Смекни!
smekni.com

История органов внутренних дел мвд XIX -xx веков (стр. 4 из 5)

3. История добровольческого движения с середины XIX до наших дней

До 60-х гг. XIX века общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX века основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. – Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).

После отмены крепостного права в 1861 г. в России начинается бурный рост добровольческих филантропических организаций и заведений. Возникает множество учреждений, ориентированных на решение какой-либо конкретной социальной проблемы, например «Общество спасения падших девушек», «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Общество попечения над малолетними преступниками» и др.

Во второй половине XIX века появляются члены благотворительных общественных организаций, обществ и попечительств. Представители различных профессиональных групп, волонтеры-добровольцы, работники социальных учреждений выполняли функции социальных работников. Так, в 1844 г. в Санкт-Петербурге впервые в Европе принцессой Терезой, дочерью великой княгини Елены Павловны, была создана женская Никольская община, начавшая подготовку палатных сестер милосердия. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял известный врач, основоположник полевой хирургии Николай Пирогов. Десять лет спустя, когда возникла необходимость оказания помощи раненым и увечным воинам Крымской войны, была образована Крестовоздвиженская община, которая начала готовить сестер милосердия для оказания раненым помощи на полях сражений. 120 сестер Крестовоздвиженской обители работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью «За оборону Севастополя». Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. при российском обществе Красного Креста был образован Комитет «Христианская помощь». В 1882 г. Комитет создал первую во Всемирной системе Красного Креста общину сестер милосердия.

Деятельность общин не ограничивалась помощью раненым во время военных кампаний. В своих стенах общины открывали специализированные больницы, где четверть мест всегда была предназначена для бедных. Содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей из малообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся в ночлежных и работных домах.

Деятельность общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста напрямую решила задачи социальной поддержки и помощи населению, став своеобразным полигоном для разработки, внедрения и анализа учебно-практических технологий медико - социальной, социально-психологической и педагогической направленности. Сами же члены общественной благотворительной организации не только взяли на себя функции социальных работников, но и стремились учиться и одними из первых профессионально выполнять эту сложную работу.

Подобным образом стали действовать после проведения в России земской реформы 1864 г. земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, беспризорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста, а также земские врачи и учителя. Отметим, что работа земств и городских дум относилась, главным образом, к сфере социального благоустройства нищих и нетрудоспособных и была провозглашена в этом направлении общественным делом.

Кроме традиционных типов учреждений, земства развернули инновационные формы индивидуальной помощи адаптационного характера. К ним можно отнести организацию юридических консультаций, появление земских агрономов. Наблюдалось стремление внедрить на селе открытые формы призрения, используя любую возможность оставить призреваемого в кругу семьи. Особенно творческой в этом направлении была деятельность земских психиатров, которым удалось в начале XX века создать несколько поселков для семей, имевших душевнобольных родственников. Так, Буратовская колония в Тверской губернии под руководством доктора Литвинова, поселения в Нижнем Новгороде, Москве во главе с земским врачом П. Кащенко показали эффективность такого гуманного подхода, основанного на методах привлечения больных к труду, арттерапии, социальной защищенности в сочетании с лечением. Земства открывали приюты для слепых, глухонемых, парализованных людей, искали приемных родителей для детей-сирот, организовывали приюты для престарелых.

Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.

Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков, взрослых трудоспособных, взрослых нетрудоспособных и инвалидов, больных, престарелых.

История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе.

Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому носила часто комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по поиску мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитии, юридическая комиссия. В 70-х гг. XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

В одной из крупнейших московских благотворительных организаций «Обществе попечении нуждающихся» – добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных.

Нестабильная социально-экономическая ситуация в конце XIX – начале XX веков и усугубившаяся социальная обстановка с началом Первой мировой войны потребовали как от Российской империи, так и от других государств более четкой постановки вопроса о проведении социальной работы на профессиональном уровне. Этого требовали общественное призрение и благотворительность, претерпевшие качественные изменения и перешедшие к новым принципам организации и деятельности обществ и учреждений, количество которых активно росло благодаря децентрализации управления и развитию местного самоуправления.

В городах, подвергнувшихся натиску новых экономических отношений наиболее зримо, власти старались снизить социальное напряжение путем распространения разных форм «трудовой помощи» как среди взрослых, так и среди детей. В начале 1913 г. cоздавались бюро для поиска работы, биржы труда, открывались дома трудолюбия, организовывались общественные работы. Началось строительство ночлежных домов и дешевых квартир, на которые, как правило, давали деньги благотворители и благотворительные общества.

Чтобы скоординировать работу системы социального призрения, «упорядочить и объединить благотворительное движение в стране», которое все активнее разрасталось, а также впервые поставить вопрос о поддержке профессионалов социальной работы, в 1909 г. региональные отделения благотворительных обществ объединились в профессиональное общество – Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Цель этого союза была ориентирована на упорядочение и объединение благотворительной деятельности во всей России.

На первый план выдвинулось «открытое призрение», особое внимание стали уделять трудовой помощи, патронажу, профессиональному обучению и переобучению при поиске работы, воспитанию и образованию, медицинскому обслуживанию, снабжению жильем. Процесс становления профессии в России в начале XX века носил, скорее, общественно-благотворительный, нежели государственный характер и не смог сформироваться в систему подготовки социальных работников на базе высших или средних учебных заведений, как это уже происходило в Англии, Германии и Швеции.

Говорить об участии молодежи в добровольческом движении можно начиная только с XX века, когда в Россию пришло скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей, создано «Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)» под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны). Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом (1915 г.), определил цель русского скаутского движения как подготовку нового поколения граждан России, крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего служения Родине.