологов, дизайнеров.