4.1. Православный образовательный центр при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре призван стать духовно-оправданным лидером школьного возрождения, поскольку находится в городе Сергиев Посад - духовной столице России и центре богословско-педагогической мысли. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре находится великая национальная святыня – мощи преподобного Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской. В Сергиевом Посаде собраны лучшие богословские и педагогические кадры, создана наиболее благоприятная духовно-нравственная атмосфера, связанная с непосредственной близостью Троице-Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии, множества православных храмов.
4.2. Учредителями православного образовательного центра помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выступает Московская Духовная Академия и Администрация Сергиево-Посадского района.
По статусу своих учредителей православный образовательный центр обязан стать образцово-показательным центром научно-методических исследований и разработок, творческой лабораторией по созданию программ и учебных пособий по среднему православному образованию, маяком для других православных школ и гимназий.
4.3. Московская Духовная Академия, отвечающая за кадровое обеспечение образовательного центра, основана в 1685 г. и первоначально именовалась Славяно-греко-латинской академией. Московская духовная академия является первой высшей школой России и крупнейшим центром развития православной науки и образования в Русской Православной Церкви; из ее стен вышли известные богословы, церковные и общественные деятели. Среди питомцев Академии XVIII века: великий ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, математик Л.Ф. Магницкий, первый русский сатирик Антиох Кантемир и многие другие известные деятели русского просвещения.
В настоящее время Академия — центральное богословское учебное заведение, готовящее преподавательские, научные, исследовательские и административные кадры для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви. В качестве структурного подразделения первого уровня обучения при академии действует семинария. Также при Академии существуют Регентская и Иконописная школы.
Московская духовная академия является национальным научным и культурным достоянием России. Академия внесла великий вклад, получивший мировое признание, в развитие богословских, гуманитарных и естественных наук, во все времена оставаясь верной своему призванию — служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания.
4.4. Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископом Феогностом для расположения православного образовательного центра определен комплекс зданий бывшей Вифанской семинарии, одного из старейших учебных заведений России.
Этот комплекс зданий является историческим памятником российского образования, стены Вифанской семинарии безусловно заслуживают особого упоминания.
Комплекс зданий расположен в пригороде Сергиева Посада, в живописном месте на берегу Вифанского пруда. Строительство Вифанского скита и семинарии было осуществлено по указу императора Павла I, посетившего обитель после своей коронации (1797г.). Устроением семинарии занимался выдающийся церковный деятель митрополит Платон (Левшин) (1737-1812).
Объемно-пространственная композиция здания и система наружного декора, придающие вид замка позволяют отнести старый семинарский корпус к ценным памятникам романтического направления в архитектуре русского классицизма. Автор проекта «Нового семинарского корпуса» — известный Московский архитектор Бове.
Обновление и благоустройство Вифанской семинарии связано с именем великого церковного и государственного деятеля святителя Филарета (Дроздова).
Спасо-Вифанская семинария являлась долгое время центром духовного просвещения, целью которого было изучение слова Божия, воспитание служителей Слова, образование юношества в истинном благочестии.
Среди известных воспитанников и преподавателей Вифанской семинарии - известный проповедник епископ Архангельский Неофит (Докучаев-Платонов), известный миссионер, просветитель далекой Сибири, организатор Алтайской миссии архиепископ Евгений (Казанцев), талантливые и блестящие проповедники архиепископ Амвросий (Ключарев) и епископ Виссарион (Нечаев), исповедник нашего времени митрополит Трифон (Туркестанов), новомученик Российский епископ Серафим (Звездинский). Из светских ученых, оставивших заметный след в богословской науке, мы смогли бы назвать Н.И.Субботина, прекрасного историка-исследователя, осново-положника критического направления в отечественной историографии Е.Е. Голубинского, известного ученого в области исследования Священного Писания М.Д. Муретова, прекрасного ученого-физика, исследователя в области различных явлений природы Д.Ф. Голубицкого, Д. Боголепова, Н.Ф. Каптерова, С.Д.Муретова и др. Вот только краткий и небольшой перечень лиц, которые, однако, внесли весомый вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения на Святой Руси. Все они, как мы уже выше отмечали, были или выходцами из Вифанской семинарии или были связаны с ней преподавательской или административной деятельностью.
К сожалению, эта плеяда великих ученых и просветителей прервалась в начале 20 века, в 1918 г. Вифанская семинария была закрыта.
Спасо-Вифанская семинария являлась на протяжении более 100 лет не только памятником архитектуры, но более даже памятником силы и духа, памятником просвещения и церковной науки. Стены Вифанской семинарии заслуживают достойного продолжения в них образовательной деятельности на благо нашему Отечеству и Святой Церкви.
5. Православный детский сад
5.1. Сложность и ответственность поставленных задач определяют необходимость целенаправленной и последовательной подготовки детей к обучению в православной гимназии. Психическое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка в раннем периоде (дошкольном) осуществляется наиболее высокими темпами по сравнению со всеми другими возрастными периодами детства. Еще в большей степени это наблюдение верно по отношению к душевной жизни ребенка. Душевный мир ребенка целостен, противоречия мира губительно сказываются на нем. Христианское воспитание, основы которого закладываются в семье, не должно быть изолированным и закрытым. Православный детский сад дает возможность верующим родителям воспитывать детей в православной вере, помогает им гармонизировать личность ребенка. В отношении воспитания детей православный детский сад предшествует началу обучения в гимназии, является его первой ступенью. Дети с первых шагов привыкают к образу жизни, сообразному православному миропониманию.
Опекая ребенка с раннего возраста, воспитатели имеют возможность выявить индивидуальные возможности и склонности ребенка, вовремя скорректировать нежелательные отклонения в его естественном развитии, системно сформировать основы интеллектуальных и трудовых навыков, необходимые для успешного обучения в гимназии. Особое значение придается эстетическому развитию ребенка - раскрытию его творческих способностей, гармоничности его физического и психического здоровья.
5.2. На протяжении 3-х лет обучения в православном детском саду воспитанники получают всестороннюю подготовку к начальной школе православной гимназии.
Учебные программы разделены на блоки:
общеобразовательный:
-чтение;
-письмо;
-арифметика.
гуманитарный:
-история;
-древнерусская культура.
воспитательный:
-прикладное творчество (лепка, рисунок, керамика);
-пение с элементами сольфеджио;
-индивидуальное музыкальное обучение (по желанию).
-физическая культура.
Получаемые знания должны позволить воспитаннику детского садика продолжить свое обучение в 1 классе православной гимназии или в иных школах с повышенными требованиями при поступлении.
5.3. Преемственность православного детского сада и гимназии, основанная на применении дошкольных методов и форм организации жизни детей на начальных этапах школьного обучения, адаптирует переход к новой деятельности.
Освоение с детского сада основ православной жизни, определяющее в той же мере уклад гимназии, углубляется сообразно взрослению воспитанников. Опекаемые Церковью и наставниками, дети должны научиться претворять полученные знания в собственный опыт богопознания и духовной жизни. Заповеди Божии о почитании родителей, милосердии и любви должны стать для детей основой их жизни, потребностью и осмысленным убеждением.
5.4. Православный детский сад как структурное подразделение православного образовательного центра планируется разместить в освободившемся здании гимназии, рассчитанном на 150 человек.
6. Православная гимназия
6.1. В традиционном понимании - образование – это формирование в человеке определенного образа. Согласно библейской антропологии человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 2 гл.), носит в себе самом образ божественной славы. Но поскольку образ Божий в человеке затемнен и даже искажен грехом, то необходимо образование человека, то есть необходимо воссоздание в человеке первозданной божественной красоты путем очищения от греха и преображения человека через святую и добродетельную жизнь.
Цель к которой должна стремиться Гимназия, в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: формирование в учащихся цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых в России столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои способности в возрождаемом Отечестве.