Национальная политика Франции
Правовое положение личности
В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3 и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения демократических принципов. Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53 наделяет народы, населяющие Францию правом на самоопределение; статьи 64 и 66 закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан. В целом, при определении правового положения личности во Франции следует опираться на преамбулу Конституции, в которой приверженность французского народа к соблюдению прав человека формулируется в точном соответствии с нормами Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.
Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому индивиду. В декларации расшифрован принцип равенства: "Люди рождаются равными и остаются равными в правах" (ст.2). Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: "Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом". Статья 5 гласит: "Все. что не запрещено законом. тому нельзя ставить препятствия. никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом". В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9): права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.
Конституция 1946 г. (в области прав человека являющаяся неотъемлемой частью ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право убежища, свободу мнений, право на получение образования. Так государству вменена организация бесплатного светского образования. Здесь же гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое, однако, осуществляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятием и т.д.
Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет два аспекта: 1) это защита от посягательств законодателя, 2) защита от посягательств органов государства (чиновников), юридических лиц, а также физических лиц.
Поскольку права и свободы носят конституционный характер, то их защита относится к ведению Конституционного совета. Что касается административных актов, могущих содержать нормы, нарушающие конституционные права и свободы, то высший орган административной юстиции - Государственный совет - рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия Конституции.
По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а может лишь обратить внимание на таковые соответствующих государственных органов.
Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также факультативный протокол к первому из них.
Франция - участник европейской системы защиты прав человека. Она ратифицировала в 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г., признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека.
В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись защиты своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие органы Совета Европы.
Браки
Во Франции официально считается, что все граждане страны являются французами независимо от их этнического происхождения. Поэтому термины «гражданство» и «национальность» юридически и даже лингвистически совпадают. Соответственно, не существует и национально-территориальной автономии – Франция рассматривается существующей Конституцией как «неделимая» республика, которая «обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» (статья 2). Президент Республики является гарантом «целостности территории» (статья 5). Соответственно, из французского официального лексикона исключено понятие «национального меньшинства».
Вплоть до распада в начале 60-х гг. колониальной империи Франции метрополия и ее заморские владения имели различный статус – департаментов, колоний, протекторатов (Марокко, Тунис и т. д.). Деколонизация положила конец этой ситуации, поскольку все бывшие колонии, включая часть тех, которые имели статус департаментов (Алжир), завоевали, иногда после длительных войн (Индокитай, Алжир), независимость, став суверенными государствами. Из заморских владений под французским суверенитетом остались четыре департамента (Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Гвиана), четыре заморские территории (Новая Каледония, Валлис-и-Футуна, Французская Полинезия и Французские антарктические и южные земли) и территориальные коммуны (Майотта и Сен-Пьер-и-Микелон). В заморских департаментах и территориях (за исключением Антарктических земель) население является этнически смешанным, но сильное сепаратистское течение имеет место только в Новой Каледонии.
Что касается метрополии, то не менее 12-15% населения страны сохраняют определенные этнические особенности. Большинство их носителей – иностранные рабочие-иммигранты (4,1 млн. человек, то есть свыше 6% населения), среди которых основную массу составляют арабы из стран Магриба, африканцы из тропической Африки, португальцы, испанцы, китайцы и вьетнамцы. Примерно столько же представителей этих этнических групп приняли французское гражданство и находятся в процессе ассимиляции, тем более, что они разбросаны по территории страны и группируются лишь в отдельных крупных городских центрах. То же относится к евреям (650 тыс.), армянам (350 тыс.), цыганам (около 100 тыс.) и т. д. Очевидно, что сепаратистские движения среди них полностью исключены.
В то же время на окраинах Франции сохраняются исторические области, более или менее компактно населенные представителями родственных народам пограничных стран этнических групп. Как правило, в этих областях они составляют большинство населения. Это эльзасцы (1 млн.), корсиканцы (900 тыс., из них на острове – меньше половины), бретонцы (1,5 млн.), баски (40 тыс.) и каталонцы (70 тыс.). Соответственно, они частично используют диалекты немецкого, итальянского, корнуэльского (из Юго-Западной Англии) и испанского языков. Баскский язык эквивалента не имеет.
Несмотря на приверженность многих из представителей этих групп традиционной национальной культуре и языку, они все основательно ассимилированы и считают себя в подавляющем большинстве французами. Национал-сепаратистские движения существуют и действуют только на Корсике, а также отчасти в Стране Басков. Остальные, включая эльзасцев и бретонцев, ограничиваются требованиями сохранения их национально-культурного достояния (образование, СМИ и т. д.).
Баски
Историческая область Страна Басков (на баскском языке – Эускади) поделена между Францией и Испанией, причем в Испании находится ее большая часть и проживает около 70% басков. Баскский этнос и баскский (эускадийский) язык не имеют родственных в Европе и, предположительно, сохранились практически неизменными с восьмого тысячелетия до нашей эры. Флаг – красное полотнище, пересеченное зеленым и белым перекрещивающимися крестами. Баскские националисты не употребляют названия «французская» или «испанская часть Страны басков», называя соответствующие территории Северной или Южной Эускади.
Развитие баскского национализма тесно связано с отношениями между Францией и Испанией. Несмотря на то, что франко-испанские отношения после падения режима Франко неоднократно омрачались, например, столкновениями (в том числе вооруженными) между рыбаками обеих стран в Бискайском заливе, а также различиями в подходах к созданию единой валюты ЕС и правил функционирования Евросоюза, в целом руководство обеих стран ведет дело к укреплению франко-испанского сотрудничества, которое расценивается как противовес Германии и северным англо-скандинавским странам в процессе европейской интеграции. Париж и Мадрид сотрудничают в создании структуры западного Средиземноморья (Барселонская конференция), поддерживают особый диалог с умеренными арабскими странами и государствами Латинской Америки, примером чего послужила последняя поездка Ж. Ширака по южноамериканским странам. Баскский вопрос служит важным катализатором данной тенденции.
В течение длительного периода французская часть Страны басков служила местом убежища для испанских басков, ведущих вооруженную борьбу против центрального правительства Испании. С 1984 года Париж изменил свою политику, и французская полиция и юстиция стали содействовать (предоставлять информацию и др.) негласно созданным испанскими властями «антитеррористическим группам освобождения» . Данные группы действовали на французской территории и осуществляли теракты против скрывающихся во Франции членов баскской террористической организации ЭТА, выступающей за создание самостоятельного баскского государства. В течение двадцати лет в результате покушений, организованных ЭТА, в Испании погибло около девятисот человек. Баски, скрывающиеся во Франции, были лишены статуса беженцев, но, тем не менее, сотни остались на французской территории нелегально. Убежище им предоставили французские баски, а также представители другого национального меньшинства – бретонцы, являющиеся членами Бретонского национального движения.