Смекни!
smekni.com

Национально-этнические конфликты и их криминогенная роль (стр. 3 из 5)

Эти примеры свидетельствуют о беспомощности властей в разрешении такого рода конфликтов. Например, администрация села Розовка не нашла иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как вывоз всех узбеков из поселка, повторив опыт карельского города, но сделав это гораздо раньше, чтобы не породить массовых волнений, погромов и не дать возможности использовать эту ситуацию в иных целях - для использования межнациональной напряженности в отношениях и как результат зарождение потенциальной стадии межнационального конфликта, пусть и на микроуровне, т.е. перевода межэтнических конфликтов из потенциальной стадии в реальную, вспышку этнофобий, выработку негативных этнических стереотипов по отношению к иноэтничным представителям - национальным меньшинствам, зачастую гражданам одного государства - РФ. Граждане любого государства, в том числе и РФ, независимо от их национальной принадлежности должны исполнять одну из первостепенных обязанностей - соблюдение закона. Гарантом закона в данном случае должна выступать именно власть, причем на всех ее уровнях, иначе реакцией общества как социального организма на массовое неисполнение законов и иных норм права, различного рода девиантность в поведении так называемых хозяев отдельно взятого города, субъекта, страны в целом будут массовые погромы, беспорядки, придание конфликтам национальной окраски, использование их в своих целях радикальными организациями различного национального толка.

Представляется, что возникновение такого рода конфликтов явилось результатом несоблюдения элементарных требований законности и постоянного давления организованных преступных группировок, создаваемых представителями национальных меньшинств с учетом специфического мотивационно-криминологического свойства - этничностью, на жителей большинства российских городов.

Во что могут вылиться подобные конфликты в других городах России, в настоящее время нельзя спрогнозировать. На данный момент можно только констатировать тот факт что, к сожалению, все основания для конфликтов такого рода давно уже имеются, находясь в потенциальной своей стадии. И только изменение политики государства в миграционной сфере, например, путем ужесточения пограничного контроля, причем как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья, установление квот для трудовых мигрантов, увеличение штрафных санкций за незаконное использование труда нелегальных мигрантов во всех сферах экономики, а также иные меры в данном направлении позволят избежать эскалации такого рода конфликтов в полиэтническом государстве - РФ.

Прежде всего, на наш взгляд, следует согласиться с предложением Президента РФ В.В. Путина «по наведению порядка на российских рынках»[15] посредством разработки программы, включающей в себя различные меры правового, административного, экономического воздействия, реально способствующие изменению в деятельности российских рынков.

Следует согласиться и с С.А. Касьяненко, считающего, что в России как никогда необходимы разработка, принятие, финансирование различных программ социального характера в отношении беженцев и вынужденных переселенцев с привлечением представителей общественности, средств массовой информации, религиозных и культурных деятелей, позволяющих им интегрироваться в принимающую среду, с меньшей долей социальной напряженности, а не замыкаться и обособляться от всего общества в своих землячествах. Воспитание толерантности полиэтничных российских граждан в различных национальных вопросах может способствовать снижению напряженности и погашению потенциальной стадии межнациональных конфликтов, возникающих как социальная реакция на почве девиантности поведения некоторых представителей национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации[16].

Наиболее опасными межнациональными конфликтами, являются конфликты, разжигаемые сепаратистскими группировками.

В современном мире целью сепаратистской деятельности чаще всего выступает политико-территориальное обособление. Именно интенция к "своей" обособленной территории, являющейся материальной основой жизнедеятельности социальной общности, характеризует сущность современных экстремистских движений. Это дает основания охарактеризовать большинство из них как сепаратистские. Таким образом, сепаратизм и его экстремистские проявления имеют своей целью достижение территориальной независимости, т.е., по сути, государственного суверенитета, для конкретно-определенной этнической или религиозной общности. Причем достижение этой цели осуществляется вопреки интересам других этнических и конфессиональных групп.

При этом идеологическое обоснование сепаратистской деятельности может осуществляться посредством апеллирования к традиционным для соответствующей социальной среды духовно-религиозным ценностям или к национальному самосознанию определенной этнической группы, к так называемой национальной идеологии, которая в данном случае представляет собой не что иное, как подборку идеологических положений, отражающих экономические интересы национальных элит. Эти идеологические установки, по точному замечанию Н.В. Волкова, как правило, выражаются «в активной агитации за "национальное возрождение"», под которым подразумевается обычно возврат к некой утраченной норме, будь то "историческая территория", "справедливые границы", "гармония с природой", "душа и память народа", "вековые традиции", "народная религия" и подобные, сочиненные археологами, историками, этнографами, писателями и журналистами, мифы. Национализм склонен идеализировать прошлое своего народа как цепь славных деяний и великих культурных достижений, а также страданий и несправедливостей, совершенных по отношению к нему другими народами[17].

Характерной чертой экстремистских форм сепаратизма являются методы и способы, носящие характер уголовно наказуемых деяний: возбуждение национальной, расовой, или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ); организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ); захват заложников (ст. 206 УК РФ); насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278); действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя (ст. 278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), широкий круг преступлений против жизни и здоровья и т.д. При этом наибольшую социальную опасность представляют акции экстремистских организаций, осуществляемые в форме террористических актов (ст. 205 УК РФ), а также развязываемые ими "войны за независимость" и различного рода "национально-освободительные движения", нередко оборачивающиеся для представителей наций, отличных от тех, к которым принадлежат "борцы за независимость", геноцидом (ст. 357 УК РФ).

Необходимо отметить, что начавшееся с Чеченских событий, вытеснение русских с Кавказа, скрытое национальное высокомерие титульных наций под прикрытием строительства собственной государственности и самоопределения народов, разветвленная сеть организованных преступных группировок кавказцев практически во всех регионах России, выдавливание ими местных предпринимателей из наиболее доходных сфер бизнеса бумерангом обернулось на самих кавказских народах. Усугубленная страхом многочисленных террористических актов в 2004 г. «кавказофобия» охватила почти все субъекты Российской Федерации. Люди под влиянием массовой истерии воспринимают кавказцев как угрозу собственной безопасности. Отсюда - скрытое и открытое их неприятие на бытовом уровне: нарушения законности при проверках документов «лиц кавказской национальности»; отказы в регистрации по месту фактического пребывания и жительства, а, следовательно, в медицинском и другом социальном обслуживании; незаконные задержания органами правопорядка (в том числе с применением силы); неприятие сверстниками кавказских детей, подростков и студентов в системе среднего и высшего образования; криминальные погромы на рынках, где торгуют кавказцы; криминальные разборки на этнической почве и т.д.

Особенно усилилась «кавказофобия» после бесланских событий. Люди, называющие себя кавказцами и претендующие на «моральное лидерство» как борцы за независимость, совершили средневековое по своей жестокости преступление, которое не вяжется с «национально-освободительным движением». Именно поэтому население России воспринимает кавказцев как реальную угрозу личной безопасности.

Следует отметить, что «кавказофобия» существует, прежде всего, среди российской политической элиты, которая нередко своими высказываниями поощряет «антикавказские», антиисламские настроения. Такое отношение к Северо-Кавказским этническим общностям порождает адекватную реакцию - русофобию. Русские начинают чувствовать на себе дискриминацию в отдельных регионах России, становятся заложниками ситуации, в том числе на Северном Кавказе.